«Теснота» Кантемира Балагова
«Теснота» Кантемира Балагова

Кантемир Балагов — российский режиссёр, 25 лет. Родился в Нальчике. Выпускник мастерской Александра Сокурова. В 2017 году дебют Балагова, фильм «Теснота», стал одним из главных событий Каннского кинофестиваля, собрав восторженную прессу и получив приз ФИПРЕССИ. Сразу после этого картина попала в основной конкурс «Кинотавра» и киносмотра «Зеркало», а также была куплена для международного проката, окупившись до выхода на широкий экран.

- Кантемир, учитывая всё, что происходит с вами последние месяцы: что вы вообще загадывали на новый год? Как вы его планировали?

- Я был в очень депрессивном состоянии на новый год. Я даже дал себе обещание, что если к 30 годам ничего не добьюсь — покончу жизнь самоубийством. Видимо, я очень хочу жить, и сейчас происходит то, что должно произойти.

- Но вы мечтали о чём-то? Канны — Кинотавр?

- Нет, я просто хотел снять кино и понимал, что в это кино вложу всё, всего себя, поставлю на кон всё. Ставка сыграла, вот и всё.

- «Теснота» открывается, может быть, одним из самых важных кадров в картине — титром: «меня зовут Кантемир Балагов, я кабардинец». Почему это важно было заявить и прописать?

- Мы показывали черновую сборку кинокритикам, и они не до конца понимали контекст времени. Почему кабардинцы, почему Северный Кавказ? И это для того, чтобы зритель понимал, что сейчас будет, что это основано на реальных событиях и кто такие кабардинцы.

- Я много раз был на Северном Кавказе вообще, в Нальчике в частности. Меньше всего это место напоминает территорию, на которой растут кинематографисты. Как вы к этому пришли? Как заболели кино?

- Я всегда был киноманом. До мастерской смотрел другое кино, но мне всегда нравилось кино. И в 19-20 лет я взял фотоаппарат-зеркалку и начал снимать веб-сериал со своими друзьями местными.

- Я снял десять серий в течение года и понял, что хочу чего-то другого. Потом Сокуров открыл мастерскую, я ему отправил свои серии, и он предложил поступить на третий курс. Для меня тогда кино было развлечением. Сейчас я понимаю, что картинка — это в первую очередь визуальный код. У меня теперь другое формирование.

- Школа Александра Сокурова — насколько она изменила ваше представление о кино, о профессии

- Понятия профессии у меня никогда не было, но понятие кино изменилось кардинально. Она поменяла меня как личность, я начал как-то осознанно подходить к вещам, только когда начал учиться в мастерской. Это огромная школа жизни. Александр Николаевич просто невероятный человек, вне времени. Нам очень сильно повезло, что такой мастер открыл мастерскую на Северном Кавказе. И он никогда её не откроет, нового набора не будет, потому что он разочаровался в Северном Кавказе.

- Что вы имеете в виду?

- Ну, он ожидал лучшего, а оказалось то, что оказалось на самом деле.

- Но не от студентов же.

- И от студентов тоже. Мы не оправдали его ожиданий.

- Ну я слышал, что говорит Александр Николаевич о вас. Он очень гордится.

- Мы тоже гордимся, что мы его ученики, но это мое предположение, не знаю, мне кажется, он разочарован. Возможно, я не прав.

- Теснота — очень личная картина?

- Да, конечно.

- Есть мнение о литературе, что любой человек может написать в своей жизни один хороший роман, просто за счёт опыта, жизнь насыщена, а потом начинается другое: ремесло, техника. Можно ли считать таким первым романом «Тесноту» и, соответственно, что будет дальше?

- Да, «Тесноту» можно назвать таким первым романом. Первый фильм — это везение, это совокупность всего, что в тебе накопилось. И есть шанс во втором, третьем фильме повторить самого себя. Это очень большая ловушка на самом деле.

- Вернёмся в Канны. Что вы делали в тот день, в тот момент, когда узнали, что «Теснота» попала в «Особый взгляд»?

- Я позвонил родителям, а потом Сокурову. Он сказал: я уже всё знаю, но для меня это было большим сюрпризом, огромный шаг в моей судьбе.

- Но как вы узнали? Вам позвонили или что?

- Нет, я смотрел пресс-конференцию.И когда объявили «Тесноту» вторым номером в «Особом взгляде» — это было потрясением. Но, оказывается, за день до этого они написали на мою старую почту, откуда-то у них взялась, но они предупредили.

- Как вы там себя чувствовали? На красной дорожке, на вечеринках?

- Я не ходил на вечеринки, а на красной дорожке просто пробегал. Очень некомфортно, я не люблю эту мишуру, но это неотъемлемая часть. Это кино, но это и бизнес, если хочешь, чтобы твою картину увидели — надо её проталкивать.

- Ваш фотокол. Он стал настоящим мемом в России. Что там вообще делал Колин Фаррел? Откуда он там взялся?

- Ой, я читал, что он вышел в нашу поддержку, но это неправда. Просто был фотокол фильма Софии Копполы, а потом они фотографируют каждого героя по отдельности. И что-то перепутали, вытащили нас, а Колина Фаррела сфотографировали отдельно. И он пришел, видит, что мы стоим и по-джентельменски сфотографировался весте с нами.

- Из всех отзывов о «Тесноте», есть ли какой-то, который вас обидел? Задел?

- Нет, даже негативные замечания имеют место быть. Фильм не идеален, я лучше всех понимаю и технические, и драматургические недостатки. Но это дебют не только мой, это дебют всей команды. Такие ошибки необратимы.

- Как вы нашли великую Дашу?

- Это наш великий кастинг-директор, он её нашел в Москве, она закончила студию-МХАТ. Мы встретились на пробах, порепетировали текст Платонова, и я понял, что это та героиня, которая мне нужна.

- Почему Платонова?

- Ну, это мой любимый писатель. И там есть текст, который для современного человека неорганичен. Такой клад речи. И мне было интересно, как актёр справится с этим.

- Это типичная ситуация для Нальчика? Читать Платонова, мечтать о кино?

- Нет, я начал читать, когда поступил к Сокурову. До этого практически не читал, о чём очень сожалею. Но стал наверстывать упущенное, и мастерская Сокурова меня сформировала.

- Пять самых важных для вас фильмов? Или три?

- Этого года?

- Нет, вообще.

- Прежде всего «Мушкетт» Брессона, это «Кулаки в карманах» Марко Беллоккио и «Розетта» Дарденнов. Ну и, конечно, на четвёртом «Летят журавли».

- Спасибо вам большое, великая «Теснота».

Поделиться новостью:

Другие новости

закрыть плеер
закрыть плеер