Ив Сен Лоран жив (тоже)

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

1 июня исполняется 10 лет со смерти Ива Сен-Лорана. За это время про великого невротика и кутюрье успели снять два игровых («Yves Saint Laurent» и «Saint Laurent») и два документальных фильма («L’amour fou» и «Le dernier defile»), стараниями душеприказчика Пьера Берже открыть два музея (в Париже и Марракеше) и распродать с помпой личную коллекцию искусства на торгах в Гран-Пале, издать несколько биографических книг. Однако фигура Сен-Лорана по-прежнему загадочна, объяснить феномен pied piper — так его называла Диана Вриленд — не удаётся ни художественными, ни научными средствами, он больше, чем личность, и дольше, чем эпоха, которая, кстати, так удобно раскладывается на sex, drugs, rock’n’roll в почти одноимённых картинах Жалиля Леспера и Бертрана Бонелло.


Возможно, дело в том, что Ив Сен-Лоран начинается там, где заканчивается Saint Laurent, модный дом и бренд, а именно 7 января 2002 года, в полдень. На тот момент Сен-Лорану 65, по нынешним меркам — не возраст уходить на пенсию (Карл Лагерфельд и в 80 с лишним до сих пор во главе Chanel), но мир моды изменился. На часах — безудержная экстравагантность: эксцентрики Гальяно и Маккуин правят бал в «Диоре» и «Живанши». А Сен-Лоран всё так же из года в год проводит дефиле в отеле «Интерконтиненталь» в Париже под целые акты из итальянских опер. Всё чаще в интервью он вместо привычного «революция» говорит «эволюция», описывая свой творческий метод, а знаменитое выражение «женщине из каждой моей коллекции на самом деле нужны только брюки, плащ и свитер» поменялось на «женщине не нужно обновлять каждые шесть месяцев свой гардероб, мои коллекции — на все времена». Уже в 1990-е годы он отказался от столь любимого им прет-а-порте: мужскую линию отдал Эди Слиману в 1996-м, а женскую — Альберу Эльбазу в 1998-м. Марка SL стала разменной монетой в борьбе корпораций — LVMH и Pinault-Printemps-Redoute, в итоге Франсуа Пино выкупит бренд вместе с Gucci Group и назначит в 2000-м короля порно-шика Тома Форда креативным директором. Это безусловно правильное с маркетинговой точки зрения решение вызовет скандал: Ив Сен-Лоран и Пьер Берже публично осудят «новую безвкусицу». Ещё два года Ив Сен-Лоран будет заниматься убыточным haute couture, в цитадели на авеню Марсо — рабочий церемониал и иерархия, согласно которой маэстро — бог, его взгляды, поступки и капризы не подлежат обсуждению, неизменны. Как и три десятилетия подряд, он каждое утро садится за барочный стол, заставленный букетами лилий, акварелями Кристиана Берара, фотографиями Сильваны Мангано и прочими фетишами — портретом своего французского бульдога Мужика и мягкой игрушкой, странно смахивающей на куклы вуду Диора. Этот кабинет теперь можно увидеть в парижском музее, так же, как и документальное видео, на котором Ив Сен-Лоран, стоя наверху мраморной лестницы, дрожащим голосом объявляет о своём уходе, благодарит публику за годы поддержки. Прощальная речь смонтирована кураторами с моментами наивысшей славы: дефиле на Stade de France в 1998-м во время чемпионата мира, открытие в 1983-м первой в истории Metropolitan выставки костюма, да еще и прижизненной, или овация юному дебютанту Сен-Лорану (дом Dior он возглавил в 21 год) на балконе авеню Монтень после показа коллекции «Трапеция». О последних шести годах ни слова — чёрный экран и фоном постепенно угасающая музыка Равеля.


Человека Ива Сен-Лорана не разглядеть за лесом манекенов, одетых в придуманные кутюрье Сен-Лораном наряды. Ревниво охранявший последние годы память о бывшем возлюбленном Пьер Берже благословил байопик Леспера. Из официальной версии исчезла неудобная Берже история страсти между Ивом и Жаком де Башером, выдающимся авантюристом и жиголо, с которым Сен-Лоран познакомился в гостях у вечного соперника Карла Лагерфельда. Не будет в картине Леспера и семейных сцен, только ценности, сыгранный Пьером Нинэ Сен-Лоран, этакий нестареющий отрок-тростиночка, восхищающийся без устали красотой своих подруг и муз, Лулу де ла Фалэз и Бетти Катру, гений не от мира сего, человек, упавший на Землю и выживший только благодаря непрестанной заботе Берже. Иронией звучит название фильма — «Ив Сен-Лоран», как бы намекающее — речь не о творчестве, а о творце.


Вынужденный довольствоваться фамилией «Сен-Лоран» в названии картины Бонелло, напротив, расскажет слишком много, вопреки протестам Берже. Но и тут от Ива, несмотря ни на какие откровенные подробности — оргии на гинекологическом кресле или наркотические галлюцинации — останется облако сигаретного дыма, рассеивающееся на титрах, как улыбка чеширского кота. Сколько бы Гаспар Ульель не поправлял очки и не отставлял локоть, копируя оригинал, он — восковая копия из музея Мадам Тюссо. Ив Сен-Лоран в версии Бонелло — проекция завоеваний другой эпохи, современной: права сексуальных меньшинств, феминизм, Алжирская война как геноцид, СПИД, мультикультурализм и толерантность, пионером которых, выходит, был кутюрье. И даже ещё один, третий Сен-Лоран в исполнении Хельмута Бергера выглядит эпитафией к былым свершениям, он стар и разбит, но нет сомнений: перед нами хрестоматийная осень патриарха. Обычный приём Бонелло — от частного к целому, от личных перипетий к истории нации, здесь сыграет с режиссёром злую шутку. Это постфактум ясно — какой и когда нужно было делать политический выбор, чтобы идти в ногу со временем. Но в «прекрасном» далёко сексуальная раскрепощённость или социальный эскапизм (долгие сезоны в Марокко) необязательно рифмовались с переменами в воздухе. Искусство — череда побед, а частная жизнь, как водится, — серия поражений. Первое не связано со вторым, более того, между — пропасть.

Гении проживают свою жизнь дважды: как трагическую true story и как художественный фарс, некоторые имена и события изменены. Иву Сен-Лорану так и не удалось увидеть себя в зеркале, только в глазах толпы.

Читайте также
71-й Каннский кинофестиваль: Лауреаты
Объявлены обладатели основных наград 71-го Каннского кинофестиваля. Кино ТВ публикует список победителей. Золотая пальмовая ветвь — «Магазинные...
5 фактов о Каннском кинофестивале
Сегодня открывается 71-й Каннский кинофестиваль. Начать следить за главным киносмотром планеты лучше всего с информационной справки, подготовленной и снятой К...
Посмотри в глаза чудовищ: «Легенда о динозавре»
29 апреля 1977 года на экраны Японии вышел фильм Дзюндзи Кураты «Легенда о динозавре». Два года спустя картина была выпущена в прокат в&nb...
Тетрадь памяти. История «Cahiers du cinéma» — главного на планете журнала о кино
Обложки трёх первых выпусков Cahiers du cinémaВ 1951 году Жак-Дониоль Валькроз, критик-автодидакт с амбициями режиссёра, не сумел убедить Гастона Галлимара от...
Жозе Джованни: корсиканец, уголовник и гений
24 апреля 2004 года в одной из больниц Лозанны умер некто по имени Жозеф Дамиани. Мир знал его как Жозе Джованни, автора двадцати двух книг, сценариста тридца...
«Золотой мальчик Голливуда»: 100 лет назад родился Уильям Холден
17 апреля 1918 года родился Уильям Холден — человек с одним из самых узнаваемых лиц «Золотого Голливуда», любимый артист Билли Уайлдера («...
Также рекомендуем
Стоит ли обращать внимание на сериальную адаптацию прославленной видеоигры?
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и заду...
Необычные роли в фильмографии актёра без боевиков и подрывов небоскрёбов
В 2021 году планируется выход фильма «Том и Джерри». Рассказываем, как менялись наши любимые герои. Как Джаспер и Джинкс...
Стоит ли обращать внимание на сериальную адаптацию прославленной видеоигры?
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и заду...
Необычные роли в фильмографии актёра без боевиков и подрывов небоскрёбов
В 2021 году планируется выход фильма «Том и Джерри». Рассказываем, как менялись наши любимые герои. Как Джаспер и Джинкс...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00