Как за пять лет изменился фестиваль сериалов «Пилот»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фестиваль сериалов ПИЛОТ. Фото со страницы фестиваля ВКонтакте

В Иваново завершил свою работу пятый юбилейный фестиваль сериалов «Пилот». Мы уже рассказали в нашей подборке о самых интересных проектах фестиваля. Сусанна Альперина о том, как «Пилот» изменился за это время.

Население Иваново в период с 22 по 25 июня этого года махом увеличилось почти на тысячу человек. Столько гостей и участников фестиваля «Пилот» приехали сюда в этом году. Были «задействованы» все отели. Снимали квартиры — так обычно происходит в период крупных кинофестивалей в Каннах, Венеции и других городах, включая Сочи, когда там проводили «Кинотавр». Только в Иваново, к счастью, пока не поняли, что на период «Пилота» можно взвинчивать цены.

На первом фестивале «Пилот» в 2018 году показы проходили лишь в одном зале кинотеатра «Лодзь». Для людей это было в диковинку — лицезреть сериалы в главном городском кинотеатре, когда у них к тому времени уже более 10 лет как проходил международный кинофестиваль авторского кино «Зеркало», посвящённый уроженцу здешних мест Андрею Тарковскому. В этом году на «Пилоте» три зала кинотеатра были забиты под завязку, и время от времени из них раздавались просьбы включить дополнительные кондиционеры. При этом человек 150 смотрели внеконкурсную программу на вокзале. На время «Пилота» бизнес-зал недавно отремонтированного вокзала в Иваново уже не первый год превращается в кинотеатральный.

Фестиваль сериалов ПИЛОТ. Фото со страницы фестиваля ВКонтакте

Более 20 сериалов (точнее, их пилотных эпизодов) за два-три дня — такой марафон для «Пилота» норма. Если не посмотрел 10 серий разного жанра и калибра в день, считай, фестиваль не состоялся. Но в этом году к просмотрам добавилась ещё и деловая программа. Если на первых фестивалях «Пилот» деловая часть сводилась к выездным светским мероприятиям, где создатели представляли материалы новинок, а потом присутствующие выбирали лучший проект, то теперь был объявлен Первый деловой форум. И надо же — помещение, где его проводили, оказалось слишком тесным. Люди стояли, сидели на ступеньках. Причём не рядовые участники, а даже члены жюри и руководители онлайн-кинотеатров. Показательно, что особенно зал переполнился «через край» на презентации Института развития Интернета (ИРИ), который поддерживает сериалы, но известно об этом было далеко не всем присутствующим. Из проектов ИРИ наибольший интерес у собравшихся вызвали два (представлено было 10). Это будущие сериалы «Слово пацана» Жоры Крыжовникова и «Челюскин. Первые» (за ним стоит компания Фёдора Бондарчука).

ИРИ вообще правил бал на юбилейном «Пилоте». На деловом форуме была сессия, посвящённая проектам в работе, по итогам которой выбирали самый ожидаемый сериал. Им стал проект онлайн-кинотеатра Kion «Третий в постели» Бориса Хлебникова — Александр Робак и Анна Михалкова сыграли в нём супружескую пару, которая в отпуске попала в невероятное приключение. Однако в сессии участвовал поддерживаемый ИРИ масштабный сериал «Плевако» студии Алексея Учителя «РОК». Из названия понятно, что герой сериала — легендарный русский адвокат, чьё имя стало нарицательным. Его играет Сергей Безруков, а режиссирует сериал жена артиста — Анна Матисон. В основном конкурсе «Пилота» 2023 года было три проекта, сделанных при поддержке ИРИ. И один из них победил — стал лучшим, по мнению жюри. Речь о сериале «Цербер», в котором переплелись история декабристов, структура детектива и идеологическо-просветительская составляющая. Главную роль сыграл Сергей Марин.

«Третий в постели», реж. Борис Хлебников. KION

В деловой программе обратили на себя повышенное внимание ещё два события. Первое — лекция генпродюсера Okko Гавра Гордеева об интеграции брендов в контент. И второе — сессия главы компании «Экспоконтент» Александры Модестовой под названием «Соковыжималка». В ней были представлены отобранные спикером сериальные тренды последнего времени с яркими примерами — международными сериалами. Если следовать за трендами исследования Модестовой, из которых один — жанровый, все остальные — смысловые, в отношении пятого фестиваля сериалов «Пилот», то можно отметить следующее. Заявлен тренд «Экранизации» — такие были, и не одна. Начиная с сериала-открытия «Пилота» «Библиотекарь» — он выйдет к зрителям, кстати, уже 29 июня. Тренда «Невозможное — возможно» в фестивальных сериалах почти не было. Тренда «На основе реальных событий» также почти не было, особенно в отношении современной реальности. Тренд «Закон не писан» тоже отсутствовал — за редким исключением. Тренд «В поисках правды» — таковой был, но в небольшом количестве. Особенно ярко проявился в сериале, который более всего понравился зрителям, — «Мамонты». В нём герой Юрия Стоянова, пенсионер, который приехал к дочери в Москву, собирается найти в даркнете обманувших его банковских мошенников. Явно ему это удастся. Ещё один тренд — «Женщины сверху». Вот его было с лихвой. Сразу несколько проектов были посвящены сильным женщинами — такие сериалы, как «Ира», «Я иду искать», «Мамонты», «Убить Риту» и другие.

В целом же тренды нынешнего «Пилота» можно выделить такие: по жанрам — комедии и криминальные истории, научная фантастика, исторические проекты, и даже катастрофа. По темам — отношения между поколениями, новые технологии... Однако самый яркий тренд — импортозамещение. Говоря о нём, можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить о положительных, даже сама сессия Модестовой была «импортозамещением» — на крупнейшем международном рынке контента, который проводится дважды в год в Каннах, есть такое популярное мероприятие Fresh TV, на котором эксперт из Швейцарии Вирджиния Мауслер представляет тенденции и форматы. Если говорить об отрицательных — к сожалению, пока создатели российских сериалов мало придумывают что-то своё. Особенно ярко проявились заимствования из иностранных фильмов-сериалов в двух пилотных — «Короче, план такой» и «Безбашенная». И если во втором случае сериал, который является «эхом» сразу двух проектов — сериала «Любовник леди Чаттерлей» и фильма «За бортом», держит талант Екатерины Варнавы, то в первом фундамента вообще нет.

Фестиваль сериалов ПИЛОТ. Фото со страницы фестиваля ВКонтакте

Однако самое время посмотреть, какие же тренды преобладали на четырёх предыдущих «Пилотах». Первый фестиваль прошёл в 2018 году. В Иваново тогда приехали Валерий Тодоровский — президент фестиваля, бессменный программный директор Егор Москвитин и почти все члены попечительского совета «Пилота» — врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский, советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой, продюсеры и режиссёры Александр Акопов, Леонид Верещагин, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, Александр Цекало и Фёдор Бондарчук. Генеральным продюсером «Пилота» была (вплоть до четвёртого фестиваля включительно) Светлана Дрыга. Победила тогда музыкально-романтическая комедия «90-е. Весело и громко» — о том, как на пути главных героев, создавших рок-группу, встречаются криминальные авторитеты, малиновые пиджаки, «новейшие» гаджеты и многое другое. Зрителям запомнились такие проекты, как «Подкидыш», «Свадьбы и разводы»... А самым громким сериалом в программе был «Триггер», который приехал в Иваново после представления в Каннах. Тогда же первый эпизод сериала «Вампиры средней полосы» участвовал в конкурсной программе фестиваля. Юрий Стоянов получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль, а сам проект — отличные отзывы: его полюбили, что называется, с первого взгляда.

Что касается конкурса — тогда за сериалами стояли не онлайн-кинотеатры, а телеканалы-вещатели. Например, сериалы «Триггер», «Русалки» и «Хор» готовились для Первого канала, «Ворона» — для НТВ, «Учителя» — для ТВ-3 и так далее. Была и программа «Сериалы на площади», благодаря которой жители города могли увидеть на большом экране такие фильмы, как «Вызываем огонь на себя», «Таинственная страсть», «Ликвидация» и «Оттепель».


В 2019 году на фестивале «Пилот» в конкурсе было 17 сериалов. Самую важную награду «Пилота», приз зрительских симпатий, получила комедия СТС «Ромком». Автору этих строк тогда особо полюбился будущий сериал «Спи со мной» о способности героя проникать в чужие сны — он до сих пор так и не вышел к зрителям. Сериалы «Колл-центр» и «Детективный синдром», «Дети» (в будущем этот проект Алёны Званцовой получил название «Никто не узнает» и вышел на Первом канале только в прошлом году), «Дылды», «Макаров», «Полярный 17»... Тогда я писала в одной из своих статей, что «главное для нашего зрителя — не устать от комедий». Жанр преобладал в неравной пропорции. Но всем от этого было только весело.


Зато в 2020 году стало грустно — тогда по понятным причинам, связанным с пандемией, «Пилот» не проводили. А в 2021-м «Пилот» пришлось переносить с июня на сентябрь, из-за чего из конкурсной программы выбыли ранее заявленные проекты, такие, например, как «Товарищ майор» и «Пингвины моей мамы». «Товарища майора» потом показали в дополнительной внеконкурсной программе «Кинотавра», с тех пор эту острую сатиру никто не видел — не то время. Премьера «Пингвинов...» состоялась в летнем кинотеатре на «Стрелке» — это было красивое и профессиональное, и светское событие. А затем сериал стал одним из самых громких российских проектов. В конкурсе в 2021 году было 14 сериалов — сравните с двадцаткой в 2023-м. Юрий Стоянов тогда «вырос» с обладателя приза за лучшую роль до председателя жюри фестиваля. Забегая вперёд, расскажем, что и в этом году Стоянов был вполне достоин награды за работу в сериале «Мамонты» — так что актёр стал своего рода символом и лицом «Пилота».

«Мамонты», реж. Иван Соснин. Okko

На фестивале 2021 года царила новаторская и молодёжная атмосфера, что сказалось и на наградах. Многие прочили призы статусному сериалу Первого канала «Вертинский», но жюри решило поощрить молодых, выделив такие работы, как «Стрим», «Солд Аут», «Моя большая тайна» и другие. Впервые на фестивале тогда были показаны сериалы «Исправление и наказание» с Анной Михалковой и «Чиновница» с Викторией Толстогановой — оба впоследствии стали зрительскими хитами. Также в программе были «Вне себя» и «Отец Сергий» — будущий «Сергий против нечисти». Оба тоже прогремели на всю страну. До сих пор не вышел к зрителям сериал «Самое безопасное место» о закрытой клинике, где проходят лечение девушки с расстройствами пищевого поведения, но на «Пилоте» его оценили даже иностранные гости.

Сериал самого Валерия Тодоровского «Надвое» тогда показывали в деловой программе в формате анонса. А уже на следующий год им — на вокзале и в новом зале — открылся «Пилот-2022». В конкурсе был 21 проект, и концу второго дня у многих зрителей расфокусировалось зрение от просмотренного. В прошлом году на «Пилоте» прогремели сериалы «Приход» (главный приз и награда Филиппу Янковскому за лучшую мужскую роль) и «Горемыки». Судьба первого непонятна, второй начал выходить на Premier и стремительно оборвался — как уже было сказано выше, не время для остросоциальных сатирических проектов. Многие гости и участники — а было на «Пилоте» уже несколько сотен человек — буквально влюбились в сериал «Сны Алисы». Жюри выделило актрису из него, но сезон, по информации автора этих строк, так до сих пор и не снят. «Пилот-2022» запомнился также такими проектами, как «Капельник» и «Химера», «Красный 5» и победитель зрительского голосования «Друг на час». А ещё громкой новостью: на закрытии объявили, что из рук генерального продюсера Светланы Дрыги фестиваль переходит к другому «хозяину» — Антону Калинкину.

В 2023 году Калинкин изменил стиль «Пилота»: яркие красные и синие цвета остались в истории, на смену им пришёл элегантный тёмно-серый. Изменился и приз фестиваля — приобрёл форму крыла и стал называться «Крыло да Винчи». Ввели и новую награду — лучшему шоураннеру. Первую получила Ирина Сосновая (онлайн-кинотеатр Start) — вспоминаем тренд «Женщины сверху». Команда Калинкина добавила юмора в фестивальный мерч, раздав гостям предметы первой необходимости от «Энтеросгеля» до индивидуальных средств защиты. Но — увы — сериалы перестал представлять программный директор «Пилота» Егор Москвитин: многие ехали на фестиваль и для того, чтобы послушать его шутки, порой более талантливые, чем иные проекты. Продюсерский проект Валерия Тодоровского «Охота на Бизона» с Сергеем Безруковым в главной роли закрыл «Пилот» в этом году. И уже не было в Иваново видно членов попечительского совета «Пилота». Зато известно, что Фёдор Бондарчук теперь будет работать с Калинкиным на обновлённом кинофестивале «Короче» — он намечен на август...

Читайте также
Игривый провокатор и синефил: творческий путь Франсуа Озона
В российский прокат вышел новый фильм Франсуа Озона — авантюрная детективная комедия «Моё преступление». Плодовитый французский постановщик выпускает по фильм...
«Клюква»: как потеплеть к мифам о России в кино и перестать беспокоиться
Сельская хтонь, балабановский хоррор, сталинский нуар — российское кино имеет много масок, но ищет ещё больше типов идентичности в надежде обнаружить суть рус...
Как психология помогает делать кино живым, а психологов — богатыми
Кино, как известно, — иллюзия, но зритель безжалостен и не прощает неточностей и ошибок. Создатели картин это прекрасно понимают и готовы пойти на любые расхо...
Джонни Депп: высший мутант, не рассчитанный для массового производства
Джонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию, чем примечательны его работы и почему рокер одн...
«Голова-жестянка»: пасхалки фильма Ивана Капитонова
В российский прокат 8 июня выходит фильм Ивана Капитонова «Голова-жестянка». Фильм снят по мотивам одноимённой повести-бестселлера Серафимы Орловой. В основе...
Проза жизни: о чём снимает кино Борис Хлебников
8 июня в прокат выходит драма «Снегирь» Бориса Хлебникова — вольная адаптация книги «Три минуты молчания» Георгия Владимова, рассказывающая о конфликте поколе...
Также рекомендуем
«Престиж», реж. Сергей Сенцов. STARTВ Иванове завершился V российский фестиваль сериалов и многосерийных фильмов «Пилот»...
История поимки одного убийцы из Балтимора.
Рецензия с 76-го Каннского кинофестиваля.
Стэн Вандербик (1927–1984) Стэн Вандербик — не столько режиссёр, сколько иллюзионист и колли...
«Престиж», реж. Сергей Сенцов. STARTВ Иванове завершился V российский фестиваль сериалов и многосерийных фильмов «Пилот»...
История поимки одного убийцы из Балтимора.
Рецензия с 76-го Каннского кинофестиваля.
Стэн Вандербик (1927–1984) Стэн Вандербик — не столько режиссёр, сколько иллюзионист и колли...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00