В поисках пути домой: как устроена мультивселенная Marvel

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»
Кадр из мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Как с нынешним Человеком-пауком могут пересечься два предыдущих, разбирается Сергей Сергиенко.

Немного теории

Впервые концепт Мультивселенной появился в комиксах Marvel в 1971 году: знаменитая серия про Мстителей, состав которых прилично отличался от известного по фильмам (например, кроме Чёрной Вдовы, Тора, Капитана Америки и Вижна в команду входили Чёрный Рыцарь, Чёрная Пантера и Ртуть), столкнулись с Верховным Эскадроном — командой супергероев с другой Земли. Так сценарист Рой Томас впервые ввёл один из важнейших концептов для всей комикс-вселенной Marvel — множественные параллельные миры, похожие на привычный для героев, но отличающиеся в деталях.

«Мстители» (1971)
«Мстители» (1971)

В большинстве своём миры Мультивселенной отличаются друг от друга не так уж сильно: новая Земля нередко появляется благодаря тому, что какой-либо важный герой принимает ключевое решение, из-за которого преломляется реальность. Грубо говоря, многие миры являются альтернативной временной ветвью. Это особенно хорошо видно на примере комикс-линейки и одноимённого анимационного сериала «Что, если…?», где как раз и показаны миры, в которых определённые решения или герои отличаются от привычных. В мультфильме, например, в одной из серий представлена реальность, где Стив Роджерс так и не стал Первым Мстителем, а в другой — мир, в котором вместо Питера Квилла Опустошители похитили Т’Чаллу, который и стал Звёздным Лордом.

Вначале была сноска

В комиксах мультивселенная появилась из оригинальной вселенной благодаря Целестиалам — могучим существам, контролирующим эволюционные процессы. Создал их «король комиксов» Джек Кирби — один из ключевых талантов Бронзового века комиксов. Наряду со Стэном Ли он отвечал за создание большинства знакомых сегодня супергероев Marvel (среди прочих — Халка, Тора, Железного человека, Людей Икс, Магнето, Эго, Чёрной пантеры, Человека-муравья и множества других — нет, серьёзно, созданных им героев ОЧЕНЬ много!), но со временем перешёл к более масштабным историям. Именно так и появились демиурги Целестиалы, решающие судьбы миров и вселенных.

В киновселенной Целестиалы пока не успели развернуться в полную силу: их успели представить в «Стражах галактики» и более полноценно ввели в «Вечных», однако зрители пока вряд ли представляют истинный масштаб способностей бессмертных и невероятно могучих существ. Однако их более конкретное описание в «Вечных» в сумме с тем, что уже известно о «Человеке-пауке: Нет пути домой», даёт более-менее чёткое понимание того, что можно ждать от Четвёртой фазы MCU. Для не знакомых с комиксами спойлер: «Мстители: Финал», скорее всего, покажутся игрой в песочнице.

Кадр из фильма «Мстители: Финал»

Мировая математика

В рамках Мультивселенной понять, о каком из измерений идёт речь, чаще всего можно по номеру Земли. Например, «основная» вселенная комиксов относится к Земле-616, «Люди Икс» от бывшей студии Fox принадлежат к Земле-10005, а MCU происходит в мире Земли-199999. Если интересно, «наша» Земля в этой нумерации проходит под номером 1218. Некоторые из героев, к слову, о Земле-1218 прекрасно знают и могут обращаться напрямую к зрителям или читателям — вспомните того же Дэдпула. Так что да, любой, читающий эти строки, технически является героем комикса. Такой вот удивительный парадокс.

Однако вернёмся к Мультивселенной. Вернее даже, «спустимся» на один уровень ниже, ко Вселенным, и затронем такую важную вещь, как хронология. Несмотря на то, что те же Целестиалы существуют во множестве различных вселенных одновременно, Целестиалы из киновселенной относятся именно к Земле-199999. То же самое касается и, например, Дормамму, злодея из «Доктора Стрэнджа»: по логике он пришёл из другого измерения, но всё равно является персонажем Земли-199999.

То есть да, как ни странно, но Человек-паук с Земли-96283, которого сыграл Тоби Магуайр, и Человек-паук с земли 120703, чья роль досталась Эндрю Гарфилду, будут технически относиться к всё той же Земле-199999.

Кадр из фильма «Человек-паук»
Кадр из фильма «Человек-паук»

Сложные материи

Но продолжим разговор о странных мирах Marvel. Те редкие счастливчики, что видели анимационные сериалы Marvel вроде «Халк и агенты У.Д.А.Р.» или «Мстители: Величайшие герои Земли», могут вспомнить упоминания Негативной зоны. Она среди прочих относится к так называемым карманным вселенным: они существуют не сами по себе, как «номерные» Земли, а входят в состав какой-нибудь вселенной с собственным номером. То есть, например, у «комиксной» Земли-616 есть своя Негативная зона.

А если подняться на уровень выше и попробовать заглянуть за пределы Мультивселенной, можно вспомнить Мегавселенную — объединение миров уже не столь близких, как миры Мультивселенной. Как упоминалось выше, большинство «Земель» Мультивселенной отличаются друг от друга не так уж сильно: немного другой порядок событий или другие решения — и новая Вселенная, по сути, готова. Миры Мегавселенной же разнятся куда сильнее: в качестве примера можно вспомнить, например, Землю-88194. Она известна как Шэдоулайн — мир, населённый существами, похожими на людей, но прошедшими совершенно другой эволюционный путь. Вернее, существа эти, прозванные «обитателями теней», существовали вместе с людьми, но очень сильно от них отличались. Важной особенностью «обитателей теней» является их жизненный цикл: они развиваются до зрелой особи, после чего перестают стареть и становятся по сути бессмертными ровно до тех пор, пока не заводят потомство. После этого представители вида, подобно людям, естественным путём стареют и умирают. Это позволяет сохранять численность «обитателей теней» в мире. Шэдоулайн появился в начале 1990-х как попытка Marvel начать выпускать более серьёзные и мрачные истории.

Наконец, ещё «выше» Мегавселенной (кстати, Marvel предпочитает не использовать термин из-за трудностей с авторскими правами) существует Омнивселенная — объединение любых существующих вселенных, мультивселенных, мегаверсов, измерений и реальностей. Она выходит за пределы вселенных, созданных Marvel, и включает в том числе миры других комиксов вроде DC или «Приключений Тинтина», фильмов, игр, книг и так далее. Здесь можно подставить буквально что угодно: в одном из миров Омнивселенной действительно случились события «Звездных войн», а в другом мир пережил всё рассказанное в «Наруто». Концепция Омнивселенной была представлена Алексом Россом и Дугом Брейтуэйтом во «Вселенной Икс» 2000 года. К счастью, киновселенная Marvel пока, судя по всему, планирует всё же ограничиться Мультивселенной и наконец объединить несколько разрозненных супергеройских линий.

…давайте здесь немного вернёмся назад и поговорим о том, зачем вообще это нужно.

Авторские права и другие трудности

Ещё в конце 1960-х Стэн Ли задумался о том, чтобы перенести своих «детей» на большой экран. Первым повезло Человеку-пауку, который в 1967 дебютировал на малых экранах в собственном анимационном сериале. Десять лет спустя всё тот же дружелюбный сосед штурмовал кинотеатры в первом фильме, но на этом всё и заглохло. Отдельные фильмы вроде печально известного «Говарда-утки» проваливались в прокате, а задуманный ещё в 1980-х «Доктор Стрэндж» так и остался проектом.

Стэн Ли был уверен, что для хорошей экранизации нужен контроль со стороны Marvel, но ухудшение финансового положения привело к тому, что права на фильмы с участием тех или иных героев расходились по разным студиям. В какой-то момент «собрать их всех» казалось практически нереальным: Человек-паук был у Sony, Блэйд — у New Line Cinema, Lionsgate пыталась реализовать права на Карателя и Лешего (помните вообще о таком?), а 20th Century Fox успешно развивала «Людей Икс» и с бóльшими трудностями бралась за приключения Сорвиголовы и Фантастической четвёрки.

Кадр из фильма «Железный человек»

Всё изменилось, когда Marvel наконец смогла взять всё в свои руки: современная киновселенная началась в 2008 году с выходом «Железного человека», снятого под контролем студии. А ещё год спустя реализовать мечту Стэна Ли помог самый богатый мышонок в истории: Marvel была выкуплена Disney.

С годами права на героев начали перекочёвывать к Marvel: при финансовом содействии материнской компании возвращать тех или иных персонажей домой стало задачей куда менее сложной. Проблемным оставался только Человек-паук: Sony, которая владеет правами на героя и сегодня, никак не хотела расставаться со столь ценным активом. Трилогия Сэма Рэйми и дилогия Марка Уэбба, несмотря на все трудности, приносили хороший доход. И всё же Паучок добрался до MCU в 2016-м — думаю, многие с лёгкостью вспомнят ту самую сцену в «Первом мстителе: Противостоянии».

Дело в том, что Sony и Disney заключили партнёрское соглашение, которое и позволило Пауку «погостить» в другой киновселенной. И если поначалу казалось, что перемирие временное (в 2019-м, напомню, шёл разговор о разрыве взаимовыгодных отношений), то сейчас будущее как никогда ярко: сцена после титров в «Веноме 2» намекает на приход Тома Харди в основную киновселенную Marvel, да и в трейлерах «Морбиуса» намёков раскидано в достатке.

Множественные Пауки

Остаётся последний вопрос: а почему именно Человек-паук? Как ни странно, и здесь у Marvel есть вполне конкретный ответ. Этот герой уже не один раз встречался со своими «двойниками», другими версиями и так далее.

В 1994 году начал выходить анимационный сериал «Человек-паук» от Fox Kids. Он завершился четыре года спустя на высокой ноте: «Войны пауков», двухсерийный сюжет, рассказывал, как несколько Людей-пауков из разных миров сражались со злом в различных вселенных. Концепт в свою очередь основывался на комиксах, где Питер Паркер встречал собственного клона, с которым бился бок о бок. Сериал пошёл дальше и представил не двух, а семерых Пауков (если считать и Мадам Паутину). Одним из них, кстати, был простой актёр, исполняющий роль Человека-паука во вселенной, похожей на нашу.

Как ни странно, но идея «дозревала» вплоть до 2014-го, когда Дэн Слотт взялся за «Паучьи миры» — гигантский кроссовер, в котором суперзлодей-вампир Морлун и его семья начали охоту за Людьми-пауками по всей мультивселенной. Выжившие начали объединяться, чтобы противостоять общему врагу. Здесь идея Паучков из различных миров обрела свой финальный вид: множество похожих героев со своими уникальными особенностями (как вам, например, Человек-паук викторианской эпохи или Панк-паук? А может, больше по нраву Бен Паркер, который пережил гибель Питера и тёти Мэй, что и сделало его Пауком?) вместе сражаются против общего врага.

«Паукогеддон»
«Паукогеддон»

В 2018-м вышел «Паукогеддон» — комикс-сиквел «Паучьих миров». Его, правда, приняли куда прохладнее. Обе комикс-линейки при этом использовали по большей части уже существующих героев, созданных для мини-серий, ответвлений или в рамках «Что, если…?» — то есть делали примерно то же, что, по сути, пытается провернуть «Человек-паук: Нет пути домой».

Похожий концепт использован и в оскароносном «Человеке-пауке: Через вселенные» — анимационном фильме всё того же 2018 года от студии Sony. В нём Паучков поменьше: кроме повзрослевшего Паркера из другой вселенной, можно увидеть Гвен Стейси, нуарного Паука (в оригинале озвученного Николасом Кейджем), Свин-Паука и Майлза Моралеса, в чьём мире и происходят основные события.

…А что дальше?

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов, главный из которых — «да, Магуайр, Гарфилд и Холланд легко могут сыграть трёх Пауков в одном фильме». Всё же ради этого статья и задумывалась изначально. Но не менее интересно и то, что подобный поворот открывает ящик Пандоры, наконец-то полноценно вводя Мультивселенную в MCU и открывая для сценаристов почти безграничные возможности.

Напомню: в 2016-м эпичной казалась битва героев в «Первом мстителе: Противостоянии». Сегодня она смотрится смешно на фоне «Мстителей: Финала». И кто знает: возможно, через какие-то три-пять лет уже «Финал» будет выглядеть не так впечатляюще на фоне полноценного Marvel космического уровня.

А казалось бы: какой-то укус маленького радиоактивного паука, да?


Читайте также
«Человек-паук» — величайший фильм Джеймса Кэмерона, который он так и не снял
Режиссёр рассказал, какой фильм считает своим величайшим нереализованным проектом.
Дорамы: о современных трендах и готовящихся к выходу сериалах
В Сингапуре завершил свою работу крупнейший в Азии рынок аудиовизуального контента Asia TV Forum & Market (ATF). В эт...
История создания фильма «Король Ричард»: вольный пересказ статьи IndieWire
Сюжет, напомним, повествует о молодых годах будущих выдающихся теннесисток Винус и ...
Инопланетянка и «деревенщина»: Тильда Суинтон
Сегодня самой знаменитой шотландской актрисе с супердревними аристократическими корнями Тильде Суинтон исполняется 61 год. Публикуем прошлогод...
«Дюна»: смог бы реальный человек выжить на Арракисе — отвечают учёные
Смогли бы люди выжить на  планете Арракис из романа Фрэнка Герберта.
Как выглядит утро Америки — декорации в сериале «Утреннее шоу»
Про стол — авиационный фонарь, логотип и квартиру главной героини рассказывает Екат...
Также рекомендуем
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодн...
Максим Ершов разбирается, почему сегодня взят курс на оправдание антагонистов.
КИНОТВВ этом году до широкого зрителя наконец доберётся фильм «Морбиус», кинокомикс про одного из врагов Человека-паука,...
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодн...
Максим Ершов разбирается, почему сегодня взят курс на оправдание антагонистов.
КИНОТВВ этом году до широкого зрителя наконец доберётся фильм «Морбиус», кинокомикс про одного из врагов Человека-паука,...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00