Женский день на Берлинале — три феминистских гимна подряд


Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНО ТВ

Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках от Уэса Андерсона, на вторые сутки здесь, явно держа в уме хештег #metoo, решили пропеть тройную осанну сильной женщине. Начали с полнометражного дебюта парагвайца Марчело Мартинесси «Наследницы», продолжили феминистским вестерном «Девица» с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской, закончили «Евой» Бенуа Жако с Изабель Юппер. Обо всех фильмах подробнее — Максим Заговора.

На премьере первого большого фильма Марчело Мартинесси в зале зияли дыры, но избравшие в этот день сон или посиделки в кафе оказались посрамлены. Вполне возможно, «Наследницы» так и останутся одним из лучших фильмов 68-го Берлинале. Парагваец, от которого мало чего ждали, удивил всех, исполнив печальную балладу о труде в традициях братьев Дарденн, но не без латиноамериканского  магического реализма.


Главные героини — две пожилые женщины. Они всё ещё живут вместе, но уже давно вместе не спят: «Ты слишком пахнешь алкоголем и сигаретами», — говорит художница-домоседка Чикита пропадающей в дешёвых кабаках Челе. Они мало разговаривают, много ссорятся и стремительно нищают, не спасает даже продажа столового серебра и фамильной мебели. В какой-то момент долгов становится слишком много, и Челе отправляют в тюрьму, а Чикита начинает подрабатывать частным извозом. Оставшись одна, она неожиданно преображается: заводит новые знакомства, тщательнее подбирает наряды, пробует курить, мастурбирует и даже вспоминает детское прозвище «Куколка».

С одной стороны, «Наследницы» — это кино, полное морщин, старческого запаха и потёртой мебели, с другой — это жизнеутверждающее, сексуальное и очень современное кино. Феминистский, конечно, фильм, но начисто лишённый ненависти к мужчинам. Полная, если честно, противоположность «Девице» братьев Зеллнер, собравшей аншлаг исключительно благодаря Паттинсону и Васиковской в главных ролях.


Итак, «Девица» — трагикомический вестерн-перевертыш, в котором все карты открываются в первые полчаса: восславим женщину, окружив её круглыми идиотами-мужчинами. Сыграем, так сказать, на контрасте. Главный идиот — Сэмуэль (Роберт Паттинсон), он любит Пенелопу (Миа Васиковска), но не совсем её — выдумал в девушке всё, кроме имени, нанял священника для свадьбы, купил в подарок пони и отправился в  полную несуразностей Одиссею по Дикому Западу. Нет, любимую он, конечно, найдет, и мужа её убьёт, и  руку с сердцем предложит, но тут же  получит по морде за всё, что наворотил. А дальше уже разъяренная Пенелопа взорвёт к чёртовой матери всё, что связывало её с прошлым, а затем пережуёт, не поперхнувшись, остальных персонажей мужского пола.

Задумка, может и славная, но у любой хорошей идеи есть важный недостаток — она требует реализации. Зеллнеры так и не решили, куда их история должна вырулить, поэтому просто нашпиговали её несмешными шутками, пустыми диалогами и феминистским пафосом — авось, прокатит под общую лавочку. Не прокатило. Зал в меру погудел, да и опустел. Тут даже ругать оказалось нечего.


Наконец, третья картина дня — каждым кадром напоминающая (а порой и копирующая) Elle Верхувена — «Ева» Бенуа Жако. Изабель Юппер, в свои 64 по-прежнему лучше всех справляется с ролью обольстительной femme fatale, — её Ева — ещё один архетип сильной женщины. Героиню Мартинесси обстоятельства приближают к свету, героиню Зеллнеров — к тьме, она — сама себе обстоятельства. Таких дамочек мы насмотрелись: от Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта» до Лоры из «Побудь в моей шкуре». Как правило, эффект в подобных работах зависит от уровня актёрской игры, Изабель Юппер в этом смысле, конечно, образец, но парагвайским женщинам всё равно веришь больше, может просто потому, что они ничего тебе не обещали.

Как известно, гарантия заполненности зала на любом фестивале  — любопытный анонс, но этот аншлаг — победа на короткой дистанции, ведь любопытство — не самое высокое зрительское стремление, а удовлетворение любопытства — не самая высокая цель для художника. Собственно, «Наследницы» Мартинесси — самое нелюбопытное на бумаге кино и, может, от того самое прекрасное, «Девица» — самое интригующее и от того страшно разочаровывающее. В конце концов, Берлинале тот же пионерлагерь, где, как известно, все худшие истории начинаются с фразы: «Сейчас я вам такое расскажу...», а лучшие с «Да ничего там рассказывать...»

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Читайте также
5 фактов о Берлинале
Сегодня открывается 68-й Берлинский кинофестиваль. Кино ТВ представляет экскурс в историю киносмотра прямо с места событий. 1. Итак, Берлинский кинофести...
Ковровый переворот: «Большому Лебовски» — 20 лет
15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски», манифеста пофигизма от братьев Коэн, картины, в которой философский посыл...
Когда твой папа Агамемнон: 5 суровых уроков Йоргоса Лантимоса
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в Каннах. Сегодня в прокат наконец...
Берлинский кинофестиваль: что ждать от основной программы? Все фильмы
Делимся ожиданиями от конкурсных и внеконкурсных лент основной программы 68-го Берлинале. Ставки сделаны. 1. «Собачий остров» (Isle of Dogs)Гла...
«Лёд»: репортаж с московской премьеры
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных. Те, кто ходит в кино не только за поп...
Эйзенштейн: шут, порнограф, бог


20 лет назад родился Сергей Эйзенштейн — пожалуй, самый важный человек в истории русского (как минимум) кинематографа. Алексей Гусев по просьбе Кино ТВ напоми...
Также рекомендуем
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...
Самый актуальный (пока) фильм Берлинского кинофестиваля предсказуемо снял Франсуа Озон. Иначе, впрочем, и&nbs...
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в ...
Один из самых трогательных и проникновенных фильмов киносмотра
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...
Самый актуальный (пока) фильм Берлинского кинофестиваля предсказуемо снял Франсуа Озон. Иначе, впрочем, и&nbs...
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в ...
Один из самых трогательных и проникновенных фильмов киносмотра

Последние новости

Кейт Уинслет в трейлере военной драмы «Ли»
В российском прокате лента стартует 17 октября.
Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
00:00