Михаил Шемякин о «чёрных списках» Минкульта и новом фильме с Вячеславом Полуниным

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНО ТВ

Михаил Шемякин— художник, скульптор. Лауреат Государственной премии России.
После неоднократных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах в 1971 году был выслан из СССР во Францию. Через десять лет переехал в Нью-Йорк. Начиная с 90-х годов, регулярно приезжает в Россию. Работы Шемякина находятся в коллекциях ведущих музеев мира.

Фото Андре Бояков

Итак, Михаил Михайлович...

Можно Михаил просто. Я живу там, где отчества нет, и мне всегда как-то режет слух. Тем более, в России, где уважения к человеку мало, но зато все Иван-Иванычи, а вслед несётся: говнюк!

За что вы не любите отчества?

Да у нас их нет просто. Я же в России прожил всего 16 лет, всё остальное время — за границей. Отчеств нет. У нас президент Джон или, кто там сейчас, придурок этот, Трамп.

Вы не живёте в России, но работаете для России...

Я всегда работал для России.

Сейчас вы снимаете фильм с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским, что это за проект?

Ну, это такой проект вольных стрелков. То есть мы делаем полусюрреалистический фильм, без сюжета, придумываем сюжет на ходу, это съёмки в духе раннего Бунюэля, если вы знаете «Андалузского пса» или «Золотой век» — это вариации в нашем ключе, но на тему раннего Бунюэля.

Так, а как появился этот проект? Просто три близких товарища собрались и решили похулиганить?

Встретились и решили сделать пластические зарисовки. Антон разделся догола, взял громадную бутыль из моего спектакля «Щелкунчик», стал бегать, Слава стал строить из себя большого колдуна, я составлять какие-то предметы на столе, и стали снимать. Здесь в Петербурге живёт замечательный создатель театра АХЕ, если вы знаете, Сенченко...

Да, конечно, Павел Сенченко.

И он выступил режиссёром этого фильма, был великолепный техник, забыл его имя. И мы снимали, удивляя французов. Представьте на улице небольшого пыльного городка появляется обнажённая женщина, обнажённый Адасинский. Французы, конечно, были потрясены. Делаем мы этот фильм, но ничего великого в нём нет. Это любопытный эксперимент, который будет показан на моей выставке в Москве, в следующем году в музее современного искусства.

Вы в нём выступаете как художник?

Мы все по очереди режиссируем, все по очереди что-то придумываем, и даже меня можно увидеть в этом фильме.

Скажите, это правда, что вы консультировали Андрея Кончаловского при съёмках «Щелкунчика»?

Я не работал с Кончаловским никогда. Я его знаю, знаю давно, десятилетиями, но никогда не работал с ним. «Щелкунчик» — это мой балет, который идёт уже 17 лет, но я никогда с ним не работал.

То есть вы вообще не общались, когда Кончаловский снимал «Щелкунчика».

Нет-нет, я не консультировал. И не думаю, что если бы я консультировал, получилось бы то, что получилось. Наверное, это был бы больше Гофман и более Шемякин, чем то, что он создал. Это его видение такое. А так нет, я очень люблю его как режиссёра, да и вообще люблю русских режиссёров, замечательные талантливые люди.

Например, кого?

Ну, прежде всего, это мой друг Сокуров Саша, один из выдающихся режиссёров, уже несколько лет я делаю мастер-классы в киноакадемии искусства у Никиты Михалкова, недавно вот посещал меня во Франции Павел Лунгин, которого я высоко ценю. Да много кто, Звягинцев...

Какое у вас последнее яркое кинематографическое впечатление?

Буквально позавчера я смотрел замечательнейший фильм «Время первых». Я очень люблю Миронова, замечательный второй актёр — Хабенский. Сегодня ночью я смотрел «Большой» — тоже замечательный, серьезный фильм. И учитывая, что я сейчас живу во Франции, которая просто не в состоянии ничего сделать интересного, ни в области изобразительного, ни в области визуального, мы живём на красивом таком кладбище, замечательном. Поэтому всё, что здесь происходит в области кино, искусства, театра — это бешеная динамика, которую я могу сравнить только с Америкой, с Нью-Йорком, где прожил долгие годы.

Вас часто приглашают сейчас в кино? Художником, консультантом, актёром?

Да, предлагают, но я чаще всего отказываюсь. Во-первых, я очень занят и преподаю, вожусь со своими студентами. А, во-вторых, то, что мне предлагалось, как и в театральной области, мне не всегда нравится. Если что-то будет меня интересующее — я бы сделал, но пока нет.

Практически все, кого вы упоминали в ходе интервью — Александр Сокуров, Антон Адасинский — они за последнее время сделали довольно однозначные заявления, в частности, это связано с публикацией «чёрных списков» минкульта. Адасинский отказался участвовать в культурном форуме, Сокуров тоже. И там же формулировки, прямо с которыми вас исключали из института Репина: «за эстетическую извращённость»...

Здесь происходит столько разных таинственных вещей, которые надо проверять и проверять. Если такое было — это позор, если это провокация — то она глупая и ненужная, особенно на фоне всех сегодняшних событий: этой гомофобии, разгулявшегося исступлённого православия, квасного патриотизма... Всё это мы пережили, и, если будет возвращение к этому — это будет весьма печально. Хотя я думаю, что сегодняшнюю молодежь голыми руками не возьмёшь.

Читайте также
Йорген Лет: интервью с учителем Ларса фон Триера
Йорген Лет — датский кинорежиссёр и поэт. Одна из центральных фигур в мировом экспериментальном кино. Обладатель пожизненного гранта Королевства Дания за дост...
Резо Гигинеишвили о фильме «Заложники»
Резо Гигинеишвили — режиссёр, сценарист и продюсер. С пятнадцати лет работал на телевидении. В 2005 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа, курс Марлена Х...
«Я не делаю заявлений, просто делюсь переживаниями»: интервью с Вивиан Цюй
Вивиан Цюй в мире кино прежде всего известна как продюсер. Это она выпустила картины «Вязания», «Ночной поезд» и «Чёрный уголь, тонкий лёд», за которую п...
Почему фильмы из России не попали на Венецианский фестиваль
Альберто Барбера родился на севере Италии в городе Бьелла. В Турине получил диплом специалиста по современной литературе и истории ки...
Самый революционный режиссёр Европы
Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный коммунист и один из самых политически ангажированных режиссеров Европы. Работа...
Также рекомендуем
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и заду...
«Гофманиада» — новый анимационный фильм легендарного мультипликатора Станислава Соколова. Самый большой проект, над...
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) о...
Роберт Брир (1926–2011) Сын профессионального изобретателя, автомобильного инженера, дизайне...
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и заду...
«Гофманиада» — новый анимационный фильм легендарного мультипликатора Станислава Соколова. Самый большой проект, над...
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) о...
Роберт Брир (1926–2011) Сын профессионального изобретателя, автомобильного инженера, дизайне...

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00