Альфред Хичкок, Джон Леннон и Хельмут Ньютон: что смотреть на Beat Film Festival

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

линч оз
Промо фильма «Линч/Оз», реж. Александр О. Филлип, 2022/Dogwoof

С 7 по 18 июня в Москве состоится Beat Film Festival. В этом году показы и события фестиваля пройдут в киноцентре «КАРО 11 Октябрь», кинотеатре «Художественный», Доме культуры «ГЭС-2», музее «Гараж», «Иллюзионе», Mutabor, «Плюс Даче», центре «Зотов», «Пионере», Доме творчества Переделкино. Также часть программы будет доступна на «КиноПоиске». Максим Ершов отобрал 8 любопытных фильмов фестиваля, хотя внимания достойны все премьеры киносмотра.

«Линч/Оз», реж. Александр О. Филлип, США, 2022 (Международная программа)

Кадр из фильма «Линч/Оз», реж. Александр О. Филлип, 2022/Beat Film Festival

После очередного фестивального показа «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча спросили о фильмах, которые повлияли на его творчество. Режиссёр сказал, что не проходит ни дня, когда бы он не думал о «Волшебнике страны Оз». В 1939 году Виктор Флеминг выпустил сразу две картины, повлиявшие на историю мирового кино: «Унесённые ветром» и «Волшебник страны Оз». Из последней фактически растут все американские сюрреалистические фильмы второй половины XX века и далее. Удивительно, сколько в каждой работе Линча на первый взгляд незаметных отсылок к «Волшебнику страны Оз» или находок, позаимствованных из картины Флеминга.

«Линч/Оз» Александра О. Филлипа представляет собой огромное и увлекательное видеоэссе, разбитое на несколько глав. В каждой части один из приглашённых гостей (кинокритик Эми Николсон и не имеющие ничего общего режиссёры Родни Ашер, Джастин Бенсон, Аарон Мурхед, Карин Кусама, Джон Уотерс и Дэвид Лоури) проводит параллели между «Волшебником страны Оз» и творчеством Линча, а также рассказывает о своём отношении к автору «Малхолланд Драйв» и «Твин Пикс». Американский постановщик признаётся в любви как к неординарной экранизации, так и к её огромному наследию. У Филлипа Линч предстаёт волшебником, прячущимся за занавеской от Дороти, Страшилы, Железного Дровосека и Смелого Льва и показывающим зрителям чудеса из другой реальности.


«Меня зовут Альфред Хичкок», реж. Марк Казинс, Великобритания, 2022 (Международная программа)

Кадр из фильма «Меня зовут Альфред Хичкок», реж. Марк Казинс, 2022/Beat Film Festival

За более чем полвека Альфред Хичкок успел снять 55 фильмов. Сначала в Великобритании, а потом и в Америке. Режиссёрский стиль Хичкока разобран на молекулы, но документальная картина Марка Казинса всё равно удивляет. Вступительный титр сообщает, что фильм написан и озвучен самим Хичкоком. И хотя режиссёр умер 43 года назад и даже знает об этом, всё равно не смог отказать себе в удовольствии подробно рассказать о своих картинах и объяснить, за счёт чего же они и сегодня смотрятся свежо. Закадровый голос, конечно же, принадлежит самому Казинсу, который очень точно пародирует неторопливый, иронично-хрипловатый голос классика.

Казинс — известный синефил, историк кино, эссеист и документалист. Ранее он успел снять 15-часовой мини-сериал «История кино: Одиссея», «Глаза Орсона Уэллса» с сотнями уникальных картин и рисунков великого актёра и режиссёра, выпустил монументальных 14-часовых «Женщин, создающих кино» (среди героинь: Алис Ги-Блаше, Вера Хитилова, Лариса Шепитько, Кэтрин Бигелоу, Ильдико Эньеди и десятки менее известных имён) и «Историю кино: Новое поколение» о главных и инновационных картинах последних 20 лет. Стиль постановщика узнаваем: заявляется гипотеза, и тут же ей находится подтверждение в нескольких фильмах. Говоря о Хичкоке, автор в основном оперирует ожидаемыми эмоциями зрителей и показывает, как мастер саспенса умел играть с аудиторией. В ход шли монтаж, необычные ракурсы камеры, звуковое сопровождение и не только. Любые средства хороши, лишь бы на пару часов зритель забывал обо всём и погружался в загадочный мир Хичкока.


«Revival 69: Возвращение легенды», реж. Рон Чэпмен, Канада, Франция, 2022 (Международная программа)

Кадр из фильма «Revival 69: Возвращение легенды», реж. Рон Чэпмен, 2022/Beat Film Festival

В 1969-м в Америке состоялся Вудсток — уникальный музыкальный фестиваль, собравший на одной сцене толпу звёзд. Канадские промоутеры времени зря тоже не теряли и привозили к себе знаменитостей, но возможность организовать «второй Вудсток» всё равно манила. Тогда фестивалями руководили не большие компании, а юные энтузиасты, которые сами фанатели от рок-музыки. В сентябре всё того же 1969 года Джон Брауэр готовит Toronto Rock and Roll Revival — событие, которое вошло в историю.

Канадский документалист Рон Чэпмен берёт интервью у Элиса Купера, Брауэра, музыкальных критиков и даже зрителей фестиваля, которые охотно вспоминают лихую молодость. Несмотря на многочисленные сложности, организаторам удалось собрать на одной сцене мастодонтов рок-н-ролла Джина Винсента, Джерри Ли Льюиса и Чака Берри, находившихся на пике The Doors и супергруппу Plastic Ono Band. Впервые Джон Леннон выступал перед толпой не с товарищами по The Beatles, а с Аланом Уайтом, Клаусом Форманом, Йоко Оно и Эриком Клэптоном. Чэпмену во многом помогла хроника, которую снял для собственного фильма «Сладкий Торонто» Д. А. Пеннебейкер. Чэпмена в не меньшей степени, чем музыка, интересует энергия толпы, молодости и ощущение безграничной свободы. Ни до, ни после фестивали не дарили подобной атмосферы, когда травка, ЛСД вместе с гитарными риффами уносили зрителей в дальние края.


«Нам Джун Пайк: Луна — это первый телевизор», реж. Аманда Ким, США, 2023 (Международная программа)

Кадр из фильма «Нам Джун Пайк: Луна — это первый телевизор», реж. Аманда Ким, 2023/Beat Film Festival

Нам Джун Пайк — отец-основатель видеоарта, влиятельный художник и просто человек с любопытной биографией. Детство в Корее под японской оккупацией, взросление в одной из самых состоятельных семей страны, побег и учёба в Токио, переезд в Германию, а затем в Штаты. Пайк плохо говорил на 20 языках и был воистину человеком мира. Ещё в юности он приобрёл камеру и начал экспериментировать с возможностями изображения. А для своей первой выставки Пайк купил и разобрал 12 телевизоров. Зрителей ждал иммерсивный опыт. Например, можно было с помощью педальки управлять изображением на экране. Позднее Пайк познакомился с Джоном Кейджем и благополучно разрушил все представления о том, что можно называть музыкой. А в США опыты художника с телевидением и электронными технологиями вышли на новый уровень.

Нам Джун Пайк — один из влиятельнейших творцов XX века, опережавший своё время и предвосхитивший язык видеоклипов, рекламы, интернета и современных медиа. Но фильм дебютантки Аманды Ким, премьера которого прошла на «Сандэнсе», не только помещает творчество Пайка в историко-культурный контекст, но и раскрывает его личность. Дневники и письма этнического корейца читает Стивен Ян («Пылающий», «Нет» и «Грызня»).


«Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный», реж. Геро фон Бём, Германия, 2020 (Международная программа)

Кадр из фильма «Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный», реж. Геро фон Бём, 2020/Beat Film Festival

Сегодня эстетские и чаще чёрно-белые фотографии обнажённых моделей и знаменитостей, сделанные Хельмутом Ньютоном, стали классикой. 50 лет назад они считались скандальными и провокационными, но автор снимков всё равно был звездой. За ним гонялись Карл Лагерфельд, Ив Сен-Лоран и другие влиятельные модельеры. Легче сказать, какие модные журналы не помещали его фотографии на обложку. Но и в наше время остаётся открытым вопрос, который подняла ещё Сьюзан Зонтаг, считавшая работы Ньютона сексистскими и эксплуатирующими женщин. Сам же фотограф только открещивался, что любит представительниц противоположного пола больше всего на свете.

В документальной картине Геро фон Бёма архивные беседы с Ньютоном перемешаны с современными интервью, взятыми у Клаудии Шиффер, Изабеллы Росселлини, Шарлотты Рэмплинг и Грейс Джонс. Все они с теплотой отзываются о немце, которому в 30-е пришлось бежать от нацистов в Австралию. Режиссёр артикулирует смешанные чувства, которые вызывают снимки Ньютона. И в то же время документальная картина находит любопытные ракурсы, с которых на творчество фотографа прежде почти не смотрели. Например, труды Ньютона не лишены юмора, который прячется где-то на заднем плане, за длинноногими красотками. А ещё фотограф сам никогда всерьёз к своему творчеству не относился и не боялся нарушать любые табу и надуманные социальные условности.


«32 звука», реж. Сэм Грин, США, 2022 (Международная программа)

Кадр из фильма «32 звука», реж. Сэм Грин, 2022/Beat Film Festival

Фильм Сэма Грина, премьера которого состоялась на прошлогоднем «Сандэнсе», с трудом поддаётся описанию. Зрители привыкли, что в кино первично изображение, документалист же обращается к звукам, напоминая, что на самом деле картины — аудиовизуальные произведения. Грина интересует, как мы слышим и слушаем. «32 звука» — иммерсивное приключение. Сам режиссёр советует зрителям смотреть фильм на большом экране и в наушниках. Также на экране появляются команды. Иногда нужно закрыть глаза и только слушать кино.

Впечатляет полёт фантазии и мысли Грина. Он знакомит зрителей с творчеством авангардного композитора Анни Локвуд, которая на старости лет с удовольствием слушает звуки пруда под водой. Режиссёр рассказывает о нью-йоркце, который разъезжает ночью по городу и включает на полную громкость In The Air Tonight Фила Коллинза. Или же Грин включает уникальную запись чириканья вымершей гавайской птицы — благородного мохо. Возможно, это самый грустный звук на свете. Во второй половине 1980-х остался всего один самец, который пел и пытался привлечь внимание самки, но все его возможные вторые половинки уже умерли. Так что с экрана разносится плач по потерянной любви. И хотя порой трудно угнаться за Грином, рассказ автора всё равно получается стройным. А ещё «32 звука» являются психотерапевтическим фильмом, поскольку позволяют постановщику смириться со смертью младшего брата, от которого остались только записи его голоса на автоответчике.


«Девушки, живущие в сети», реж. Сюзанна Регина Мойрес, Швейцария, 2022 (Международная программа)

Кадр из фильма «Девушки, живущие в сети», реж. Сюзанна Регина Мойрес, 2022/Beat Film Festival

14-летняя Леони — высокая школьница с длинными рыжими волосами и россыпью веснушек — живёт с родителями на окраине Берлина. Девочка учится в старших классах, но основное её занятие — блогерство. У Леони миллионы подписчиков в соцсетях, а вместе с ними контракты с крупными брендами, бесконечный поток рекламных коллабораций, встречи с малолетними поклонницами и ежедневные съёмки контента. Мама с папой девочки бросили работу и полностью сосредоточились на карьере ребёнка, который приносит огромные деньги. Девочка зациклена на себе, проводит часы у зеркала и не выпускает смартфон из рук ни на секунду, читая в том числе гневные комментарии.

Режиссёр Сюзанна Регина Мойрес («Рейв в Иране» и «Саудовская беглянка») снимает кино об изнанке ранней славы. Документалистка провела с семьёй юной звезды сети четыре года. Леони практически не выходит из дома, не общается со сверстниками, всюду ходит с мамой и папой и вынуждена беспрерывно создавать контент. Труды в соцсетях приносят девочке миллионы евро, но на обычную подростковую жизнь её будни совсем не похожи. Кроме того, Мойрес интересует зазор между вылизанной картинкой для соцсетей и реальностью Леони. Второй главной героиней становится основательница крупной фан-группы инфлюэнсера Мелани. Девочка-подросток проводит в соцсетях по 17 часов в день и одержима своим кумиром. «Девушки, живущие в сети» выглядят пугающим предупреждением, которое едва ли будет услышано. Люди всё больше времени проводят онлайн, подрастающее поколение мечтает не о пятидневке, а о карьере блогера.


«Хуннун Соондан», реж. Миша Воропаев, Россия, 2023 (Национальный конкурс)

Кадр из фильма «Хуннун Соондан», реж. Миша Воропаев, 2023/Beat Film Festival

Национальный конкурс Beat Film Festival обычно остаётся в тени международной программы с громкими именами, а зря. Одна из жемчужин фестиваля этого года — картина Миши Воропаева «Хуннун Соондан» о тувинской фолк-группе «Хуун-Хуур-Ту». Участники коллектива путешествуют по бескрайним степям и холмам родного края, рассказывают о себе, своей культуре и поют песни. Композиции на фоне живописных мест напоминают видеоклипы.

Группа «Хуун-Хуур-Ту» гастролирует по миру более 30 лет, но документалисту интересно снимать музыкантов именно в дороге и в родной республике. «Хуннун Соондан» позволяет услышать горловое пение, познакомиться с диковинными музыкальными инструментами и восхититься красотами Тувы, далеко не самого очевидного туристического направления. Фильм Воропаева напоминает о том, как мало жители крупных городов знают о самобытных и прекрасных регионах России.

Читайте также
«Пример интонации»: главные премьеры фестиваля в Севкабеле
Илья Верхоглядов о главных новинках EIFF-23.
Сериалы мая-23: гид Татьяны Алёшичевой
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.
Послевкусие Канн: чем запомнится 76-й кинофестиваль на Лазурному Берегу
Делится мнением программный директор «Читки» и Original+ — Сусанна Альперина.
10 фильмов и сериалов о коренных американцах без стереотипов
Путеводитель по атмосферным триллерам, комедиям и драмам об индейцах.
Также рекомендуем
Любимая тема большинства зрителей.
Дэвид Линч снял клип на песню Донована I Am The Shaman, которую сам же спродюсировал в 2010 году, специально ко дню ро...
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
Любимая тема большинства зрителей.
Дэвид Линч снял клип на песню Донована I Am The Shaman, которую сам же спродюсировал в 2010 году, специально ко дню ро...
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...

Последние новости

Кейт Уинслет в трейлере военной драмы «Ли»
В российском прокате лента стартует 17 октября.
Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
00:00