(Кино)расписание: терапевтические трилогии на каждый день

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Виктор Непша составил (кино)расписание и предлагает каждый день проводить под знаменем разных режиссёров. Если по какой-то причине у вас достаточно времени, чтобы запойно погружаться в фантазийные дебри творцов, то эти трилогии, объединённые темами, персонажами, идеями, цветами, достойны внимания или же повторного просмотра.

Понедельник: трилогия «Корнетто» Эдгара Райта — для жанрового веселья

(«Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые», «Армагеддец»)


Эдгар Райт из тех режиссёров, что не только умеют снимать кино, но и беззаветно, с детским фанатизмом его любят — гигантский список фаворитов британца давно лежит в сети. В насмотренности Райта можно убедиться, глядя любую из его работ, но «Корнетто» (дань любви к трём вкусам одноимённого мороженого) — квинтэссенция режиссёрских приёмов. В трилогии можно найти всё, что позднее стало ассоциироваться с автором, — динамичный монтаж с идеальным ритмом, деконструкцию жанровых клише, сбалансированное чувство юмора (без британских перегибов) и как результат киноэрудиции — многочисленные отсылки.

Отличительная черта «Корнетто» — Ник Фрост и Саймон Пегг в главных ролях. Дуэт друзей-товарищей Райта прославился вместе с ним ещё со времен культового сериала «Spaced». Если тогда они плясали на костях классических и современных им ситкомов, то в «Зомби по имени Шон» (как можно догадаться из названия) разбирались уже с традицией зомби-хорроров, «Типа крутые легавые» вступили на территорию бадди-муви, детективов и полицейских боевиков, «Армагеддец» занялся пришельцами и концом света.

В отличие от авторов, которые не оставляют в своих фильмах живого места от бесконечных оммажей и цитирований, Райт, как опытный зритель, эмпатичен в этом вопросе. Его отсылки ненавязчивы, они приятно дополняют работы, но смотреть трилогию можно и без них. Британский режиссёр знает законы жанра и умеет над ними смеяться, но он не сноб — именно поэтому фильмы трилогии увлекают не менее сильно, чем первоисточники, на которые они ссылаются.

Вторник: три цвета Кшиштофа Кесьлёвского — для синестетиков, франкофилов и всех-всех-всех

(«Три цвета: Синий», «Три цвета: Белый», «Три цвета: Красный»)


В том, как Эдгар Райт именовал и формально обозначил «Корнетто», многие видят оммаж трилогии Кшиштофа Кесьлёвского — одного из лучших польских режиссёров своего времени. Каждая из частей его трилогии посвящена одному из цветов французского флага и одному из слов девиза: синий — свобода, белый — равенство, красный — братство. В большей степени выбор именно Франции — прагматичен. После успешной франкоязычной «Двойной жизни Вероники» именно эта страна предложила режиссёру сотрудничество и спонсорство. Режиссёр выполнял свою часть договоренности, но тематически продолжал решать собственные задачи — фильмы политизированы в минимальной степени (в такой, в какой политику можно привязать вообще ко всему).

Честно говоря, сложно чётко сказать, о чём они. Например, можно пересказать завязки. Синий — героиня теряет близких в автокатастрофе и остаётся один на один с жизнью. Белый — польский парикмахер лишается всего и придумывает план мести бывшей жене. Красный — у героини завязываются отношения с циничным человеком гораздо старше неё. Сюжетно финалы дадут не больше, чем завязки. Действительно ли они о свободе — равенстве — братстве? Или о разных вариациях любви, иногда жестокой, иногда насмешливой? Главное достоинство «Трёх цветов» в том, что это не так важно.

Гораздо ценнее историй в трилогии ощущения интуитивного, иррационального, интимно-индивидуального. В фильмах Кесьлёвского приятно находиться, каждый из них оставляет своё послевкусие. Синий — благородно-печальный. Белый — насмешлив, красный — роковой и воодушевляющий. Даже если забыть сюжет, визуальные образы остаются спустя годы. Жюльетт Бинош, окутанная синим свечением, задержала дыхание под водой. Грязно-белые стены тюрьмы с заточённой девушкой, и молодой человек с биноклем на свободе наблюдает за ней. Ирен Жакоб с жвачкой позирует на фоне красного полотна.

В конце концов, «Три цвета» — просто очень красивое кино с мощным актёрским ансамблем (Жюли Дельпи, Жан-Луи Трентиньян, Ежи Штур помимо вышеупомянутых). Кесьлёвский следит за формальной частью эксперимента и тщательно подбирает для сцен соответствующие цвета в мелочах, эти его работы — симуляторы синестезии для тех, кто синестетиками не является.

Среда: «Три песни о Родине» Сергея Соловьёва — для ищущих потерянное время

(«Асса», «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звёздным небом»)


Яркий пример трилогии с поступательным развитием. Сначала классическая «Асса», с зимней Ялтой, мальчиком Банананом, песнями БГ и внезапным Цоем в финале. Конфликт поколений, модная музыка, странные исторические вставки — и афористичный молодёжный новояз, которым общаются только у Соловьёва. Затем «Роза»: перестройка на исходе, времена останавливаются в ожидании чего-то большого и неминуемого, микрозастой с антикварной рухлядью. Опять любовная история, опять молодёжь — но уже грустная. Вокруг нарастает хаос, в какой-то момент все начнут прыгать и разносить квартиру под гребенщиковский «Корабль уродов», из шкафа выпрыгивает и сам БГ — что тут ещё скажешь? Слов всё меньше, иррациональных действий и безумных историй всё больше — в деле наследники белогвардейцев, умирающий Сталин и нахимовцы. И «Дом под звёздным небом»: любовную историю окончательно вытесняют паранойя и конспирология, шутки закончились, на сцену выходит демонический спецагент, издевающийся над обывателями. Единственный способ выбраться из этого ада — побег. Характерно, что хаос нарастает пропорционально экранному времени Александра Баширова: в «Ассе» он эпизодический персонаж, в «Розе» — симпатичный эксцентрик на втором плане, в «Доме» — главный герой и воплощение зла.

Сергея Соловьёва в целом и эту трилогию в частности нередко обвиняли в том, что кратко можно выразить тем самым «How do you do, fellow kids?» в исполнении Стива Бушеми из «30 Rock»: мужчина солидных лет пытается заигрывать с молодёжью в частности и с меняющейся действительностью в целом. Но то, что современникам могло казаться конъюнктурой, на дистанции лет оказывается билетом в специфическую недолговечную эпоху — даже если такой, как показал Соловьёв, её никогда не существовало. Трилогия неровная, непоследовательная, с нестабильным ритмом, но эти три фильма нагляднее любого другого материала показывают пертурбации, которые случаются при смене эпох.

Соловьёвских подростков можно вывести в типаж, которому посвящена более ранняя и не менее впечатляющая трилогия («Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой»). «Три песни о Родине» проверяют этих подростков на прочность. Из столкновения столь разных миров — молодых идеалистов и сходящей с ума действительности — рождается взбалмошная экспрессивность, из-за которой фильмы смотрятся на одном дыхании.

Четверг: «Before» Ричарда Линклейтера — для тех, кто не боится времени

(«Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью»)


Все, кто слышал о Ричарде Линклейтере, знают его особенные отношения со временем — например, как в фильме «Отрочество», который снимался каждый год понемногу в течение 11 лет. Американский режиссёр любит фиксировать, как годы оставляют отпечатки на личности героев и актёров, которые их играют, грим — бутафория. Трилогия «Before» выросла из импровизационного эксперимента с двумя актёрами, без сценария, по мотивам истории, которая произошла с самим Линклейтером: он случайно познакомился с девушкой и провёл с ней в разговорах весь день, вплоть до глубокой ночи. Затея была рискованная, поиски заняли несколько месяцев, и идеальными людьми оказались Итан Хоук и Жюли Дельпи.

Как гласит одна из мудрых аннотаций, в фильмах нет ничего, кроме разговоров. Но эти сыгранные разговоры кажутся естественнее самой реальности. Фильм удался настолько, что эксперимент повторили ещё дважды — через девять лет вышел «Перед закатом», ещё через девять — «Перед полуночью». По сюжету между событиями проходит столько же лет. Со временем менялись как герои, так и актёры, многие мотивы и разговоры 2-й и 3-й части «Before» — из жизни самих Хоука и Дельпи. Возможно, именно поэтому со временем эксперимент, подпитываемый личной заинтересованностью, не выдохся, импровизации не надоели — они просто стали другими.

«Before» сложно разбить на цитаты: все части смотрятся на одном дыхании, как непрерывный поток захватывающей болтовни, иногда бессодержательной, иногда увлекательной, никогда — скучной. И хотя годы не проходят бесследно, в цикличном повторении процесса, в настойчивости съёмочной группы перед течением времени есть что-то, что это время побеждает. И даже если новых частей больше не будет — можно пересматривать уже снятое, каждый раз как в первый.

Пятница: «Дорожная» трилогия Вима Вендерса — для рефлексивных путешествий в кадре
(«Алиса в городах», «Ложное движение», «С течением времени»)

(«Алиса в городах», «Ложное движение», «С течением времени»)


О Виме Вендерсе ещё в молодости сложилось клише как о немце с американской душой. «Дорожная» трилогия позволяет оценить степень правдивости этого утверждения. С прагматичной точки зрения зритель получает два в одном — то, что принято называть новым немецким кино, в обёртке роуд-муви, который традиционно связывают с американским кинематографом. Сюжет в каждой из частей соответствующий: группа из двух или более человек отправляется в странствие по Германии, цель путешествия со временем становится всё более и более расплывчатой. Камера Робби Мюллера следует за персонажами Рюдигера Фоглера (главная роль во всех трёх частях) и его компанией под эклектичный саундтрек — от Баха до Rolling Stones и Can. К Фоглеру присоединяется звёздный состав — есть возможность посмотреть на юную Настасью Кински, Ханну Шигуллу не у Фассбиндера и самого Вендерса в эпизодической роли.

Если трилогия Соловьёва позволяет гротескно почувствовать иное время, Вендерс даёт возможность прочувствовать места — в равной степени притягательные и отчуждённые. Городские пространства (ещё борются с побеждающей глобализацией), полузаброшенные серые дома, рекламные вывески, молчаливые поездки в поезде, которые к нашему времени успели стать трижды ретро. Герои свободны в своих странствиях, но каждая новая локация, новые артефакты не добавляют к их существованию в кадре ничего нового. Но пока они недоумевают и не знают, что сказать, зритель, как водится, совершает за их счёт чарующую, медитативную поездку в Германию 70-х, к местам и объектам, которые (в такой форме и виде) навсегда перестали существовать.

Суббота: трилогия Китано — для тех, кто в творческом кризисе

(«Такешиз», «Банзай, режиссёр!», «Ахиллес и черепаха»)


Поисковый запрос «трилогия Такеши Китано», скорее всего, выдаст недавнюю серию «Беспредел», где он возвращается к привычной роли крутого мужика (полицейский или якудза), который крошит в салат менее крутых. Это неслучайно — Китано всем своим видом создаёт впечатление человека жёсткого, смешного (см. «Кикуджиро»), но не рефлексирующего. Трилогия нулевых помогает разбить этот стереотип.

«Такешиз» и «Банзай, режиссёр!» проще всего описать как аналог феллиниевских «8½» в исполнении Такеши Китано. Традиция таких картин не нова — аналоги есть у самых разных творцов, от Вуди Аллена («Звёздные воспоминания») и Райнера Вернера Фассбиндера (его любимое «Предостережение святой блудницы») до всё того же Вима Вендерса («Положение вещей»). Но интересно, как фантазии режиссёра каждый раз претворяются в таких случаях в жизнь. У Китано, например, в голове оказалось слишком много, чтобы вместить в одну работу.

«Такешиз» и «Банзай» наполнены безумием и суетой: съёмки в съёмках, расстрелянный человек за диджейской установкой, зловещая кукла-двойник Китано делает трюки в стиле «Матрицы», гусь-официант и нецензурные коллажи. Японский режиссёр передаёт зудящее чувство навязчивых творческих идей, большинство из которых неполноценны, не заслуживают такой реализации, они ничем не заканчиваются. Первые два фильма — как раз для того, чтобы такие идеи выпрыгнули из головы на экран и выжили.

«Ахиллес и черепаха» — другая история. В фильмографии Китано можно отметить периоды, когда за необычайной жёсткостью и энергичностью шли более тихие, неторопливые работы («Сцены у моря», «Кикуджиро», «Куклы»). «Ахиллес» — такой пример, размеренная и завораживающая история неудачника, который продолжает попытки стать художником несмотря ни на что. Одна из лучших работ (актёрских и режиссёрских) в карьере японца.

Воскресенье: «Трилогия жизни» Пазолини — для скучающих по телесности и витальности кинематографа

(«Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Цветок тысячи и одной ночи»)


Пьер Паоло Пазолини может показаться излишне формальным режиссёром, а кому-то (из 2021-го, Бог им судья) и эпатажным. Практически все поздние работы Пазолини — экранизации, а трилогия — ещё и экранизации определённого литературного жанра — истории внутри истории, разные рассказы, объединённые чаще всего сеттингом повествующего. Сюжетное содержание новелл близко к оригиналу, но там, где другой автор мог бы развести скуку и уйти в почтительную сдержанность, Пазолини устраивает настоящее пиршество жизни. Режиссёр не стесняется делать акцент на телесном, физиологическом, эротическом, не превращая происходящее в откровенную безвкусицу. Например, «Декамерон» и сам по себе был гимном жизни (молодые люди изолировались в разгар эпидемии — недаром многие вспомнили о нём недавно). Бокаччо высмеивал пережитки прошлого, закостенелость и узость мысли, прославлял отвагу, хитрость и желание любить. Пазолини воплощает подобные идеи визуально — и в результате во всех трёх фильмах получается незабываемое сочетание красивых тел, декораций, буйства красок и не состарившейся сатиры. Ведь ханжество, лицемерие, жестокость и жадность, к сожалению, всё ещё с нами, а вот людей вроде Пазолини, способных и после смерти давать такой мощный импульс к жизни, хотелось бы побольше.

Читайте также
По следам Роттердама-2021: каких фильмов стоит дождаться
В Роттердаме подошла к концу первая часть международного кинофестиваля, который в этом году проходит в гибридном формате: онлай...
Хиты фестиваля «Сандэнс»-2021: это стоит увидеть
В Юте завершился кинофестиваль «Сандэнс», проходивший в этом году в гибридном формате — онлайн и офлайн. Наталья Серебряко...
Танцы, песни, «Идиоты», рабы и «Эпидемия»: ретроспектива Ларса фон Триера
Компания «Русский репортаж» рассекает волны и выпускает в широкий прокат сразу 8 фильмов Ларса фон Триера. Конечно, не все сразу: каж...
(Кино)расписание: 7 экранизаций британской классики
Наталья Серебрякова предлагает провести эту неделю в компании английского юмора и драмы, посмотрев или пересмотрев семь экранизаций брита...
Секс, демоны, любовь и история: 5 аниме-сериалов, которые стоит посмотреть
Дорогая сердцу подборка аниме-сериалов, которые, надеемся, не попадут в список запрещённых для просмотра из-за градуса жестокости (в конце января суд...
5 документалок о субкультурах: панки, скинхеды и советские хиппи
Соня Бессонова составила подборку документальных фильмов, герои которых выбрали жить в системе собственных ценностных установок, отличных от господ...
Также рекомендуем
Наталья Серебрякова предлагает провести эту неделю в компании английского юмора и драмы, посмотрев...
Виолетта Власова составила даже не (кино)расписание, а скорее антологию абсурда. Несколько взбалмошных азиатс...
В разговоре о польском кино комедию часто принято сбрасывать со счетов — и если же её ...
Когда-то, вдохновившись «Полтергейстом», литератор Кодзи Судзуки создал «Звонок» — самую известную японскую и...
Наталья Серебрякова предлагает провести эту неделю в компании английского юмора и драмы, посмотрев...
Виолетта Власова составила даже не (кино)расписание, а скорее антологию абсурда. Несколько взбалмошных азиатс...
В разговоре о польском кино комедию часто принято сбрасывать со счетов — и если же её ...
Когда-то, вдохновившись «Полтергейстом», литератор Кодзи Судзуки создал «Звонок» — самую известную японскую и...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00