На полях ММКФ: субъективный топ от Ксении Ильиной

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Вчера завершился 43-й Московский кинофестиваль, которому удалось пройти полностью офлайн. В основном его конкурсе были картины со всего света, в параллельные программы, как водится, кураторы включили хайлайты с главных мировых фестивалей. Например, победителя недавно прошедшего Берлинского фестиваля Раду Жуде или хиты Роттердама и Венеции можно было первыми посмотреть именно здесь. Однако по традиции не будем петь дифирамбы тем, кто уже так или иначе упоминался в наших фестивальных заметках (и не одних). Вместо этого Ксения Ильина рассказывает о трёх любопытных российских премьерах, про израильскую картину о барной жизни и ленте об идеальной шведской красоте. Вот пять картин ММКФ, которые запомнились.


«Ночь в Хайфе», реж. Амос Гитай 

Текучую, пластичную «Ночь в Хайфе» снял живой классик современного израильского кино Амос Гитай. Действие фильма разворачивается вокруг небезызвестного вполне себе реального бара «Фатуш» в Хайфе, пусть всё происходящее на экране и будет вымыслом. Бар — грандиозное место встреч, прибежище израильтян и палестинцев, геев и straight, богатых и бедных, гордых и не очень. Это место, где можно одновременно и опрокинуть бокальчик, и расширить культурный кругозор. Например, у палестинского фотографа Гила (Цахи Халеви) только что здесь открылась выставка. Перед тем как попасть на собственный праздник, он получит тумаков от местных воротил, встретит свою любовницу и по совместительству кураторку галереи Лайлу, а затем получит предложение от одной богатой особы уехать в Америку. Всё это — между бокалами и скучными разговорами с мужем любовницы. Такая круговерть ждёт тут каждого посетителя. Бар в Хайфе, как и целиком фильм Гитая — это своеобразный микрокосм, кладезь историй, шкатулка пророчеств на все случаи жизни. Говорят тут цитатами, танцуют со смаком, а сексом занимаются на заднем сиденье припаркованной в двух шагах машины. И пусть герои Гитая больше архетипы, чем реальные люди — происходящее в фильме работает. Чёрт возьми, нам всем всё ещё не хватает такого пульсирующего потока жизни.

«Ночь в Хайфе», реж. Амос Гитай 


Второй полный метр Александра Селивёрстова получился идеальным фильмом локдауна. Он был снят всего за 10 дней во время весенней изоляции 2020 года. «Молоди» культивируют в зрителе именно то чувство, которое все мы как один познали на карантине. Главное достоинство ленты — это дыхание и ритм одиночества, именно такой, какой он есть: прерывистый, шаткий. Герои фильма, Ника (Яна Пронина) и Сергей (Даниил Колотов), знакомятся прямо в поле, где-то под Москвой. Она сидит на сломавшейся машине, он, прогуливаясь неподалёку, предлагает ей свою помощь. Слово за слово, и вот они уже вместе пьют вино и греются у камина. Ника переезжает в большой уютный дом к новому бойфренду, потому что так проще и лучше — коротать одинокие дни и ночи в объятиях другого. Но в тихом омуте всегда много чертей — будут они и в подвале у Сергея. Фильм Селивёрстова снят на сложной территории психологического триллера. Саспенс — штука тонкая, психологизм — вещь обманчивая. Но «Молоди» удерживают планку. К фильму Селивёрстова могут быть вопросы, не всё в нём гладко: начинающая актриса Пронина частенько переигрывает, а сцены секса получились неловкими. А вот за дух времени хочется сказать спасибо.

«Ночь в Хайфе», реж. Амос Гитай 


На фестивале этого года была целая программа, посвящённая работам студентов мастерской Александра Сокурова в Петербурге. Но отдельного упоминания, пожалуй, заслуживает фильм, который стоит особняком. Он попал в конкурс короткого метра. Снял его Андрей Натоцинский, тоже студент мастерской Сокурова. Героиня его картины Галина тяжело переживает смерть единственной дочери. Однажды в лифте она сталкивается с секс-работницей, поднимающейся на этаж в квартиру соседа. Галина узнает её номер и просит девушку прийти в гости. Она становится для Галины дочерью, и неважно, как относится к этому сама девушка. Тема травмы и её проживания оказалась слишком велика для того, чтобы развить её в 20-минутной курсовой работе, но важно то, что у Натоцинского есть своя собственная интонация. В его работе нет того слепого подражания ранним работам мастера, которое, увы, свойственно многим начинающим режиссёрам курса Александра Николаевича, пока они боязливо нащупывают собственный почерк. Натоцинский не смотрит с избитых ракурсов и аккуратно обращается со смыслами с двойным дном. Выбранные им актрисы, в особенности Татьяна Рябоконь, своей экранной обезличенностью тут чем-то напоминающая актрис последних фильмов Ивана Твердовского-младшего, — это точное попадание в образ. А это значит, что следить за его карьерой имеет смысл.

«Ночь в Хайфе», реж. Амос Гитай 


Фильм, который Алексей Федорченко закончил в далёком 2018 году, когда слово «пандемия» ещё не определяло нашу реальность. Это единственный фильм от России, претендовавший на главную награду фестиваля и в итоге получивший приз за режиссуру. Фильм-детектив, фильм-комедия, фильм-фарс, поставленный по мотивам повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца», отдаёт дань уважения традициям полиэкрана Питера Гринуэя. Лёня (Илья Белов), учёный-плодовод, приезжает в Алма-Ату 1943 года, где пытается спасти от гибели сорт яблок «Милая Болгария», выведенный его отцом. Он селится в комнате, которая до него принадлежала Семёну Курочкину. Под этим именем публиковал свои произведения писатель Михаил Зощенко. В соседней комнате живёт не кто иной, как Сергей Эйзенштейн, снимающий своего «Ивана Грозного» и одержимый мексиканским театром. Жизнь писателя Курочкина, которую Лёня пытается воссоздать по отрывкам найденных дневников, захватывает его с головой. Федорченко работает с реконструкцией, обрывками и отрывками большой Истории СССР так, как он один умеет это делать, искусно переплетая реальность и вымысел. Тут его занимает мировая тоска по тому, чего уже не собрать, на вес золота крупицы мира русской интеллигенции, готовые рассыпаться и закатиться в тёмный угол, где их уже никто никогда не найдёт. И здесь — работа с архетипами, с русским мифом, удивительным образом укладывается всего в каких-то два часа экранного времени. 

«Ночь в Хайфе», реж. Амос Гитай 


Единственная документальная картина в этом топе родом из Швеции. В 1971 году на экраны вышел фильм «Смерть в Венеции», в котором Лукино Висконти снял идеального мальчика. Его режиссёр долгие месяцы искал по всему миру. Нашёл в Стокгольме, и звали его Бьорн Андресен. Именно о нём картина Кристины Линдстрём и Кристиана Петри. Слава, обрушившаяся на Бьорна за одну ночь, ночь премьеры фильма в Каннах, фактически сломала его. Хотя, конечно, создатели фильма не говорят об этом напрямую. Они очень деликатно обходятся с темой и материалом. Но чувство одиночества, которое узнал Бьорн с приходом в его жизнь той бешеной популярности, не покинет его никогда. «После съёмок я пошёл в актёрское училище, и всё было хорошо. Но это не помогало бороться с темнотой внутри», — эти слова уже пожилого Бьорна, седовласого мужчины с всё ещё невероятной грацией, лучше всего описывают то, что творилось с ним юным. Весь мир преклонялся перед его красотой, но мало кого занимал он сам. После «Смерти в Венеции» Бьорна поджидала толпа воздыхателей, готовых на всё ради того, чтобы быть с ним рядом. Чуть после его ждали смерть собственного сына и многочисленные эпизоды депрессии. Этот док без прикрас рассказывает о том, что делает с человеком слава. А ещё он о том, что наша меланхолия — всегда родом из детства, а самым страшным становится невозможность рассказать, что с тобой происходит, близкому человеку.

Читайте также
Жёлтое платье в кино: наряд для судьбоносных моментов
Жёлтое платье — самый требовательный «участник» киносъёмочного процесса. Персонаж в таком наряде всегда оказывается самым светлым, ярким, притягиваю...
Обзор (к)инопрессы #49: Пон Чжун Хо, Мадс Миккельсен, Иван Грозный и Вупи Голдберг
Пока все обсуждают «Оскар» (его «ожидаемые» сюрпризы), Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и выбрал темы вне премии, о которых говорили в материалах...
Фильмы Гая Ричи: от лучшего к худшему 
22 апреля в российский прокат выйдет новый фильм Гая Ричи — «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом, Скоттом Иствудом и ...
5 документалок от режиссёров, чьи игровые фильмы вы точно знаете. Часть 2
Соня Бессонова продолжает советовать к просмотру документальные картины. В очередном выпуске — вторая часть подборки с фильмами, режиссёры которых вам из...
Обзор (к)инопрессы #48: русалки, наградной сезон, Аня Тейлор-Джой, Скотт Рудин и Гэри Олдман
Виктор Непша рассказывает о том, что обсуждалось в иностранной (к)инопрессе в последнее время: конечно, скандал вокруг голливудского продюсера, конечно, триум...
Лучшие сериалы апреля: гид Татьяны Алёшичевой
Индустрия приходит в себя после застоя, связанного с пандемией: в марте начали появляться любопытные сериалы, снятые не только стараниями...
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Это футбол»В этом месяце у российского зрителя получится увидеть сразу два фильма про культовых фут...
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же в...
Рина Аникерг составила (кино)расписание, состоящее из историй про любовь, которая сулит не только счастье. Это драмы, ра...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Кадр из фильма «Это футбол»В этом месяце у российского зрителя получится увидеть сразу два фильма про культовых фут...
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же в...
Рина Аникерг составила (кино)расписание, состоящее из историй про любовь, которая сулит не только счастье. Это драмы, ра...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.

Последние новости

Кейт Уинслет в трейлере военной драмы «Ли»
В российском прокате лента стартует 17 октября.
Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
00:00