«Послание к человеку»: что смотреть на фестивале?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

С 21 по 29 октября в Санкт-Петербурге пройдёт 32-й международный фестиваль «Послание к человеку» — главный киносмотр города на Неве. Отборщикам и организаторам снова удалось собрать сильную программу. Максим Ершов выбрал наиболее интересные фильмы из Международного и Национального конкурсов.

Международный конкурс: «Николае» (Nicolae), реж. Михай Греку, Франция, 2022

По маленькой румынской деревне разъезжает машина с громкоговорителями, которые объявляют, что Николае Чаушеску не умер и скоро вернётся править страной. Сельские жители с недоверием относятся к новостям, но вечером отправляются посмотреть, что же будет. На деревянном сарае появляется голограмма румынского диктатора. Большого возвращения не состоится, но даже виртуальное появление на публике заставляет сельских жителей вспомнить события 1970–1980-х годов.

«Николае»
«Николае»

Режиссёр Михай Греку устраивает небольшую провокацию, которая позволяет выявить отношение простого народа к многолетнему лидеру коммунистической партии. На камеру говорят в основном люди пожилого возраста, так что время Чаушеску для них — пора молодости и надежд. Раньше было больше справедливости, страна была великой, а западные соседи не диктовали свои условия. Страны бывшего соцлагеря вообще схожи в травмах прошлого. Для Румынии Чаушеску — всё равно что Сталин для России. Фигура, давно обросшая мифами и символизирующая перемены. О «перегибах на местах» никто не вспоминает. На безопасном многолетнем расстоянии диктатура лишается кровавых подробностей, остаются только светлые воспоминания о порядке и сильной руке.

Международный конкурс: «Поверни своё тело к солнцу» (Turn Your Body to the Sun), реж. Алёна ван дер Хорст, Нидерланды, 2022

«Поверни своё тело к солнцу»

Во время Великой Отечественной войны советский солдат татарского происхождения попадает в плен к немцам, бежит и оказывается у американцев. По окончании боевых действий и возвращении домой его тут же отправляют в трудовой лагерь под Пермью. Молодой человек вступает в переписку с девушкой Тагирой. Освободиться ему получится только в 1953-м, после смерти Сталина. У пары рождаются две дочки.

Режиссёр Алёна ван дер Хорст родилась в Москве, переехала в Нидерланды, вышла замуж, а в университете Амстердама изучала русскую литературу. Сегодня она европейский классик документального кино. Подавляющее большинство картин ван дер Хорст связано с Россией: это и история одной из первых советских диссиденток, и рассказ об Эрмитаже, и байопик поэта Бориса Рыжего, и кино о строительстве БАМа. «Поверни своё тело к солнцу» — попытка разобраться в прошлом папы, который ни о войне, ни о ГУЛАГе говорить не любил. Алёна и её сестра Сана читают переписку отца с матерью и достраивают недостающие фрагменты его биографии.

Международный конкурс: «Праздники» (Holidays), реж. Антуан Каттен, Швейцария, 2022

«Праздники»
«Праздники»

Россия занимает лидирующее место в мире по количеству праздничных дней в календарном году. Новый год сменяется Днём защитника Отечества, за ним следует Международный женский день, а там и до Дня Победы рукой подать. Цикличность праздников определяет жизнь россиян. Режиссёр Антуан Каттен снимает четырёх героев из Петербурга, а также даёт им в руки камеру, исследуя загадочную русскую душу во время торжественных дат. Джус приехал из Казахстана в поисках лучшей жизни и каждое препятствие на своём пути воспринимает как весёлое приключение. Руфер Никита тоже легко относится к судьбе: проводит экскурсии по крышам, запускает коптер, окунается в прорубь, катается на машине с друзьями. Водительница троллейбуса Дина пытается организовать русское движение против эмигрантов и винит в народных бедах власть. Работница ЖКХ Анна рутинно отчитывает дворников, принимает букеты по случаю и мечтает о пенсии. Но праздники никто не отменял.


Родившийся в Швейцарии режиссёр Антуан Каттен уже 20 лет живёт в России. За это время он успел поработать ассистентом Сергея Лозницы и снять вместе с Павлом Костомаровым несколько важных документальных картин («Мама», «Мирная жизнь» и «Плэйбек»).


Каттен выбирает праздники как дни, выбивающиеся из размеренного течения российской действительности. Люди спешат посмотреть на салют, выпить, погулять и просто обнять случайного встречного. Главные герои живут от одного праздника до другого и упорно отказываются замечать, что творится вокруг. В кадр то и дело попадают росгвардейцы, полицейские или митингующие. Российская реальность — бесконечный абсурдный праздник по формальным и не имеющим никакой связи с обычной жизнью поводам.

Международный конкурс: «Время для посещений» (Visiting Time), реж. Вахид Седагат, Иран, 2022

«Время для посещений»
«Время для посещений»

Немолодой мужчина (Бабак Карими) вслед за семьёй готовится переехать в Европу и сдаёт просторный загородный дом. Он набит антикварными вещами и воспоминаниями. В 16 часов хозяин дома начинает показывать его потенциальным арендодателям. Мебель трогать нельзя, но цена заметно ниже рыночной. Желающих хватает, со всеми мужчина проводит мини-собеседование на глазах у конкурентов. Молодые пары готовы идти на уступки и очень хотят понравиться хозяину.

Режиссёр Вахид Седагат известен документальными картинами о съёмках двух шедевров Асгара Фархади, завоевавших «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», — «Развода Надера и Симин» и «Коммивояжёра». Исполнитель главной роли во «Времени посещений» Бабак Карими — звезда иранского авторского кино. Седагат придумывает интересную сюжетную рамку, чтобы показать душевные страдания так и не пережившего трагические события хозяина дома.

Международный конкурс: «Как я выгляжу» (What Do I Look Like), реж. Адель Шайхулова, Франция, 2022

«Как я выгляжу»
«Как я выгляжу»

Мухаммеду 23 года. Он застрял в Париже в ожидании суда, по итогам которого рискует оказаться за решёткой. Франция приходит в себя после пандемии. Молодой человек бродит по пустынным улицам, изредка общается с другом-весельчаком, мучается от бессонницы, пытается познакомиться с девушками, работает на стройке и старается хоть как-то отвлечься от тоскливых мыслей. Возможно, его жизнь уже сломана, но пока Мухаммед в подвешенном состоянии. И непонятно, что хуже.

«Как я выгляжу» сняла молодая Адель Шайхулова. Она родилась в России, в 12 лет переехала в Париж и сейчас учится в киношколе La Fémis. Режиссёр выискивает крайне интересного героя на сломе. Мухаммед пытается сохранять бодрость духа, но его истинное состояние выдают бессонница и трогательное исполнение песни о несчастливой любви. Столица Франции чаще выступает как сеттинг для романтического сюжета. На этот раз Париж неприветлив, холоден и пугает чужака.

Национальный конкурс: «Выход», реж. Максим Арбугаев, Евгения Арбугаева, Великобритания, Россия, 2022

«Выход»
«Выход»

Отдалённое побережье Чукотки. Каждую осень сюда приезжает биолог Максим Чакилёв. Учёный возвращается на север ради чуда. За одну ночь арктический берег покрывают десятки тысяч моржей. Чакилёв считает их количество, оценивает состояние животных и сравнивает данные прошлого года с годом нынешним. Биолог буквально утопает в огромных тушах, которые того и гляди проломят стены хлипкой хижины — укрытия учёного.

Премьера «Выхода» прошла на Берлинале-2022. В России картину впервые показали на Beat Film Festival. Первый фильм режиссёра Максима Арбугаева «Генезис 2.0» был снят в соавторстве с Кристианом Фраем и рассказывал о якутских охотниках за бивнями мамонтов. Вторая картина сделана вместе с сестрой Евгенией. «Выход» — захватывающее дух и совершенно уникальное зрелище. Тем печальнее, что происходящее на экране — природный катаклизм. Из-за глобального потепления осенний ледостав в Арктике начинается всё позже, мигрирующие моржи не могут отдыхать на льдинах и вынуждены выходить на берег. Ежегодно в толчее погибают десятки животных. С каждым сезоном становится только хуже. Столкновение человека с природой привычно заканчивается трагедией.

Национальный конкурс: «Кармен, или История несчастной любви Ханспетера из Оберкасселя, которая принесла моим детям счастье в чужой стране», реж. Юлия Вишневецкая, Германия, Грузия, 2022

«Кармен, или История несчастной любви Ханспетера из Оберкасселя, которая принесла моим детям счастье в чужой стране»

В 2013 году журналистка Юлия Вишневецкая вместе с тремя детьми переезжает в Германию, чтобы работать по контракту новостником в крупном немецком СМИ. Семья из России поселяется в тихом городе и сходит с ума со скуки. Дети становятся заметно веселее, когда начинают ходить в любительскую цирковую школу, которой руководит 60-летний Ханспетер. Вишневецкая расспрашивает немолодого немца, как он увлёкся трюками и представлениями на арене. Много лет назад Ханспетер влюбился в Кармен, старшую дочь в семье бродячих циркачей. Журналистка отправляется на поиски теперь уже взрослой женщины в надежде организовать встречу старых знакомых.

В 2020 году дебютный полнометражный фильм Юлии Вишневецкой «Катя и Вася идут в школу» стал обладателем престижной «Лавровой ветви». Новая работа — путешествие по закоулкам собственной памяти и в то же время увлекательное роуд-муви о поисках неуловимой циркачки. Вишневецкая неожиданно открывает для себя новое явление. Кто бы мог подумать, что уже десятилетия в Германии так сильна культура бродячих цирков. Кармен и Ханспетер — представители разных миров. И пусть их роман продлился недолго, в результате немец через всю жизнь пронёс любовь к цирку и даже заразил ею детей из России.

Национальный конкурс: «Наводка», реж. Вячеслав Фёдоров, Россия, 2021

«Наводка»

Игорь Николаевич работает специалистом по лифтовому оборудованию. В его обязанности входят приёмка новых лифтов, проверка жалоб на работу подъёмной машины и устранение выявленных неполадок. В рутину дней вторгается решительная и упёртая женщина. Она жалуется на посторонние звуки и шумы в квартире. По её версии, во всём виноват лифт. Ради раскрытия загадочного случая собирается целая комиссия.

Описание фильма может обмануть или даже отпугнуть. Ведь кажется, что работа специалиста по лифтовому оборудованию способна вызвать разве что приступ зевоты. На самом же деле «Наводка» — самый смешной фильм фестиваля. Члены комиссии, состоящей исключительно из мужчин, прикладывают ухо к стенам, внимательно оглядывают двери и кабину лифта, переглядываются. Попытки выявить причину шумов безуспешны. Может быть, заявительница просто помутилась рассудком? Дебютный фильм Вячеслава Фёдорова был впервые показан на фестивале «Дух огня» в начале этого года и моментально стал зрительских хитом. «Наводка» изящно балансирует между детективом и слэпстик-комедией. Длинные планы вносят абсурдность в происходящие события. Игорь Николаевич и его команда минуты напролёт вглядываются в один несчастный лифт, который словно бы скрывает незаметные человеческому глазу таинства бытия. Но опытные специалисты раскалывали и не такие крепкие орешки!

Читайте также
Сериалы сентября-22: гид Татьяны Алёшичевой
Что происходило с сериалами.
Нуар, мюзикл и драма: лучшие фильмы с Мэрилин Монро
Илья Верхоглядов рассказывает о лучших картинах с участием легендарной актрисы.
Фильмы с Микки Рурком: рестлинг, алкоголь и нуар
Вспоминаем картины с одним из самых эпатажных актёров Голливуда.
Совершенно смешно: 7 комедий о шпионах и спецагентах
Юлия Салихова решила вспомнить не самые очевидные фильмы.
Проклятия второго фильма нет: следующие фильмы российских дебютантов
Тимур Алиев вспоминает 5 вторых полных метров.
9 актрис, сыгравших Елизавету II в кино и сериалах
Не самый полный список, но впечатляющий.
Также рекомендуем
26 февраля 1937 года родился один из самых удивительных режиссёров мирового кинематографа. Мастер, владевший секретом ве...
Рассказываем об одной из самых дорогих отмен в истории кино.
На российских экранах новый фильм 88-летнего Клинта Иствуда с ним самим, как водится, в главной роли. Ист...
26 февраля 1937 года родился один из самых удивительных режиссёров мирового кинематографа. Мастер, владевший секретом ве...
Рассказываем об одной из самых дорогих отмен в истории кино.
На российских экранах новый фильм 88-летнего Клинта Иствуда с ним самим, как водится, в главной роли. Ист...

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00