«Божественная любовь»: вы ждали мессию, вам с ним и жить

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

22 августа в российский прокат выходит лента бразильца Габриэля Маскару «Божественная любовь» — стильная антиутопическая фантазия на тему религиозного государства. Изящную аллегорию дешифрует Зинаида Пронченко.


Рио или, может, Сан-Паулу, 2027 год. Днём мегаполис плавится в лучах палящего солнца, ночью тонет в неоновых огнях, которыми подсвечены не коммерческие точки, а церкви. Бог теперь повсюду и необязательно значит любовь. Бразилия, по версии автора «Божественной любви» Габриэля Маскару, в недалёком будущем окажется под пятой евангельской диктатуры. Всевышний и принимает в drive-in часовнях, и разговаривает с паствой на дискотеках через ритмы синтипопа. Главной скрепой в этой злой, но изящной антиутопии объявлен брак. Человек — не остров, а потому одиночество, даже вынужденное, по прихоти судьбы, есть, как и в «Лобстере» Лантимоса, святотатство.

Жоана (Дира Паис, запомнившаяся нам по «Изумрудному лесу» Джона Бурмана) — женщина к сорока, любящая и верная супруга, увы, обделённая потомством. За поясом у неё не сосчитать сколько совокуплений, а благую весть — ждёт-пождёт. Муж Жоаны, цветочник строгих взглядов, каждый вечер забирается в тиски странного агрегата типа лампы накаливания, дабы чресла его налились животворящими соками. Безрезультатно.

Однако Жоана не теряет надежды. На службе, а работает она нотариусом в огромной государственной корпорации, сильно напоминающей пчелиный улей, стилизованный под мрачные фантазии Фрица Ланга времён «Метрополиса», уговаривает явившиеся разводиться пары подумать и попытаться сохранить брак. Жоана состоит в секте под названием «Божественная любовь». Там под оголтелые песнопения седовласой жрицы мужчины и женщины, запутавшиеся в отношениях, предаются групповому сексу, свингуют, расслабляются телесно, чтобы укрепиться духовно.

Кадр из х/ф «Божественная любовь», реж. Г. Маскару, 2019 г.


Максару уже в предыдущих картинах «Августовские ветра» и «Неоновый бык» демонстрировал изрядный цинизм, а также склонность к формалистским экспериментам а-ля Николас Виндинг Рефн. В «Божественной любви» обе эти тенденции достигают апогея, но автор тем не менее умудряется не свалиться в пошлый антиклерикальный памфлет.
Понятно, что победа на президентских выборах Жаира Болсонару стала для бразильской интеллигенции тяжёлым ударом. «Божественная любовь» — уже второй за год (после участника Канн-2019 «Бакурау» Клемента Мендосы) антирежимный выпад невероятной публицистической мощности и высокохудожественных правил. Религия, по мнению Маскару, не столько оплот мракобесия и верный партнёр ультраправой клики, сколько альтернативный путь для общества в период нездоровья. Пусть и тоже в никуда. Можно подумать, бывает иначе.

Абсурдистские метафоры в «Божественной любви» не имеют ничего общего с наглядностью социального пафоса «Лурда» Джессики Хаусснер или «Счастливого Лазаря» Аличе Рорвахер. Перипетии сюжета суть набор доказательств как существования Бога (то есть надежды), так и обратного (то есть негативной теологии). Другая, вроде очевидная, но не утерявшая актуальности мысль Маскару заключается в том, что практика и теория даже у глубоко верующего человека рано или поздно вступят в конфликт. Патриотизм как разновидность вредного идеализма — такая же религия, прибежище отчаявшихся в существовании справедливости. Следование его заповедям моментально превращает адепта добра в экстремала и даже террориста. Если твоя страна идёт не туда, куда хочется тебе, с ней можно и развестись, как сделал муж Жоаны, узнав, что долгожданный плод их совместной любви совсем на него не похож.

Особенно приятно, что Маскару, в отличие от, допустим, Андрея Звягинцева, не осеняет страшными многозначительными знамениями так называемую реальность, перегружая зрителя символами. Не в будничном кроется зло. Не равнодушие главный порок. Именно страсть, а истинная вера всегда нутряная, иррациональная, превращает мир вокруг в плотный сюр. Верующий человек — по определению и палач, и жертва химер в голове.

Кадр из х/ф «Божественная любовь», реж. Г. Маскару, 2019 г. 

Поэтому Жоана, вначале вроде олицетворяющая Родину, соблазнившую популизмом, одурачившую религиозным фундаментализмом бедный народ Бразилии, к финалу, как становится понятно, и есть соблазнённая брошенка. Ведь обмануть можно только того, кто обманываться рад. Vestra culpa, как бы говорит Маскару, вы ждали мессию, вам с ним и жить.


Читайте также
«Малышка зомби»: страшилки поколения Z
С 22 августа в российском прокате новый фильм Бертрана Бонелло («Сен-Лоран. Стиль — это я», «Дом терпимости») «Малышка зомби», впервы...
Бертран Бонелло и You'll Never Walk Alone
Немного футбола на нашем киноканале. «Ливерпуль» — обладатель Суперкубка УЕФА. И мы точно знаем, кто этому рад. Бертран Бонелло — фра...
К успеху шли: почему сериал «Пацаны» — новое слово в жанре супергероики
Татьяна Алёшичева рассказывает о по-своему революционном сериале Amazon Prime Video.Спасибо, Джессика Джонс, что была с нами и показала, как су...
«Однажды... в Голливуде»: автопортрет художника в зрелости
В Каннах состоялась мировая премьера 9-го фильма Квентина Тарантино «Однажды... в Голливуде». Зинаида Пронченко увидела в нём трогательный и нежный автопортре...
«Пенниуорт»: новый сериал о молодом дворецком Бэтмена
Канал Epix (а в России — «КиноПоиск») показывает сериал «Пенниуорт» о молодых годах дворецкого Бэтмена — эдакую невольную...
«Как отмыть миллион»: лучший фильм-ограбление, замаскированный под худший
Алексей Васильев рассказывает о замечательном фильме канадского классика Дени Аркана, который из-за русской адаптации названия, постера и трейлера п...
Также рекомендуем
«Вивариум» Лоркана Финнегана может напугать до чёртиков тех, кто ещё не посадил дерево, до сих пор не&nbs...
На стриминговом сервисе Peacock (в России — в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD») вышла экранизац...
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Вспоминаем, как школьники провели прошлый сезон.
«Вивариум» Лоркана Финнегана может напугать до чёртиков тех, кто ещё не посадил дерево, до сих пор не&nbs...
На стриминговом сервисе Peacock (в России — в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD») вышла экранизац...
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Вспоминаем, как школьники провели прошлый сезон.

Последние новости

Аниме «Мононокэ: Бумажный зонтик» обзавелось свежим трейлером
Релиз фильма в кинотеатрах Японии состоится 26 июля.
Кейт Уинслет в трейлере военной драмы «Ли»
В российском прокате лента стартует 17 октября.
Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
00:00