«Джон Уик 3»: Русский бес

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Джон Уик» — на сегодня, кажется, единственная независимая кинофраншиза. Откровенно постмодернистская (западная критика окрестила серию «неонуарной») и при том не похожая практически ни на что. До форменного супергероя или нового избранного — оправдал репутацию перед премией «Золотая малина», и то отрадно — Киану Ривзу пока не близко. Суперспособностей у него нет, да и спасать кого-либо, кроме себя, здесь он едва ли намерен. Статный, длинноволосый, элегантный, легенда на пенсии, Джон напоминает крэйговские вариации Джеймса Бонда. Но «Джону Уику» в сравнении с сегодняшней бондианой недостаёт серьёзности. В сравнении с канонической — насыщенности событий. 

Режиссёра Чада Стахеллски явно сильнее интересует экшн. Имя Джон Уик и добрая часть атрибутики пришли из видеоигрушки «Payday». У этого есть не критические, но всё же последствия: с подъёмом градуса натуралистичности в баталиях и перестрелках начинает лезть «интерфейс», потом узнаётся геймплэй сегодняшних шутеров. Герой сменяет локации и мстит неугодным, посягающим на его здоровье. В сегодняшней поп-культуре об этом давно говорят не фильмы; а среди игр провозвестником бессмысленного насилия осталась одна студия Rockstar Games — она уже двадцать лет покоряет рейтинги. Меж тем за насилием тут не скрыто глобальной идеи. Сравнимые с «Уиком» по уровню драйва «Рэмбо» и «Жажда смерти» пропагандировали консервативный республиканизм. В семидесятые героем демократического государства был тот, кто возьмётся за кольт, нарушив его основообразующие законы. Джон, в свою очередь, бессмысленно мстит централизованному бандитскому миру и своему нечистому прошлому. В первой части неизвестные убили его собаку и похитили тачку. Затем старый приятель — как и все агенты — вернул его к нелюбимой работе красной меткой и позже разбомбил дом. Никакой идеологии, никаких высоких материй. Постаревший подросток кричит: «Leave me alone!».


В «Parabellum» триггера как такового вообще нет. Предыдущая часть заканчивалась объявлением героя ex-communicado (награда в 14 миллионов за голову за нарушение фундаментального правила: не убий на территории отеля «Континенталь»), он бежал по центральной нью-йоркской улице, вокруг трескали сообщения на смартфонах, и каждый второй бросал на него хитрые взгляды. Последними словами тогда были: «Я убью их всех, всех до единого». В новой части он от вступительных до финальных титров исполняет эту константу, около 130 минут. Уик убивает испанского киллера томиком русских сказок в библиотеке — челюсти изгибаются туда-сюда — здесь это его первое убийство. Из книжки сказок он достаёт деньги и православный крест, запрятанный под изображением кикиморы. Немного позже Джон козырнёт крестом перед кассиром синематеки имени Тарковского и попадёт таким образом в русскую одиссею. Знанию языка, которым он блистал в первой части, появится доходчивое разъяснение. На самом деле он не Джонатан из Нью-Йорка, а Джорданио Иованович из Белоруссии (географические погрешности хорошей клюкве простительны). В логике «Джона Уика» Россия — это Тарковский нон-стопом на киноэкранах (почти что правда!), репетиции «Лебединого озера» до упада, кресты, вытатуированные на спине, как знак национальной принадлежности, и списанное с президента дзюдо. А что, упадочная аристократия.

По диалектически усложнившемуся сюжету командование решает сместить хозяина «Континенталя» (Иэн Макшейн с коньячным бокалом) и короля Нью-Йорка (Лоренс Фишбёрн, владелец и предводитель голубятни, которая тут оказывается важным разведканалом): они единственные прятали нашего героя и давали ему отсрочки в предыдущей части — два, блин, года назад. Зарезав с дюжину киллеров, Джорданио сбегает от убийц в Касабланку, чтобы встретиться с Холли Берри, экс-агентшей с не менее обсессивным отношением к домашним животным. Потом идёт помирать от жажды в компьютерную пустыню — в стиле затерявшихся героев «Джерри» Гаса Ван Сента. Его спасают боссы организации — местные шейхи! — и принуждают отрубить безымянный палец в знак вечной присяги. После того как герой из молодецкого бунта перейдёт на сторону отстранённых, его объявят «секуляризованным» (терминология среди убийц непростая). Но он, конечно, поколотит всех, и бывших соратников, и спецназ, и давнего фаната, отчаянного сушиста с шаолиньской закалкой. Кому-то достанется копытами лошади, кому-то по-бунюэлевски — ножом в глаз. Всё это происходит за пару дней — в этом, в принципе, главная драматургическая особенность всей франшизы. События разворачиваются в пределах недели, которая вот уже в третий раз не может закончиться (в голову, помимо прочего, постоянно лезет вопрос: когда герой спит?). 


Дальше пересказывать сюжет бессмысленно. Всё равно сердцу радостно не от него. А от придурошного акцента в русской речи или, например, кадров, калькированных с «Лоуренса Аравийского». От узнавания модных режиссёров уся в драматургии извечных драк, конкретно Джона Ву и Цуй Харка. Приятно, что в третьей части Стахеллски снова возвращается к частностям: затянувшимся битвам, циничным шуткам и выбивающимся из фактуры диалоговым сценам; эстетически выверенная предыдущая скорее напоминала затянувшийся клип Фараона или Shortparis. И всё-таки в «Parabellum» ощущается какая-то безнадёжная самоисчерпанность. Хронометраж увеличивать дальше некуда. У Киану Ривза появился второй подбородок, а его некогда спортивное тело стараются не показывать без рубашки. По планке безумия франшиза степенно катится то ли в «Миссия: невыполнима», то ли в «Людей в чёрном». Пока что всё это — не без погрешностей — довольно весело, но нет никакой уверенности, что так и будет продолжаться дальше.

Читайте также
«Дылда»: в Каннах показали второй фильм Кантемира Балагова
В «Особом взгляде» 72-го Каннского кинофестиваля состоялся показ «Дылды» — долгожданной второй режиссёрской работы Кантемира Балагова, ученика Александра Соку...
«Мстители: Финал»: минкульт и Танос против всех
В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в эпической битве со злом супергероев, которых не сосчитать по&...
«Беседы с Луи Малем»: Зинаида Пронченко о лучшей киноведческой книге сезона
В издательстве Rosebud вышла книга Филипа Френча «Беседы с Луи Малем». Внутри — интервью с прославленным французским кинорежиссёром, автор...
«Игры разумов»: Мэл, мы всё проиграли
Гордей Петрик рассказывает о новом фильме Фарада Сафиниа, сокрушаясь, что это не новый фильм Мэла Гибсона.История производства этого фильма известна...
Искусство погибать молодым: в прокате «Пираньи Неаполя» — один из лучших фильмов Берлинале
До России добрался новый фильм Клаудио Джованнезе, снятый по сценарию Роберто Савиано, знаменитого итальянского журналиста, автора романа «Гоморра»,...
В прокате «После» — фильм, основанный на фантазиях девушки о солисте One Direction
Алексей Васильев разбирается в подростковой мелодраме, выросшей из романа, который, в свою очередь, вырос из фанфик-блога.Тесса, мамина до...
Также рекомендуем
Одноклассник Talking Heads, приятель Берроуза, автор «трилогии смерти».
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA
Алексей Васильев фантазирует об адаптации детектива японского классика.
Рассказываем о четвертой главе из жизни Джона Уика.
Одноклассник Talking Heads, приятель Берроуза, автор «трилогии смерти».
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA
Алексей Васильев фантазирует об адаптации детектива японского классика.
Рассказываем о четвертой главе из жизни Джона Уика.

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00