Фильм «Уховёртка»: не-хоррор о том, что прошлое кусается

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Уховёртка»

С 4 августа в российском прокате идёт один из самых странных фильмов года — не-хоррор «Уховёртка» за авторством самобытной фестивальной режиссёрки Люсиль Хадзихалилович. Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».

В тёмном-тёмном городе в тёмном-тёмном доме живёт понурый долговязый мужчина Альберт Скеллинк (Пол Хилтон). Целыми днями он следит за своей не то дочерью, не то пленницей по имени Мия (Романа Хемеларс). У девочки нет зубов, поэтому она ходит со вставными челюстями из собственных замороженных слюней. Пока ребёнок исследует пыльные углы комнат и щёлкает ртом в такт уховёртке на стене, Скеллинк витает в мечтах и воспоминаниях: глядя в отражения старых стеклянных стаканов, мужчина то и дело возвращается в детство. Гробовую тишину, царящую в доме, прерывает телефонный звонок — и на экране разворачивается, кажется, первый диалог за полчаса. Кто-то говорит Альберту, что через несколько недель девочку надо доставить в новое место.

В какой-то степени режиссёрка Люсиль Хадзихалилович стала жертвой кинокритических штампов. Одни сравнивают её творчество с опусами мужа Гаспара Ноэ, хотя супруги сотрудничали вместе лишь над двумя фильмами: «Входом в пустоту» (2009) и «Вечным светом» (2019). Другие навешивают на авторку ярлык хоррормейкерши, хотя во всех интервью Хадзихалилович бескомпромиссно отрекается от наследия жанра. Дескать, в её картинах почти нет экшена и насилия, а значит, не стоит давать зрителям ложные надежды.

Последнее сказано не ради пижонства. «Уховёртка» — действительно не хоррор, а скорее тревожная вялотекущая фантазия, состоящая из метафор, рифмующихся сцен и хаотичного монтажа. Где происходят события? Почему Альберт держит Мию? Зачем девочке вставные челюсти из замороженных слюней? В ответ — лишь интригующее молчание, которое в фильмах Хадзихалилович всегда было содержательнее любых бесед.

Кадр из фильма «Уховёртка»

В дебютной работе «Невинность» девочек доставляли в гробах в таинственную балетную академию. Во втором фильме — «Эволюции» — жительницы прибрежного городка отдавали своих детей в таинственную клинику и ставили над ними зверские эксперименты. Место диалогов везде заполняли многозначные неловкие паузы. По признанию режиссёрки, человеческая болтовня моментально портит магию кино: когда люди начинают говорить, всё сразу проясняется и теряет смысл.

В фильмах Хадзихалилович любая рациональность становится инородной. Даже сюжет здесь — одна большая путаница, хаотичный сон во сне. Альберт идёт в бар, где к нему подсаживается подозрительный мужчина (Петер Ван ден Бегин): он расспрашивает героя о жене, войне и ребёнке. Не выдержав, Скеллинк устраивает потасовку, но вместо незнакомца случайно режет лицо официантке (Ромола Гарай). Нарратив дробится, и теперь сюжетных линий уже как бы две: Альберта и прекрасной бедной девушки со шрамом на всю щёку. Их чувства и мысли — секрет, их прошлое — набор флешбэков и полунамёков. Но в финале они встретятся, чтобы обескуражить публику до отвращения поэтичной сценой. Если хорроры обычно советуют смотреть на пустой желудок, то на фильмы Хадзихалилович людям следует идти с пустой головой: ничего не поймёшь, но хотя бы прочувствуешь.

Кадр из фильма «Уховёртка»
Кадр из фильма «Уховёртка»

Сновидческим этот фильм делает не только повествование. Стиль Хадзихалилович узнаваем с первого кадра: звуки, едва заметные детали, переливающиеся цвета — неспешный поток аудиовизуальных символов наваливается на зрителя гигантской бушующей волной. Здесь всё — эмоция, ощущение, едва выразимая мысль. Метод режиссёрки может изрядно утомлять и отталкивать, но он работает: сначала жутко хочется спать, затем — навсегда остаться в этой кафкианской фантазии. «Уховёртка» — вообще из тех фильмов, что неизмеримо злят во время просмотра, но спустя несколько дней отзываются приятной ностальгией. Причём не в лице конкретных сцен, а в виде всё тех же эфемерных цветов, шумов и кадров.

По уровню безумия «Уховёртка», разумеется, не дотягивает до условного французского экстрима и даже хвалёных хорроров А24. Но те редкие моменты насилия, что в ней встречаются, ощущаются по-своему ударно. Хадзихалилович — не Кроненберг, потому что телесность её совершенно не ужасает, и уж тем более не Ноэ с его мрачными галлюциногенными мирами. «Уховёртка» заставляет бояться неясно чего: то ли хаотичности мира вокруг, то ли гнетущих звуков, издаваемых волнами Мартено (часть саундтрека писали именно на этом необычном инструменте). А то и вовсе прошлого — такого неопределённого и размытого. Все ранения юности — от травмы войны до утраты — когда-нибудь сойдутся в одной точке. Тогда-то станет ясно, что старые ошибки и трагедии кусаются — а вместо ледяных протезов у них настоящие клыки.

Читайте также
«Убойный монтаж»: «быстро, дёшево и не позорно»
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
«Тёмные очки» Дарио Ардженто: не вижу зла
Максим Ершов умеренно радуется возвращению итальянского классика.
Фильм «Страна Саша»: береги будущее смолоду
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
Картина «Венецияфрения»: лицо поверх маски и смерть в Венеции
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
«Джейн глазами Шарлотты»: «это просто предлог, чтоб смотреть на тебя»
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.
Фильм «Главная роль»: сатирическая комедия о мире авторского кинематографа
Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и Оскар Мартинес в комедии об изнанке мира кино.
Также рекомендуем
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экра...
До российского проката добрался многострадальный сай-фай Дага Лаймана «Поступь хаоса» — и это уже само по себе можно счи...
Тимур Алиев собрал подборку кинолент об охоте за сокровищами.
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экра...
До российского проката добрался многострадальный сай-фай Дага Лаймана «Поступь хаоса» — и это уже само по себе можно счи...
Тимур Алиев собрал подборку кинолент об охоте за сокровищами.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00