«И вот звучит привычный лёгкий джазок»: «Фестиваль Рифкина» Вуди Аллена

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и стало частью наших воспоминаний. Альтер эго режиссёра беседует со смертью, ревнует жену, посещает кардиолога и оказывается внутри шедевров мирового кинематографа (во сне, конечно). Татьяна Алёшичева сначала фильм хотела отругать, но, как и сама признаётся, кажется, наоборот, похвалила очередную работу режиссёра. Ни года без Аллена.


Сначала нужно сказать то, что в рецензиях обычно приберегают под конец и в случае классиков вроде Вуди Аллена выражают недомолвками и экивоками: этот фильм вряд ли войдёт в число алленовских достижений. Если не считать достижением сам факт его появления. Все последние годы сын Аллена и Мии Ферроу, инициировавший движение MeToo Ронан Ферроу, последовательно разрушал карьеру отца, снова разворошив закрытое в 1993 году дело о мнимых домогательствах режиссёра к приёмной дочери Дилан. Здесь корректно будет написать именно «мнимых», потому что судом в 1993 году Вуди Аллен был оправдан, и теперь разбирательства «за всё, в чем был и не был виноват» происходят исключительно в прессе. Тем не менее студия Amazon не стала прокатывать в Америке чудесный фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» — и тут уж сам Аллен подал на компанию в суд за срыв договорённостей, и в результате они пришли к соглашению, детали которого обнародованы не были. От публикации мемуаров режиссёра «A Propos of Nothing» последовательно отказались пять издательств, но в итоге книга всё-таки вышла в шестом. А деньги на новый проект режиссёр нашёл в Европе.


И вот звучит привычный лёгкий джазок, и по экрану на чёрном фоне ползут титры нового фильма, напечатанные неизменным шрифтом Windsor, — титры в фильмах Вуди Аллена выглядят одинаково начиная с 1977 года. Пандемия загнала весь мир в угол, кинопрокат почти рухнул, социальная жизнь лежит в руинах, а Вуди Аллен снял новый фильм, как делал каждый год на протяжении последних сорока лет, и в нём всё тот же джаз и те же титры — от осознания этого факта впору расплакаться. И герой в нём всё тот же — альтер эго режиссёра, вечно брюзжащий городской невротик по имени Морт Рифкин (Уоллес Шон). Он интеллектуал без определённых занятий, вроде бы киновед, который когда-то читал студентам лекции про великий европейский кинематограф от Бергмана с Феллини до Годара и Трюффо (а после них, по мнению Рифкина, ничего достойного больше и не происходило). Но в душе он, конечно, писатель — где-то пылятся пятьдесят страниц начатого Рифкиным романа, закончить который не хватает запала: уж если писать, то как Достоевский, а на меньшее не стоит и силы тратить. Пройдя земную жизнь до половины (а если честно, изрядно за неё перевалив), Рифкин очутился в сумрачном и пыльном кризисе. Звучит его закадровый голос: «Внезапно мне пришлось забросить роман и отправиться на кинофестиваль в Сан-Себастьян следом за женой». Внезапно забросить, значит — ну-ну! «Я поехал с ней лишь потому, что подозревал, что она втюрилась в этого паршивого режиссёришку, у которого работала пресс-агентом».


Паршивым режиссёришкой оказывается статный француз богемного вида, снимающий вместо фильмов конъюнктурные политические высказывания на злобу дня, — Луи Гаррель довольно убедительно изображает тут самодовольного индюка, похожего на уценённого Годара. Рифкина он называет Гринчем и откровенно флиртует с его женой Сью в исполнении по-прежнему знойной Джины Гершон. Сью, в свою очередь, ни на шаг не отходит от француза, смотрит ему в рот и начинает привирать мужу о каких-то пресс-конференциях и интервью, которые требуют её срочного присутствия. Рифкин всё видит и всё понимает, но сделать ничего не может, потому что не его это жизненный модус — его главное занятие не действовать, а брюзжать. И видеть сны. В этих чёрно-белых грёзах Рифкин становится главным действующим лицом знаковых произведений мирового кино. Вместо гражданина Кейна ищет розовый бутон, который оказывается его подругой детства Роуз Батник, попадает на место творца в кризисе в «Восьми с половиной» и крутит любовь втроём вместо персонажей «Жюля и Джима» (остальные двое, понятное дело, это его жена и паршивый режиссёришка). Настоящий кинофестиваль проходит вовсе не в курортном Сан-Себастьяне, а в голове у Рифкина. Вуди Аллен, который предпочёл когда-то играть в клубе на саксофоне вместо того чтобы получить свой «Оскар», скептично прохаживается тут и по поводу фестивального движения: по всему выходит, что европейские фестивали превратились в уходящую натуру — теперь это просто курортные каникулы для кучки людей из индустрии. Это особенно забавно, если учесть, что премьера «Фестиваля Рифкина» тоже состоялась в Сан-Себастьяне.


Долго ли коротко, а навалившийся на Рифкина экзистенциальный кризис аукается ему дикой ипохондрией. Решив, что «ключ к выживанию — это ранняя диагностика», он отправляется на приём к испанскому кардиологу, который оказывается знойной красоткой и сразу же покоряет сердце Рифкина, назвав фильм его соперника пафосным и бессмысленным зрелищем. И вот вдобавок к чёрно-белым грёзам в жизни Рифкина происходит почти настоящий роман с женщиной (правда, всё их взаимное кокетство в основном строится вокруг слова «изжога»). Здесь Аллен, кстати, пародирует уже не Годара, а себя самого — в сцене, где испанка темпераментно ссорится с мужем-изменщиком, просвечивают коллизии «Вики, Кристины, Барселоны».

Но в итоге ни европейские каникулы, которые обернулись крахом семейной жизни Рифкина, ни приключение с красивой женщиной не отменяют проклятого вопроса: кто он вообще такой, этот Рифкин? И в чём смысл его единственной бесценной жизни, которая потянула пока лишь на пятьдесят страниц какой-то невнятной прозы? Рифкин не находит ответа. А его, похоже, и не существует. В одном из своих снов Морт Рифкин наконец встречается со смертью — пока не настоящей, а той, что из фильма Бергмана «Седьмая печать» (здесь невозможно не отметить блестящий выход Кристофа Вальца в роли Смерти). А что Смерть может сказать о жизни? Что оказалась длинной. И, возможно, бессмысленной, но вряд ли пустой. Надо делать, что получается, есть много овощей, избегать полуфабрикатов и не брезговать физическими упражнениями, только не слишком напрягаться. Неплохо бы ещё сделать колоноскопию — но это уже конкретно Рифкину. И, по-видимому, чувствовать благодарность — да просто за то, что рот пока не забили глиной. И за то, что в течение последних сорока лет каждый год выходит новый фильм Вуди Аллена всё с тем же негромким джазом и титрами, напечатанными шрифтом Windsor, про усталого невротика, который всё так же бубнит о тщете надежд и пустоте славы. И о том, что наши мечты и наша память — это фильмы.


Читайте также
Фильм «Сентенция» Дмитрия Рудакова: сохрани мои сны навсегда
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в российский прокат фильм «Сентенция» о&n...
«Пусть говорят» Стивена Содерберга
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении трёх подруг, на старости лет решивших...
«Легенда о волках»: стая живёт, узоры рисуются, магия существует
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал нечто новое, как всегда удивительное....
Фильм «Мужчина и женщина: лучшие годы»: вернуться, чтобы помнили 
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на экраны случайной истории любви с норма...
Фильм «Манк»: Дэвид Финчер играет в имитацию
4 декабря на Netflix вышел один из самых долгожданных фильмов года — чёрно-белый и биографический «Манк» о создании сцен...
Картина «Избави нас от лукавого» Хон Вон-чхана: ассасины в бегах
3 декабря компания «ПРОвзгяд» выпускает в широкий прокат фильм «Избави нас от лукавого» Хон Вон-чхана. До этого корейский режис...
Также рекомендуем
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создани...
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, на...
На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о&n...
Иван Афанасьев рассказывает, чего ожидать от американской версии любимой новогодней картины.
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создани...
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, на...
На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о&n...
Иван Афанасьев рассказывает, чего ожидать от американской версии любимой новогодней картины.

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
00:00