«Любовь и смерть»: бесконечная шутка Вуди Аллена

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

10 июня 1975 года состоялась премьера картины Вуди Аллена «Любовь и смерть». История о том, как русский дворянин судорожно пытается отвертеться от военного призыва во времена, когда Российской Империи угрожали войска Наполеона. Аллен со свойственной ему иронией ведёт философские разговоры о войне, смерти, жизни, политике, и думам этим, как кажется, нет конца и края. Зинаида Пронченко отвешивает почтительный поклон «сложносочинённой пародии» режиссёра и анализирует кинематографический стендап Аллена.


«Любовь и смерть» Вуди Аллен до сих пор считает своим самым смешным фильмом, и, в общем, критики и публика с ним солидарны, разночтений и недопониманий, как в случае «Вишнёвого сада», тут, к удовольствию вечности, не произошло. Первые 10 минут, как писал когда-то в NYT Винсент Кэнби, впоследствии ставший близким другом режиссёра, — идеальный стендап-монолог, поставленный, однако, на территории и по законам кинематографа, ибо лишён напускного панибратства, с которым «комикующий» актёр ломает, жмурясь в лучах софитов, четвёртую стену.

В этой сложносочинённой пародии на двухсотлетний массив русской культуры, помимо столь любимого интернациональными умниками кентавра по имени «Толстоевский», Аллен проходится ироничным пером и по Чехову, и по Эйзенштейну, и даже по Сергею Бондарчуку. Творя в школьном жанре «изложение с элементами сочинения» совершенно отдельную галактику, каждая её планета, как и Луна Мельеса, смахивает в профиль на автора. Ведь и Фёдор Михайлович, и Антон Павлович со временем станут для Аллена навязчивой идеей, займут своё почётное место в пантеоне неврозов. Первая и довольно неудачная попытка экранизировать Чехова случится всего через три года, в 1978-м. В свежей совсем автобиографии режиссёр признаётся, что на «Интерьеры» его вдохновил «Дядя Ваня» Кончаловского. Ну а фигура Достоевского с его вечным вопросом «кто я — тварь дрожащая или право имею» отбрасывает тень практически на всю фильмографию: от «Преступлений и проступков», этапной во многом картины, вплоть до «Колеса чудес» (а ведь в промежутке Аллен снял по мотивам этических метаний Раскольникова, Карамазовых или Рогожина «Иррационального человека», «Матч-пойнт», «Мечту Кассандры» и так далее).


Очередной двойник, Борис Грушенко, русский дворянин из захудалого провинциального рода, так же, как и многие другие реинкарнации Аллена — будь то кинокритик в депрессии Алан Феликс («Сыграй это ещё раз, Сэм») или кинорежиссёр-документалист на велфэре Клифф Стерн («Преступления и проступки») — по большей части занят в жизни поисками Бога. Предположим, что он существует, где его искать и как узнать? Есть ли Всевышний любовь в кокетливом обличье кузины Сони (Дайан Китон)? Или бесплотный нравственный императив, без которого всё дозволено? Или халтурщик-демиург, создавший от балды этот несовершенный мир, в котором человека никак не могут оставить в покое — то призывают на заведомо проигрышную войну, то лишают наследства? Наконец, злой и глупый рок? С детства Борис мечтал, чтобы вселенная предъявила ему доказательства божественного присутствия/вмешательства/провидения. Молил хоть о каком-нибудь плёвом чуде. Чтобы полыхнула неопалимая купина на опушке берёзовой рощи, расступились воды пруда, полного губастых карасей, или чтобы кретин дядя Саша заработал в виде исключения денег? Но нет, небо — и над средней полосой России, и над Аустерлицем — молчит. Зато без умолку, всё глубже погружаясь в пучины гносеологии, болтает Соня. «Любовь и смерть» — третья совместная работа Аллена с Китон, и недавняя дебютантка успела полностью освоиться в амплуа неуживчивой умницы, что Пигмалион-очкарик так удачно для неё придумал. А ещё никак не заткнутся многочисленные ура-патриоты. Отечеству угрожает опасность, в Россию вторгся шальной император французов, назвавшийся зачем-то слоёным пирожным. «Борис, неужели ты хочешь, чтобы твой народ питался жирной пищей и круассанами, а Соню изнасиловали едоки лягушачьих лапок?» — буйствует гвардейский капитан в агитационном спиче перед переполненной казармой. «Кого же им ещё насиловать, уж не моего ли брата Ивана, да ведь их моментально стошнит», — пытается робко полемизировать со старшим по званию Борис. Но тщетно, глас человека думающего в этой снежной пустыне услышан не будет.

По рецепту «Наполеона» и укладывает Аллен в свой бурлеск высоколобые философские доктрины: Кьеркегор тут чередуется с Шопенгауэром и незамысловатыми приветами кумирам детства — братьям Маркс и Бобу Хоупу. А почтительные реверансы современникам, Бергману и Сергею Бондарчуку, в «Любви и смерти» соседствуют с откровенными издёвками над классиками — вроде Эйзенштейна и Томаса Элиота. Так, разносчик блинов, прогуливающийся в разгар битвы среди нагих и мёртвых, живых и одетых, — это, конечно же, оммаж «Утиному супу» и персонажу Харпо Маркса. Дуэль, куда же без неё в попурри русской классики, — фантазия по следам «Месье Бокер» Хоупа (1946).


Воспоминания о встрече в детстве со смертью — юного Бориса, кстати, играет Альфред Люттер Третий из «Алиса здесь больше не живёт» — это прямая цитата из «Седьмой печати». Панорамные съёмки сражений и земля в иллюминаторе, уподобленная вихрю торнадо, украдены из «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Зато «Скифская сюита» Прокофьева, которую Аллен изначально планировал использовать в качестве главной музыкальной темы, а в итоге предпочёл «Тройку» композитора из «Поручика Киже» Файнциммера, на контрапункте усугубляет идиотизм уморительной, абсолютно ситкомовской сцены. Хотя зритель-то ассоциирует Прокофьева с самыми трагическими моментами «Александра Невского» Эйзенштейна. И так вплоть до абсурдистского финала, ведь от любви до смерти в трагикомедии, что зовётся жизнью, — всего один шаг, а если семенить, как Борис, то и того меньше. «Я должен был быть казнён в 5 утра, но мой адвокат-пройдоха выторговал мне более мягкий приговор — казнят меня на целый час позже», — заявляет с деловитым отчаянием ещё на вступительных титрах протагонист.


Пессимизм Аллена окончательно превратился в род деятельности, источник дохода и большое искусство именно в этой картине. Пассионарный материал Вуди в помощь. Если ты не любишь жизнь, ты любишь смерть. Или по крайней мере всё то, что её олицетворяет и ею дышит. То есть классическую литературу, симфоническую музыку, традиционную кухню, бескрайние просторы и бессовестные погодные условия, которыми испокон веков славится Матушка Россия. «Эта страна, — шутил как-то Аллен в интервью, — напоминает мне сувенирный шар со снежной крупой, в зависимости от того, кто взял его в руки, внутри поднимается то буря упрямства, то воцаряется стужа покорности, люди, которые её населяют, умеют либо страстно любить, либо безмолвно умирать, а жить так и не научились».

Но ведь некому было, мистер Аллен, нас научить, спасибо, что хоть вы сподобились поднести зеркало к национальным скрепам: любовь к смерти допустима, особенно с безопасного расстояния, но любовь не должна быть холоднее смерти, даже если за окном ужасающий минус.

Читайте также
«Бескрайняя ночь»: ночь радио и (не)близкие контакты третьей степени
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы пропустили эту удивительную ретро-фантастику, которая способна в ...
Сериал «Чики»: нас к такому не готовили
4 июня на онлайн-сервисе more.tv стартовал проект «Чики» — история про секс-работниц в провинциальном городке, к тому же комедийная драма. Забегая вперёд, нек...
«Приди ко мне»: спасите несчастных овечек!
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный фем-хоррор «Приди ко мне». Разбира...
«Художник и вор»: взгляните на... шрамы
В Сети доступна для просмотра документальная лента «Художник и вор» Бенджамина Ри. Это рассказ о, казалось бы, невозможном творческом союз...
Лучшие рецензии всех времён: «Подмена» Клинта Иствуда
Мы продолжаем восхищаться Клинтом Иствудом. Даша Видре поздравляет юбиляра и переводит статью The Guardian от 2 ноября 2008 года. В ней Иствуд рассказывает пр...
«Premature»: песнь невинности, недопонимания, взросления и опыта
Состоялся цифровой релиз картины «Premature» Рашаада Эрнесто Грина. Лента о неминуемом взрослении, трепетной любви и поисках себя через творчество&n...
Также рекомендуем
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...
На днях завершился Московский международный кинофестиваль, которому в этом году всё же удалось пройти офл...
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за...
Лучшие фильмы комедийного жанра уже здесь!
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...
На днях завершился Московский международный кинофестиваль, которому в этом году всё же удалось пройти офл...
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за...
Лучшие фильмы комедийного жанра уже здесь!

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
00:00