«Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

межсезонье
«Централ Партнершип»

После длительного ожидания в российский прокат всё-таки выходит второй полнометражный фильм Александра Ханта «Межсезонье» — трагическая драма о бунтующих подростках, вдохновлённая реальными событиями, произошедшими в Псковской области в 2016 году. Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой. Подробнее в материале.

Толпа подростков хаотично танцует под модный русский рэп. В параллельной вселенной эту тусовку сопровождала бы композиция «Мы хотим танцевать» Виктора Цоя. В художественном мире Александра Ханта звучит «Голос» — трек «Кислоты» с фитом Бакея. Саша и Данила находят друг друга в толпе.

В следующем эпизоде Саша (Женя Виноградова) приводит Даню (Игорь Иванов) в отдельную комнату — ребята в считанные минуты раздеваются и пытаются заняться сексом. Их первый опыт прерывают родители девочки. «Четыре часа, а ребёнок не ночует дома. Что это такое?» — упрекает мать девочки её отчим, сотрудник полиции.

межсезонье
«Централ Партнершип»

«Межсезонье» сразу определяет правила игры, по которым фильм будет говорить со зрителем. В основе истории — реальная трагедия псковских подростков из 2016-го. Но покадрово воссоздавать в художественном кино действительность Александр Хант не намерен. Режиссёр плетёт собственное кружево событий на эту тему.

Как и в дебюте Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», главные герои его второй картины также оказываются в пути. Не только в буквальном смысле (ребята бегут из дома — от родителей, от взрослых), но и метафорически (вдали от социальных институтов и норм молодым людям дышится свободнее). Движение становится важным рефреном «Межсезонья». Диалоги Саши и Дани о перманентном страхе и революции внутри себя приводят подростков к мысли о свободе. Удивительно, как история кино ходит по кругу; о том, что страх съедает душу, ещё в середине 70-х говорил немецкий визионер Райнер Вернер Фассбиндер.


Борьба за право быть собой — важный этап взросления подростков вне зависимости от обстоятельств вокруг. В некоторых случаях это проявление юношеского максимализма, который обычно сходит на нет в более сознательном возрасте.


В мире «Межсезонья» это во многом вынужденная мера — в собственных семьях и Саша, и Даня больше не могли находиться. Абьюз и гиперопека в фильме — будто две стороны одной медали под названием «Дискоммуникация детско-родительских отношений». В качестве защитного механизма у обоих ребят можно наблюдать и неконтролируемую агрессию, и спонтанные проявления чувств. И то и другое — следствия пережитого стресса, обретения нового опыта, в конце концов, воздействия гормонов (адреналин от головокружительного драйва).

межсезонье
«Централ Партнершип»

Примечательно, как Александр Хант аккуратно показывает точку невозврата в приключениях своих героев. Как только в их руках оказывается оружие, всё вышеперечисленное отступает на второй план. То, от чего ребята бежали, — страх наказания, одиночество, непонимание, агрессия, насилие и многое другое — остаётся не у дел. Теперь они могут вернуть обществу всё, чего оно, по их мнению, заслуживает. Зачем бежать, если можешь ответить — злом на зло, словом на слово. Направляя пистолет на человека, Даня без запинки произносит: «Ты сейчас умрёшь, понял?»

С обретением оружия «Межсезонье» непременно захочется поставить на какую-то жанровую полку фильмов. Подростки есть, реальные события в основе — тоже. Мотив финальной трагедии более чем выразителен, пусть и не вербализован конкретной репликой героев. Не думайте, что перед вами радужная сказка: режиссёр, пусть и опуская некоторые детали реальности, ведёт подростков к той самой концовке. Важно понимать: «Межсезонье» — не учебное пособие, фильм никого и ничему не стремится научить. Это яркое, выразительное, объёмное высказывание о бунте против непонимающего мира.

межсезонье
«Централ Партнершип»

Картина, представленная впервые осенью 2021 года на международном фестивале в Варшаве, за месяцы ожидания российского проката обрела дополнительную коннотацию. Помимо художественного посыла «Межсезонье» обрело и политический: сегодня слоганы «Свобода — это хлопотно» и «Ты ничего не изменишь» уже не смотрятся так иронично. В то же время разбросанные по всему хронометражу картины и слова складываются в слоган «Жизнь слишком прекрасна, чтобы её бояться». И ведь не поспоришь.

За последние 20 лет мы уже узнали, что жизнь подростков трудна и опасна: если не абьюз, то соблазн, если не соблазн, то нищета. «Межсезонье» наглядно показывает, что это лишь следствие, дети — жертвы пороков взрослых, а не наоборот. С травмами детства можно работать, из нищеты — выбраться, а перед соблазном — устоять. Но так обнажить прогнившую российскую систему детско-родительских отношений пока никто из режиссёров нашей страны не сумел. Как минимум благодаря этой радикальной самоотверженности и честности Александр Хант застолбил себе место в истории новейшего российского кино.

Читайте также
Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Фильм «Невидимый мир»: детство, отрочество, буллинг
Ксения Реутова рассказывает о том, как скромное кино смогло достучаться и до детски...
Фильм «Волк» про видовую дисфорию: пойми меня, если сможешь
Джордж Маккэй несправедливо заперт в человеческом теле.
Фильм «Эскортницы» — о душе и теле
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
Фильм «Ника»: самый талантливый человек в мире
Дебют Василисы Кузьминой — по мнению Максима Ершова, кандидат на звание лучшего рос...
Также рекомендуем
Каково это — мастерски снимать фильмы «без денег».
Ксения Ильина рассказывает про фил...
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» —...
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы бросить все насущные дела и податься в мир организованной преступности? Жить без...
Каково это — мастерски снимать фильмы «без денег».
Ксения Ильина рассказывает про фил...
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» —...
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы бросить все насущные дела и податься в мир организованной преступности? Жить без...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00