«Прощание»: ещё один азиатский хит в русском прокате

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламируют как салат из главных азиатских хитов последнего времени: «Паразитов», «Магазинных воришек» и «Безумно богатых азиатов».

Китаянка западных ценностей Билли (Аквафина, перекочевавшая в картину Лулу Ванг из «Восьми подруг Оушена» и «Безумно богатых азиатов») живёт в Бруклине и грезит стать известной писательницей. О своей жизни она регулярно докладывает бабушке Най Най, пока та проходит обследование в больнице. Они постоянно говорят друг другу по телефону: «Всё очень хорошо», — а мы, конечно, понимаем, что не всё и не очень. Билли только что отказали в стипендии, Най Най мучается от сильного кашля (на самом деле это рак четвёртой стадии).

Кадр из фильма «Прощание», реж. Л.Ванг, 2019 г.

Здесь все лгут, пускай и «во спасение». Младшая сестра Най Най скрывает от неё диагноз, называя метастазы на снимках «тенями». Семья не может приехать в гости к больной, «потому что странно», и сбор в бабушкином доме маскируют под свадьбу внука с девушкой, которая даже не знает китайский (на самом деле никакой свадьбы, конечно, нет). Поведение персонажей «Прощания» оправдано укладом жизни: китайцы считают, что люди умирают не столько от самого заболевания, сколько от страха и мыслей, связанных с ним. При этом выросшая на западе Билли, впитавшая в себя другую культуру, выступает своеобразным «голосом разума» — её приводит в ужас решение семьи лгать бабушке. В то же время мы становимся свидетелями противоречия: лгать про стипендию Билли, судя по всему, считает обыденностью, вынужденной мерой.

Азиаты сейчас, пожалуй, лучше всех в мире жонглируют жанрами, и здесь даже американская китаянка Лулу Ванг не исключение: она умело расставляет по ходу трагического в целом сюжета свои комедийные зарисовки, попутно превращая «Прощание» в непростой диалог о разнице культур. Родственники бабушки разъехались кто куда: одни давно живут в США, другие осели в Японии. Культурные различия будут всплывать то прямо, то косвенно. Кажется, будто Лулу Ванг использует свой фильм как сеанс психоанализа: вот здесь я встану на эту позицию и выскажусь в таком ключе, а в следующем эпизоде займу противоположную сторону.

Центром притяжения юмористических ситуаций становится, конечно, сама Най Най. Её харизма и бодрость духа ещё дадут фору многим молодым людям по обе стороны экрана. Ничто не ускользнёт от зоркого взора бабушки, несмотря на её возраст и недомогание: ни печальный взгляд сына, ни пьяные тосты на «свадьбе», ни форма пятой точки Билли, пусть та уже давно не маленькая девочка. Примечательно, что все замечания и укоры Най Най возникают, конечно, в первую очередь от большой любви к членам семьи. Невозможно не заметить особую химию в отношениях бабушки и Билли; Лулу Ванг то и дело заставляет зрителя проецировать происходящее на экране на собственную жизнь.

«Прощание» уходит от размышления о раке в сторону препарирования личностной самоидентификации. Лулу Ванг превращает историю Най Най в фон, выводя на первый план внутренние терзания самой Билли — не то китаянки, не то американки, не то европейки. Из скромного, не шекспировского монолога героини мы узнаём, что пока родственники крутятся вокруг умирающей бабушки, она сама мучается невозможностью определить, во-первых, кто она такая, во-вторых, что для неё важнее — Я-личность или Я-часть семьи, Я-субъект жизнедеятельности или Я-субъект культуры. Дихотомия Востока и Запада через призму юмористического флёра ведёт борьбу внутри одного человека.

Читайте также
«Дети моря»: великая психоаналитическая красота
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по ...
Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена
На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ро...
С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
«Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
«К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу...
«Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
Также рекомендуем
На российских экранах, без ошеломительного, впрочем, успеха, идёт фильм «Джуди» маститого театрального режиссёра Ру...
В российском прокате «Паразиты» Пон Чжун Хо — победитель 72-го Каннского кинофестиваля, очевидно один из главных фильмов...
Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в ...
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким...
На российских экранах, без ошеломительного, впрочем, успеха, идёт фильм «Джуди» маститого театрального режиссёра Ру...
В российском прокате «Паразиты» Пон Чжун Хо — победитель 72-го Каннского кинофестиваля, очевидно один из главных фильмов...
Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в ...
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00