«Сияющие»: Элизабет Мосс в сериале о сверхъестественном газлайтинге

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

сияющие
Apple TV+

В онлайн-кинотеатре Apple TV+ выходит сериал «Сияющие» — криминальный триллер (снятый по мотивам книги Лорен Бьюкес) с мистической подоплёкой про убийства и путешествия во времени, где солируют Элизабет Мосс и Джейми Белл.

Чикаго, 1992 год. Кирби Мазрахи (Мосс) работает архивариусом в редакции крупнейшей местной газеты Chicago Sun-Times. Целыми днями эта женщина в мешковатой одежде с понурым видом развозит по гигантскому офису тележку с копиями старых газетных вырезок для журналистов, сидящих за громоздкими компьютерами, — так выглядела редакционная рутина в эпоху до появления интернета. Однажды внимание Кирби, которая обычно погружена в себя и дичится общения с коллегами, привлекает история, над которой работает репортёр Дэн Веласкес (Вагнер Моура, сыгравший Пабло Эскобара в «Нарко»). Дело случилось громкое: под зданием мэрии прорвало канализационную трубу, и в ней нашли труп убитой девушки по имени Джулия Мадригал, пропавшей пару лет назад.

Шесть лет назад Кирби пережила нападение и выжила. На её животе теперь красуется гигантский шрам — точно такая же рана была нанесена Джулии. В полиции Кирби показывают фото подозреваемого, но она не помнит, как выглядел тот, кто на неё напал. В память врезался только тихий вкрадчивый голос, который называл её шлюхой.

Всё это было бы похоже на зачин стандартного криминального триллера про серийные убийства, если бы не два обстоятельства. Первое — это сияющая Элизабет Мосс, одно присутствие которой в кадре способно придать смысл почти любому зрелищу — сериал «Рассказ служанки» бесконечно воспроизводит сам себя только потому, что она продолжает в нём сниматься. А второе — мистический сюжет, идущий вровень с детективным: с Кирби происходит какая-то чертовщина, которую не объяснишь с рациональных позиций. Реальность вокруг неё зыбка и ненадёжна: возвращаясь домой, Кирби вдруг обнаруживает, что живёт не в своей квартире, а этажом выше, и вдобавок она замужем за фотографом из редакции. На стене висит их свадебное фото, но Кирби совершенно не помнит, как они поженились. Мать (Эми Бреннеман), с которой Кирби виделась буквально вчера, при следующей встрече заявляет, что они долгие годы не общались и тем более не жили вместе. И даже за рабочим столом в редакции, который Кирби считала своим, ни с того ни с сего восседает совершенно другой сотрудник, да ещё и утверждает, что так было всегда.

Мосс принадлежит к той породе актёров и актрис, кто может нагнать жути, просто читая вслух телефонный справочник, и первые эпизоды сериала, в которых её героиня не понимает, на каком она свете, — стопроцентно её материал. Это принцип «ненадёжного рассказчика», возведённый в степень, — поскольку реальность ускользает, а Кирби не верит сама себе, она взяла в привычку записывать самые простые вещи — например, как зовут её собаку. Мосс играет героиню с бесконечной тревогой в глазах, которая из-за каждого угла ждёт подвоха. Но тот, с кем окружающий мир играет в прятки, и должен быть таким, чтобы просто находить по вечерам дорогу домой.

сияющие
Apple TV+
сияющие
Apple TV+

Странные подмены в жизни Кирби можно было бы объяснить пережитой травмой, из-за которой её сознание помутилось, но на этом сериал не останавливается. Нам предъявляют зловещего персонажа по имени Харпер (Джейми Белл), который ошивается рядом с домом убитой Джулии, — для зрителя с самого начала не секрет, что он и есть тот, чей голос до сих пор звучит в ушах у Кирби, но особенную жуть нагоняет его вездесущесть. Он всегда рядом, он не прячется. Напротив — он буквально навязывается в знакомцы Веласкесу, одновременно продолжая вершить своё чёрное дело и преследуя девушек. Этот жутковатый тип, выражением похожий на крысу, — из тех, кто мерещится одиноким женщинам в темноте за закрытым окном. Скоро становится понятно, что и у чёртова Харпера тоже есть сверхъестественная особенность. Он откуда-то знает наперёд, что случится в самом ближайшем будущем. Кирби, которая не помнит его лица, тем не менее уверена, что он преследует её с детства, это длится долгие годы, но при этом злодей совершенно не меняется внешне и не становится старше. Теперь он ходит по пятам за девушкой, которая работает в чикагском планетарии, — что связывает её с Кирби и возможными другими объектами его преследований, и пытается выяснить незадачливый, но упорный Веласкес.

Роман «Сияющие» южноафриканской писательницы Лорен Бьюкс вышел в 2013 году (он переведён на русский в 2015-м), и критики сразу поместили его в одну нишу с сочинениями Стивена Кинга. Сюжет тут построен на тех же фирменных приёмах: жуть, травма и галлюциноз. И, похоже, новый сериал Apple TV+ — тот редкий случай, когда экранизация не выхолащивает и не упрощает первоисточник, а делает его только загадочнее и атмосфернее. Там, где книжка спрямляет сюжет и сразу выкладывает все карты на стол, сериал наддаёт жути чисто кинематографическими методами, крутит-вертит и запутать хочет — и это ему вполне удаётся за счёт отточенной игры Мосс и её безупречной экранной химии с Моурой, который необычайно хорош в роли расхристанного богемного писаки, жизнь которого собирается в кучу, только когда он танцует в баре в дымину пьяным. После блестящих первых эпизодов, где Кирби теряется в собственном прошлом и не может нащупать связь с настоящим, сюжет отчасти вязнет в стандартных ходах детективного расследования. Но снова набирает высоту, когда герои переживают очередной разрыв с реальностью — будь то опьянение, амнезия или морок преследования. Apple TV+ берёт не количеством, как Netflix, а качеством: после недавних «Разделения», «Психиатра по соседству» и «Хромых коней», «Сияющие» — ещё один сериал, обладающий всеми признаками породистой теледрамы из тех, что сейчас принято называть «престижным телевидением».

Читайте также
«Пост Мортем»: улыбнитесь, сейчас вылетит призрак
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
Рецензия на фильм «Этот новый мир» — это всё ещё не конец света
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про неверо...
Рецензия на фильм «Оторви и выбрось» — а чем вам здесь плохо?
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а ...
Рецензия на фильм «Закат»: скромное выгорание буржуазии
Про экзистенциальные контрапункты, «Постороннего» Камю и эфемерность жизни
«Подельники»: в гостях у страшной сказки
Максим Ершов рассказывает об укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме...
Аниме «Красавица и дракон»: сказка — ложь, да в ней намёк
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
Также рекомендуем
В июне японцы детально и скучно разбирали аварию на Фукусиме, американские критики потопили новый сериал Сэма Левинсона,...
Максим Ершов продолжает исследовать истории стримингов.
Дети, накрывайте на стол. Вашей маме нужно побыть одной.
В июне японцы детально и скучно разбирали аварию на Фукусиме, американские критики потопили новый сериал Сэма Левинсона,...
Максим Ершов продолжает исследовать истории стримингов.
Дети, накрывайте на стол. Вашей маме нужно побыть одной.

Последние новости

Кейт Уинслет в трейлере военной драмы «Ли»
В российском прокате лента стартует 17 октября.
Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
00:00