«Всё прошло хорошо» Франсуа Озона: она написала убийство, он перенёс его на экран

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая организует эвтаназию для своего отца. В основе сценария лежит автобиографический роман, но режиссёр, по мнению Егора Москвитина, изящно превращает частное в общее. Подробнее в материале кинокритика.

Фото: Mandarin Production

Скорость, с которой снимает Озон, восхищает. «Лето’85» должны были показать в Каннах-2020. Премьера «По воле божьей» состоялась в Берлине-2019. «Двуличный любовник» был в Каннах-2017. «Франц» — в Венеции-2016. Но в то же время эта приветливость фестивалей и частота премьер давно отучили ждать от режиссёра не то что чудес — а даже и былых провокаций. Но фильм «Всё прошло хорошо», основанный на книге Эмманюэль Бернейм, способен удивить. В первую очередь — своей поразительной несентиментальностью. Это история о двух дочерях, организовывающих эвтаназию для своего отца, — но картина скорее насмехается над героями, чем жалеет их. У Бернейм — не только писательницы, но и сценаристки «Бассейна» и «5х2» (того же Озона) — юмор хирурга. А Франсуа, прежде чем Бернейм вскроет их несчастных пациентов, добивается от каждого кадра больничной стерильности.

Фото: Mandarin Production

Пожилой богач Андре (Андре Дюссолье) после инфаркта оказывается в больнице — и поразительно быстро теряет волю к жизни. Возможно, оттого, что уже всего в ней добился: ироничный сценарий упомянет, и орден Почётного легиона, и связи в элите, и карьеру промышленника, и возможность выбрать место на любом кладбище Европы. А может, от стыда перед двумя дочерьми. Одной из них (Софи Марсо) он обеспечил детство, полное ненависти и слёз. Другая (Жеральдин Пайя) и вовсе весь фильм остаётся в тени. Ещё у Андре есть жена (Шарлотта Рэмплинг), которая страдает от болезни Паркинсона, но не желает сдаваться — возможно, чтобы позлить его. Пара давно рассталась, но не развелась. И это, кажется, связано со вспыльчивым мужчиной по имени Жерар, который отчего-то преследует Андре. Впрочем, всё это уже не важно: могущественный старик твёрдо решил, что должен умереть, и теперь дело за малым — добраться до Швейцарии, где эвтаназию можно сделать легально. И дочери, к удивлению зрителя, неохотно соглашаются организовать отцу эту ритуальную услугу. Фильм деловито описывает все бюрократические проволочки, которые их ждут: разговоры с юристом, встречи с нотариусом, споры с врачами. Когда семья выясняет, что уход из жизни стоит 10 000 евро, Андре восклицает: «А как же тогда умирают бедняки?» «О, пап, они просто ждут», — механически шутит дочь. Ах да, фамилия героев — Бернеймы, совсем как у автора книги. Поэтому шутка Андре, что его дочь-писательница должна превратить его смерть в роман, — не шутка.

Эмоции этих блёклых героев нарочито картинны: они вскакивают с кресел, выбегают из комнат, плачут навзрыд, закатывают глаза. Лицо отца семейства после инфаркта и вовсе превратилось в скорбную гримасу — а то и в символ усталости рассказчика от привычных драматургических инструментов. Экспрессивность персонажей в картине гасится бесчувствием камеры. Когда-то давно француз Эмиль Золя в своей «Земле» беспристрастно сравнил беременность крестьянки и коровы — и хладнокровно принял роды у обеих. Отпечаток того же натурализма лежит и на хронике смерти от Франсуа Озона: режиссёр фиксирует конвульсии тела, но не собирается взвешивать душу.

Фото: Франсуа Озон и Софи Марсо/Mandarin Production

Результат этого странного сочетания горячего и холодного воздушных потоков — самый смешной и грустный, самый жестокий и человечный фильм Озона за долгие годы. Смотреть, как дочери хоронят отца за плинтусом, оказывается, может быть страшно весело. Особенно если он упирается до последней секунды, хоть и делает вид, что дирижирует всем сам.


Читайте также
«Аннетт» Леоса Каракса: «Ла-Ла Ленд» и «Брачная история», снятые яростным панком
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, как Адам Драйвер губит Марион Котийяр. П...
Время истекло: фильм «Война будущего» от режиссёра «Робоцыпа»
На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях с пришельцами. Лента стала жертвой пан...
Пусть говорит: «Прайм-тайм» на Netflix
На Netflix вышел полнометражный дебют Якуба Пьятека «Прайм-тайм» о террористе на центральном телеканале Польши. Тимур Алиев рассказывает, как молодой...
«Он и лошадь, он и бык, он и баба, и мужик»: Татьяна Алёшичева рассказывает про сериал «Локи» 
Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериала новой телевселенной «Марвел». Татьяна Алёшичева разбирается, удалось ли...
Что в багажнике, чувак: в прокате «Жвалы» Квентина Дюпьё
В российском прокате новая картина адепта абсурда. «Жвалы» Квентина Дюпьё («Оленья кожа», «Шина») — картина о гигантской мухе и крепкой мужской дружбе. Ксения...
«Человек, который продал свою кожу»: если вы не платите за товар, то вы и есть товар 
Возможно, кто-то из вас с наступлением сезона отпусков (которого будто и нет) судорожно искал ответ на вопрос: какую визу делать, а главное — как?...
Также рекомендуем
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
«Неортодоксальная» — сериал, который все либо уже посмотрели, либо всё ещё смотрят. Это история про смелую попытку...
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
«Неортодоксальная» — сериал, который все либо уже посмотрели, либо всё ещё смотрят. Это история про смелую попытку...

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00