Смотреть аниме 2.0: Осаму Дэдзаки — изобретатель жанров

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Осаму Дэдзаки
КИНОТВ

Среди авторов аниме особое место занимают те, кто переворачивает индустрию. Первым из них был Осаму Тэдзука — «бог манги» и создатель множества приёмов, ставших классическими для японской анимации. Изрядно «наследил» и его ученик Осаму Дэдзаки — герой сегодняшнего материала Сергея Сергиенко.

От статики к движению

Осаму Дэдзаки родился 18 ноября 1943 года. Еще ребёнком он интересовался работами Осаму Тэдзуки, залпом читая всё, что попадалось в журналах Kodansha и Shogakukan. Мир манги настолько увлёк юного Дэдзаки, что уже в средних классах он сам начал рисовать придуманные им же истории, вдохновляясь «курсом манги Хиро Тэрады» из журнала Yakyu Shonen. В этом издании, к слову, он впервые опубликовался с одностраничной мангой, вскоре после чего получил персональное письмо от вдохновившего его Тэрады. Как признавался будущий режиссёр, он был невероятно счастлив и почувствовал, что письмо пронизано добротой.

Первые же полноценные публикации у Дэдзаки начали выходить уже в старших классах. Он активно печатался в журналах, которые давали напрокат, и писал туда, по собственному признанию, «вульгарные истории» о преступниках с непременно динамичным сюжетом. Истории при своей простоте оказались эффектными, и вскоре он начал получать всё больше предложений от различных изданий. Карьера шла в гору, и Дэдзаки чётко видел будущее, где он работает мангакой. Но, увы, эпоха манги напрокат и рентальных журналов подошла к концу. Дэдзаки даже не успел закончить образование, а почти все заказчики уже приказали долго жить. Проблемой стало то, что к концу школы он уже был уверен, что с работой всё в порядке, и, в общем-то, почти полностью бросил учиться. С горем пополам он всё же получил диплом, но об университете даже не мечтал, так что пошёл на завод Toshiba.

осаму дэдзаки
Осаму Дэдзаки. Kanako Masaki

В одном из интервью Дэдзаки признавался, что совершенно не мог понять, почему его терпело начальство: коллеги, руководители, да и сам юноша понимали, что он совершенно не разбирался в работе. На счастье, старт карьеры пришёлся на время Японского экономического чуда, что и позволяло на многое закрывать глаза. Прознав о художественных талантах Дэдзаки, ему в конечном счёте поручили рисовать планы этажей, чем он и занимался почти полтора года.


Знак свыше

Как это часто бывает, найти призвание помог случай. Однажды Дэдзаки поехал навестить родителей на Новый год. Прямо 1 января от нечего делать от включил телевизор и с интересом увидел премьерный показ «Астробоя». Манга любимого автора неожиданно стала аниме! До этого момента Дэдзаки и не задумывался о такой возможности и с огромным интересом посмотрел эпизод. А вновь навещая родственников на Золотую неделю (29 апреля — 5 мая), в местной газете он заметил лицо Астробоя, под которым красовалось объявление о наборе сотрудников в Mushi Production, студию Тэдзуки. Не особо довольный работой в Toshiba, Дэдзаки решил попробовать свои силы — и получил позицию промежуточного аниматора.

Как вспоминает Дэдзаки, на тот момент он не особо-то представлял, что вообще такое анимация. Но задание, которое ему дали, напоминало процесс работы над флипбуком, что в сумме с навыками создания манги и помогло справиться с тестом — прошли всего три человека, включая Дэдзаки. Что примечательно, карьерный рост был, что называется, молниеносным: спустя каких-то два месяца новичку уже начали доверять ключевую анимацию, а немногим позже из-за нехватки рук на Дэдзаки свалились и сториборды, что было особенно по душе юноше. Увидев потенциал анимации, Дэдзаки понял, что статичная манга ему уже не так интересна, а заодно и окончательно определился с тем, чем хочет заниматься в жизни. Стоит ли упоминать, что работал он именно над «Астробоем», мангу о котором так любил в детстве?

Вступительная заставка аниме-сериала «Астробой»/Mushi Production

В том же году, что Дэдзаки начал свой путь в анимации, он добрался и до режиссуры — всего-то в 20 лет. Речь, правда, о постановке отдельных эпизодов «Астробоя» и «Большого Икса», а не о полноценной режиссуре целого произведения. И если «Астробой» — вполне известное и сегодня произведение, то «Большой Икс», увы, считается утерянным аниме. В основе лежала одноименная манга Тэдзуки о мальчике Акире, который спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны сражался с остатками нацистов при помощи того самого «Большого Икса» — экспериментальной сыворотки, позволяющей улучшить человеческие возможности. Из 59 выпущенных эпизодов до наших дней дошёл только 21.

Работа под началом Тэдзуки запомнилась Дэдзаки на всю жизнь — даже несмотря на то, что фактически пересекались они всего пару раз. Режиссёр нередко вспоминал первый опыт общения со своим кумиром: тогда он принёс раскадровки «Астробоя» на проверку, а Тэдзука, оторвавшись от работы буквально на пару мгновений, проронил всего одну фразу: «Дэдзаки, анимация должна развлекать». По собственному признанию аниматора, слова ментора он принял близко к сердцу.

В Mushi Production Дэдзаки проработал не так уж долго, и уже в 1968-м он покинул студию, решив, что на вольных хлебах ему куда лучше.


Дух времени

Полноценным дебютом в режиссуре для Дэдзаки стал «Завтрашний Джо» — спокон о боксёре Джо Ябуки. Беспризорник, сбежавший из детского дома, загремел в колонию для подростков, где познакомился с Риикиси, который и научил Джо основам бокса. Отсидев положенный срок, Джо решает стать профессиональным боксёром и сразиться с Риикиси уже на профессиональном ринге.

завтрашний джо
Кадр из аниме «Завтрашний Джо 2»/TMS Entertainment/Nippon TV

Здесь Дэдзаки начал закладывать основы фирменного стиля, который во многом изрядно изменит всю индустрию. Например, в первом же эпизоде встречается «воспоминание-открытка» — статичный детализированный кадр, который медленно приближается к зрителю в важный для сюжета момент. Приём оказался настолько эффективным, что используется с успехом и сегодня — и неважно, что на деле это было скорее для экономии, чем для создания драматического эффекта.

Не менее интересен и выбор цветовой гаммы: пытаясь воспроизвести стиль оригинальной манги, Дэдзаки остановился на приглушённых тонах с упором на жёсткую штриховку. Во многом за это стоит благодарить дизайнера персонажей Акио Сугино, но именно благодаря «Завтрашнему Джо» Дэдзаки и начал работать с Сугино — и работал вплоть до самой смерти.

Манга «Завтрашний Джо»/Scalian/Starbruin/Kodansha
Манга «Завтрашний Джо»/Scalian/Starbruin/Kodansha

Отдельного упоминания стоит и то, что «Завтрашний Джо» был и остаётся одним из главных споконов в истории манги и аниме — не в последнюю очередь именно благодаря вкладу Дэдзаки. Конечно, умалять заслуги Икки Кадзивары (под псевдонимом Асао Такамори), написавшего оригинальный сценарий, и Тэцуи Тибы, художника манги, ни в коем случае не стоит: «Завтрашний Джо» спустя 55 лет (!) умудряется оставаться актуальным благодаря своей реалистичности, убедительным персонажам и тому, как точно авторам удалось отразить послевоенные настроения Японии. К слову, Ацуси Вакабаяси, ключевой аниматор «Наруто», вдохновлялся именно сериалом Дэдзаки при создании ставшей культовой битвы Наруто и Саскэ, а, например, Горо Танигути держал в голове опенинг «Завтрашнего Джо» при работе над «Кодом Гиасс». Чего уж там: даже Мамору Осии признавался, что сериал о боксёре не только изрядно его вдохновлял, но и является одним из самых любимых.


И снова о спорте

В 1972-м Дэдзаки стал сооснователем Madhouse вместе с Ринтаро, Ёсиаки Кавадзири и Масао Маруямой. К слову, в Madhouse Дэдзаки стал ещё и первым президентом — правда, вскоре вновь ушёл на фриланс, так как его куда больше интересовало творчество, а не руководство. Верный себе, здесь он снял адаптацию «Бей эйс!» — еще одного спокона, на этот раз сёдзё, а не сёнэна. «Завтрашний Джо» был историей о боксе, а новая работа режиссёра — о теннисе.

В центре «Бей эйс!» оказывается старшеклассница Хироми Ока, которая подаёт невероятные надежды в теннисе, хоть и не может достичь профессиональных высот. Сюжет раскрывает становление теннисистки, делая упор на профессиональной стороне истории. Благодаря этому «Бей эйс!» обрёл популярность не только у девушек: следить за карьерой Хироми было интересно и мальчишкам. Стоит, впрочем, отметить, что получилось это не сразу: сериал был досрочно закрыт из-за низких рейтингов, но пару лет спустя повторные показы оказались настолько успешными, что пришлось снимать ремейк — правда, уже без Дэдзаки.

Кстати, интересный факт: благодаря «Бей эйс!» большой теннис в Японии стал самым популярным видом спорта среди женщин.

Параллельно с этим режиссёр работал и над ещё одним споконом — «Карате — сумасшедшая жизнь», вновь по манге Кадзивары, автора «Завтрашнего Джо». Здесь за основу была взята реальная биография Мацутасу Оямы, основателя школы карате кёкусинкай. После этого, впрочем, Дэдзаки перейдёт к тому, что, пожалуй, прославило его куда больше, — к более мелодраматическим сюжетам.


Эмоциональные истории

К концу 1970-х Дэдзаки начал отходить от споконов в пользу того, что явно привлекало его даже больше, — чистой драмы. Здесь стоит выделить в первую очередь «Бездомного мальчика Реми», сериал 1977 года, в основу которого легла повесть французского писателя Гектора Мало «Без семьи». Аниме, как и оригинальный текст, рассказывает историю Реми — мальчика, который рос в семье, не зная о том, что он приёмный. Правда вскрылась после того, как отчим стал инвалидом и продал приёмного сына бродячему артисту, чтобы хоть как-то заработать денег. Так Реми оказался в компании дрессированных животных в совершенно новой для себя жизни.

бездомный мальчик реми
Постер аниме-сериала «Бездомный мальчик Реми»/TMS Entertainment/Madhouse

Нередко бытует мнение, что именно здесь Дэдзаки окончательно оформил свой стиль: к вышеупомянутым «воспоминаниям-открыткам» и пастельным тонам добавились многоплановая съёмка и активное использование яркого освещения и голландского угла. Ну и не стоит забывать о некоторой чрезмерности эмоций, которая тоже считается фирменной чертой работ Дэдзаки.

Всё вышеперечисленное справедливо и для «Острова сокровищ», который стартовал годом позже. Роман Стивенсона претерпел определённые изменения и в версии Дэдзаки стал несколько более наивным и пронизанным романтикой морских приключений, плюс получил дополнительные приключенческие сцены вплоть до встречи с кораблём-призраком.

И всё же главной работой, пожалуй, можно считать «Розу Версаля» — историческое сёдзё по одноимённой манге Риёко Икэды. Здесь в центре сюжета оказывается леди Оскар, названная и воспитанная как мальчишка. Благодаря этому она смогла стать капитаном королевской гвардии Версаля незадолго до Французской революции. Несмотря на то что Оскар подчиняется Людовику XVI, она чувствует, что у монархии есть немало проблем, и в конечном счёте покидает ряды стражи и переходит на сторону революционеров.

Вступительная заставка аниме-сериала «Роза Версаля»/TMS Entertainment

Стоит отметить, что Дэдзаки не сразу приступил к работе над «Розой Версаля»: первые 12 эпизодов снимал Тадао Нагахама, а Дэдзаки подключился только с 19-й серии. Зато подключился, так сказать, на полную: уже набив руку на других драматических сериалах, он привнёс весь свой арсенал в адаптацию, сделав историю по-настоящему выразительной и запоминающейся. Что как нельзя кстати подошло «Розе Версаля» — истории, которая показала, что сёдзё-манга может быть более чем успешной и не стоит бояться сложных тем. Не всё, знаете ли, одним сёнэном жить.


Космос — не предел

В 1980-м Дэдзаки и его постоянный партнёр-аниматор Сугино основали Studio Annapuru, где, в числе прочего, выпустили продолжения «Завтрашнего Джо» и «Бей эйс!». Впрочем, куда важнее два других произведения — «Голго-13: Профессионал» и «Космические приключения Кобры».

«Кобра», основанный на манге Буити Тэрадзавы, рассказывает историю космического авантюриста Кобры и его напарников, охотницы за головами Джейн Флауэрс и Леди Армароид, которым противостоит Кристал Боуи, охотящийся за психопушкой Кобры. Если вам кажется, что всё вышеописанное звучит как бред сумасшедшего или фантастика низкого пошиба, вы недалеки от истины — «Космические приключения Кобры» считаются классикой палпа, которая смешивает в единый коктейль вообще все космические тропы. Любители фантастики с лёгкостью узнают в деталях и «Звёздные войны», и «Стальную крысу», и чуть ли не «Дюну». Впрочем, важным фильмом для зрителя «Кобру» делает не это, а невероятная анимация, местами значительно опережающая своё время.

Фрагмент из аниме-фильма «Голго-13: Профессионал», реж. Осаму Дэдзаки, 1983/Toho-Towa/TMS Entertainment

«Голго-13: Профессионал» — история о киллере Дюке Того, более известном как Голго-13, на которого неожиданно открыл охоту особенно могущественный противник, чья личность до поры остаётся загадкой. Аниме вошло в историю как первое, в создании которого была использована компьютерная графика: сцена с атакующими Голго-13 вертолётами вокруг башни Даусон является самым ярким примером. Как и «Кобра», «Голго-13» не назвать каким-то умным высказыванием: в своё время западные критики, уже посмотревшие «Акиру», в один голос ругали «Голго-13» за примитивность истории и изобилие ненужных сцен для взрослых. И при этом все как один соглашались, что визуально аниме выглядит потрясающим и изобретательным — даже без учёта новаторского CGI.


Возвращение к корням

После этого Дэдзаки всё чаще оставался на позиции руководителя и возвращался к режиссуре не так часто. И всё же даже после этого успели выйти несколько по-настоящему важных работ — в частности, «Уважаемый старший брат» по мотивам манги Риёко Икэды, создавшей «Розу Версаля». Для Дэдзаки это своего рода возвращение к более драматическим сюжетам после маскулинных экспериментальных полных метров. Сёдзё о старшекласснице Нанако Мисоно — сложная история, затрагивающая множество тем, от школьной травли до аддикции, нездоровых отношений и суицидальных наклонностей. Многим, впрочем, сериал запомнился своей графикой и характерными для Дэдзаки приёмами.

Не менее (а то и более) значимым в карьере режиссёра стал «Чёрный Джек» — первая полноценная работа с мангой Осаму Тэдзуки.

Дэдзаки считал эту работу крайне важной и жалел, что не успел снять аниме при жизни автора, однако создавал его так, словно продолжал работать с Тэдзукой.

По его признанию, работа над «Джеком» помогла ему лучше понять Тэдзуку-автора. «Чёрный Джек» — история о гениальном хирурге, живущем вне закона и лечащем любого, кто готов хорошо заплатить. Дэдзаки в своей версии истории Джека подчёркивал ярость героя: он считал, что в манге Тэдзука передавал своё отношение к обществу, которым «бог манги» был не очень-то доволен. Совету наставника режиссёр не внял и здесь: «Чёрный Джек» — мрачное и тёмное произведение, не особо похоже на весёлое развлечение. Впрочем, более поздние работы Тэдзуки не то чтобы сочились светом и радостью.


Богатое наследие

Повесть о Гэндзи: Тысячелетие
Кадр из аниме-сериала «Повесть о Гэндзи: Тысячелетие»/Tezuka Productions/TMS Entertainment

Дэдзаки продолжал трудиться почти до самой смерти: последние его работы датированы 2009-м, а в 2011-м он скончался от рака лёгких. Режиссёр был заядлым курильщиком и не отказался от привычки даже после настоятельной рекомендации врачей. Прощальным подарком Дэдзаки зрителям стало одиннадцатисерийное аниме «Повесть о Гэндзи: Тысячелетие» — экранизация даже не манги, а оригинального романа эпохи Хэйан о принце Хикару Гэндзи и его любовных похождениях.

Пытаться описать всю фильмографию Осаму Дэдзаки — занятие неблагодарное: режиссёр снял не просто много, а очень много работ за свою долгую карьеру, а ведь, кроме режиссуры, он приложил руку ко многим аниме и в качестве раскадровщика или аниматора. Дэдзаки успел оставить огромный след в культуре: во многом благодаря ему сформировался облик спокона в аниме, да и кто знает, где было бы сёдзё без его вклада. О влиянии анимации Дэдзаки на своё творчество говорили, например, Ёсиаки Кавадзири, Ёсиюки Томино, Рютаро Накамура и Кунихико Икухара. Ученик Тэдзуки, пожалуй, не превзошёл мастера, но подобрался очень близко.

Читайте также
Азбука Стивена Содерберга
Юлия Салихова составила подробный гид по ключевым приёмам и фишкам.
Экранизируй это: «Новенький» Уильяма Сатклиффа (1996)
Алексей Васильев пересаживает английский роман в плодородную почву корейских сериал...
Смотреть аниме 2.0: Синъитиро Ватанабэ — гениальный меломан
Сергей Сергиенко об авторе, благодаря которому появилось аниме «Ковбой Бибоп».
Фильмы про то, что в мире есть справедливость (и она рано или поздно восторжествует)
Мария Ремига напоминает о том, что усилия бывают не напрасны.
Экранизируй это: «Дети смотрителей слонов» Питера Хёга
Алексей Васильев берётся за роман скандинавского писателя-выдумщика.
Смотреть аниме 2.0: Наоко Ямада — мастер эмоций
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
Также рекомендуем
Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вид...
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей...
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.
Об аниматоре, который стоит за «Манускриптом ниндзя».
Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вид...
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей...
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.
Об аниматоре, который стоит за «Манускриптом ниндзя».

Последние новости

Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
«Ужасающий 3» получил новую дату выхода
Хоррор выйдет в кинотеатрах на две недели раньше.
00:00