Самые интересные фильмы Московского международного кинофестиваля — это, как водится, фильмы других фестивалей класса «А», которые будут показаны в параллельных программах. Выбрали десять, которые ни в коем случае нельзя пропускать, хотя бы потому, что больше их нигде увидеть не получится.
«Слон сидит спокойно», реж. Ху Бо
Если вы можете сходить только на один фильм — идите, пожалуйста, на этот. Четырёхчасовой шедевр настоящего самородка, режиссёра и писателя, написавшего два романа (оба гениальные) и снявшего один фильм (тоже). Трагедия в том, что больше он ничего не снимет и не напишет. Ху Бо покончил с собой, даже не закончив монтаж, — ленту доделывали друзья. В кадре — четыре тотально несчастных героя, время действия — всего один день, с утра до поздней ночи. Бандита, отставного военного, школьника и школьницу объединяет одно — стремление добраться до Манчжурии, где живёт удивительный слон, который просто сидит на месте, вне зависимости от всего, что происходит вокруг. Сенсация Берлинского кинофестиваля.
«Моего брата зовут Роберт, и он идиот», реж. Филип Грёнинг
Самый дикий фильм последнего Берлинале, перед которым капитулировало даже жюри, не отметив его ни одной наградой. Брат и сестра, близнецы, валяются в полях Баварии, купаются голыми, рассуждают о философии и опустошают холодильники с пивом на ближайшей заправке. Звучит как обычное инди-кино, на деле — грандиозное высказывание о природе времени, кроме шуток, экранизация Хайдеггера. Грёнинг жонглирует Достоевским, Блаженным Августином и теоремами квантовой физики так, что порой это невозможно смотреть, но все три часа — и оторваться невозможно.
«Время дьявола», реж. Лав Диас
Ещё один берлинский шедевр, непонятый судьями. Акапельная рок-опера хронометражем в четыре часа, впрочем, для Лава Диаса, воспитавшего своих фанатов на десятичасовых полотнах, это почти короткометражка. В центре сюжета — снова трагические эпизоды филиппинской истории.
«Первая реформаторская церковь», реж. Пол Шрёдер
Пола Шрёдера широкий круг не знает, но любит как сценариста «Якудзы» Сидни Поллака и «Таксиста» Мартина Скорсезе , круг поуже знает и ценит как режиссёра. Его последний фильм был показан на Венецианском фестивале и получил вполне положительные отклики. «Первая реформаторская церковь» — это история священника Толлера (Итан Хоук), потерявшего сына на войне, и прихожанки Мэри (Аманда Сейфрид), чей муж покончил с собой.
«Сладостный край», реж. Уорвик Торнтон
Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. Пронзительный «судебный вестерн» Уорвика Торнтона, человека, в 2009 году получившего приз Канн за лучший дебют, а до этого — два «медведя» в Берлине за короткие метры. Абориген убивает землевладельца и сдаётся властям, спасая беременную жену. Впереди суд, который должен решить судьбу мужчины.
«Мектуб, моя любовь», реж. Абделатиф Кешиш
Одна из сильнейших картин прошлогоднего венецианского конкурса. Экзаменационный фильм для Кешиша — следующий после безусловного шедевра «Жизнь Адель». Режиссёр три часа следит за жителями и гостями крошечного французского курорта, концентрируясь по большей части на пятых точках своих героев. Импрессионистское полотно о любви, свободе, молодости и предательстве. Вроде как, спустя год после премьеры, даже выйдет в прокат, но, скорее всего, настолько ограниченный, что есть риск его не заметить.
«Фокстрот», реж. Самуэль Маоз
Ещё один фаворит Венеции: Особый приз и награда лучшему фильму по версии молодёжного жюри. Жизнь израильской семьи полностью меняется после известия о гибели сына на войне, между тем на самом деле их ребёнок жив-здоров и как может борется со скукой на отдалённом КПП.
«В поисках праздника», реж. Паоло Вирдзи
Ну и чтобы закончить с Венецианским киносмотром: сентиментальная мелодрама о двух пожилых супругах, стоящих на пороге смерти. Свои последние дни старики решают провести на полную катушку, сбегают от детей и врачей и отправляются в путешествие. Мощнейшие актёрские работы Хелен Миррен (номинация на «Золотой глобус») и Дональда Сазерленда.
«Офелия», реж. Клер Маккарти
Один из самых ожидаемых фильмов минувшего «Санденса». Шекспировская драма, рассказанная от лица Офелии (Дэйзи Ридли) с суперзвёздами в ролях монархов (Наоми Уоттс и Клайв Оуэн). Говорят, удар, мягко сказать, не оправдал замаха, но посмотреть стоит хотя бы ради задумки авторов.
«Выходной», реж. Изабелла Эклоф
А вот это фильм на том же «Санденсе» обсуждали очень горячо. IndieWire назвал ленту самой «тёмной» на фестивале, на премьере готовая ко многому публика покидала зал. Всё из-за сцены изнасилования главной героини, одной из самых жёстких в истории кино.