2 июня

10 лучших победителей «Кинотавра»

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Год назад журнал Hollywood Reporter составил рейтинг лучших победителей Каннского кинофестиваля. Чем мы хуже? Вот наша десятка в режиме обратного отсчёта. Уточним: мы выбирали только среди обладателей гран-при, поэтому в списке не будет, например, «Груза 200». Ну и вообще. На объективность не претендуем. Наша профессия — субъективизм. 

10. «Изображая жертву», 2006

На десятом месте — полнометражный дебют Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Шёл 2006 год, режиссёр — звезда театральной сцены, он свободен, у него всё впереди, одноимённый спектакль с еженедельными аншлагами идет на сцене МХТ, братья Пресняковы — чуть ли не самые модные драматурги страны. Текст пьесы моментально расходится на цитаты. Сегодня они ничуть не потеряли, а в случае знаменитого монолога капитана и вовсе только актуализировались.

9. «Шультес», 2008

Девятое место — «Шультес» Бакура Бакурадзе. 2008 год. Перед награждением председатель жюри Павел Чухрай произнес: «Паузы, которые Бакур умеет заполнять, мне напоминают Тарковского». А главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус как-то рассказывала, что, увидев первую короткометражку режиссёра, заключила пари, что его следующий фильм отберут Канны. Так и произошло. Сейчас Бакурадзе ещё и успешный продюсер, на его счету кассовый хит «Салют-7», но для многих именно «Шультес», очень тихая и неспешная история вора-карманника, «незаметного человека» Алексея, так и остался вершиной в карьере автора.

8. «Простые вещи», 2007

Номер восемь — сольный дебют будущего триумфатора Берлинале Алексея Попогребского. 2007 год. «Простые вещи». Один из тех, немногих, прямо скажем, случаев в истории «Кинотавра», когда фильм понравился абсолютно всем. Казалось бы, ну, бытовые проблемы врача-анестезиолога. Дочка сбегает, жена беременна, на работе трудности. Всё как у многих, а кино получилось исключительное. Как ни у кого.

7. «Время танцора», 1998

Счастливая цифра — семь. Фильм Вадима Абдрашитова «Время танцора». До него режиссёр снимал картины каждые два-три года, после — одна лента за следующие двадцать лет. Здесь он рассказывает о некоей гражданской войне, не уточняя, впрочем, о какой именно. Вариантов, впрочем, было много, а спустя двадцать лет, грустное провидение, стало ещё больше.

6. «Сукины дети», 1991

Номер шесть — «Сукины дети», 1991 год. Режиссёрский дебют Леонида Филатова. Первый победитель «Кинотавра» сочинской эпохи. Тогда, правда, было две программы: кино для избранных и кино для всех. «Сукины дети» победили во второй, а в истории остались и тем, и другим. В основе сценария — реальная история отъезда из СССР Юрия Любимова и то, что могло бы случиться, но не случилось: например, забастовка артистов, голодовка, угроза самосожжения. В общем, не случившаяся цеховая солидарность. Тоже очень актуальный до сих пор мотив.

5. «Географ глобус пропил», 2013

Место пятое. Заслуженное. Виктором Служкиным в лице Константина Хабенского и режиссёром Александром Велединским. Картина, ставшая настоящим триумфатором на «Кинотавре» в 2013-м. Главный приз. Лучшая мужская роль. Награда за музыку. И признание кинопрокатчиков. «Географ глобус пропил» — «не про поход, и не про школу, и не про пьяницу, и не про географа, и даже не про глобус», — признаётся Велединский. Он про любовь. Поэтому всем и нравится.

4. «Аритмия», 2017

Четвёртое место. Это случилось всего год назад. «Аритмия» Бориса Хлебникова. Мы очень хорошо помним, как это было: слёзы после премьеры, объятия, триумф. Позже картина соберет более-менее все «Ники» и «Золотые орлы». Александр Яценко получит награды как лучший актёр на трех континентах, а киноманы сойдутся в смертельной битве под вывеской: «Аритмия» или «Нелюбовь». В итоге — один из главных русских фильмов десятилетия.

3. «Нежный возраст», 2001

Бронза. Один из главных русских фильмов взросления вообще. «Нежный возраст» великого Сергея Соловьева. 2001 год. В главной роли — сын режиссёра Дмитрий. В сценарии много биографических моментов. Пересказывать «Нежный возраст» так же нелепо, как в двух словах пересказать собственную молодость. Это фильм-ощущение, фильм-интонация. Ну и музыка Бориса Гребенщикова за кадром.

2. «Кавказский пленник», 1996

Второе место — 1996-й год, «Кавказский пленник». Адаптация одноимённого рассказа Льва Толстого. Лента, открывшая нам Сергея Бодрова-младшего. Скоро, впрочем, его отца, режиссёра Сергея Бодрова, уже будут, уточняя, старшим называть. Гениальный актёрский дуэт с Олегом Меньшиковым (они, к слову, поделили и награду за лучшую мужскую роль), будущие номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» ну и одна из самых пронзительных сцен в истории русского кино. Вот она.

1. «Брат», 1997

Ну а на первом месте не могло быть никого другого. Главный русский фильм 90-х. «Брат» Алексея Балабанова. В главной роли снова Сергей Бодров. Его Данила (да и он сам) так и остался первым и последним настоящим героем постсоветского кинематографа. Лента, которую и так все знают наизусть, лента, про которую ещё на уровне идеи Балабанов и продюсер Сергей Сельянов говорили, что она может изменить наше кино. Что ж, так и произошло.