26 February

12 самых ожидаемых фильмов Берлинского кинофестиваля — 2021

Алихан Исрапилов
автор
Алихан Исрапилов

1 марта начинается 71-й международный Берлинский кинофестиваль, который впервые пройдёт онлайн. К счастью, формат смотра никак не сказался на количестве громких имён и интересных фильмов. Алихан Исрапилов выбрал из программы 12 самых ожидаемых премьер кинофестиваля: от нового фильма Хон Сан-су до джалло про жертв Джеффри Эпштейна. 


«Альбатрос» («Albatros»), реж. Ксавье Бовуа

Основной конкурс

Впервые за «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля будет бороться Ксавье Бовуа, французский актёр и режиссёр, дважды отмеченный призами в Каннах. «Альбатрос» — всего лишь его девятый за тридцатилетнюю карьеру фильм. История выстроена вокруг Лорана, начальника полиции в нормандской деревне, который планирует жениться на коллеге и матери своей дочери. Планам, однако, не суждено сбыться: пытаясь остановить самоубийцу во время очередного вызова, Лоран сам становится убийцей. Учитывая сценарный талант Бовуа копаться в экзистенциально-философских вопросах, можно смело ожидать от «Альбатроса» крепкую драму о кризисе и самопознании. В главной роли — любимец братьев Дарденн и Бертрана Бонелло Жереми Ренье.


«Вступление» («Introduction»), реж. Хон Сан-су

Основной конкурс

Юбилейный, 25-й фильм Хон Сан-су — живого классика мирового кинематографа и завсегдатая международных кинофестивалей, который в прошлом году приезжал в Берлин со своей «Женщиной, которая убежала». «Вступление» — всего лишь 66 минут, зато в ч/б — снова разделённый на три части фильм, в этот раз о зажатом родительскими ожиданиями юноше, который по очереди встречается с отцом, девушкой и матерью. В этот раз муза режиссёра Ким Мин-хи уступила главную роль молодому актёру Щин Сок-хо (он уже играл у Хона в «Отеле у реки» и «Листьях травы»), но совсем из ленты не исчезла и будет мелькать на втором плане. По традиции ждём душевные разговоры, аккуратный зум и много соджу в новой философской истории маэстро о том, как родители пытаются познакомить своих отпрысков с реальной жизнью.


«Колесо удачи и фантазии» («Wheel of Fortune and Fantasy»), реж. Рюсукэ Хамагути

Основной конкурс

Неожиданный любовный треугольник, неудачная попытка соблазнения и роковая встреча из-за недопонимания — три эпизода «Колеса удачи и фантазии», фильма, посвящённого совпадениям, воображению и сожалениям. Режиссёр Рюсукэ Хамагути продолжает исследовать жизни современных японских девушек — его прорывной пятичасовой «Счастливый час» был посвящён четырём подругам, совместно переживающим развод одной из женщин, а попавшая в конкурс Каннского кинофестиваля «Асако 1 и 2» рассказывала историю о любви героини к двум очень похожим мужчинам. Посмотрим, как режиссёр проявил себя в формате короткометражных фильмов, тематически объединённых в одну картину.


«Маленькая мама» («Petite Maman»), реж. Селин Сьямма

Основной конкурс

Возможно, самая ожидаемая берлинская премьера — новый фильм Селин Сьямма, постановщицы без пяти минут классической мелодрамы «Портрет девушки в огне». Её первые три фильма образовали негласную трилогию взросления — про сексуальное пробуждение, гендерную идентичность и женскую дружбу, поэтому её возвращение после «Портрета» к героиням доподросткового возраста выглядит неожиданным, но интригующим. «Маленькая мама» расскажет историю восьмилетней Нелли, которая вместе с мамой приезжает в дом умершей бабушки. Сначала девочка беззаботно исследует место, в котором выросла её мама, а после внезапного исчезновения женщины встречает маленькую девочку, строящую домик на дереве. Идёт фильм всего лишь 70 минут, но нет сомнений, что хронометраж не помешает Сьямма рассказать поэтично осеннюю историю о взрослении и силе воображения.


«Неудачный трах, или безумное порно» («Bad Luck Banging or Loony Porn»), реж. Раду Жуде

Основной конкурс

Ещё одно знакомое имя для тех, кто следил за прошлогодним Берлинским кинофестивалем. В том году румынский режиссёр Раду Жуде представил целых два фильма в параллельных программах, в этом будет один, зато в основном конкурсе, да ещё какой. Одного названия достаточно, чтобы взять картину на заметку. Если не достаточно, посмотрите полупародийный трейлер, в котором есть намеренно неудачное закадровое сопровождение и сравнение с бондианой. Впрочем, экспериментальная оболочка — не единственное достоинство фильма. В комедийном ключе Жуде раскрывает дискуссионную тему личной жизни учителей и института репутации эпохи социальных сетей. По сюжету секс-видео Эми сливают в интернет — возмущённые родители требуют немедленного увольнения, но ошарашенная женщина отказывается сдаваться и идёт против общественной воли. Ей предстоит выдержать трибунал, на котором каждый выскажется о культуре согласия, порнографии и женоненавистничестве.


«Я твой человек» («I’m Your Man»), реж. Мария Шрадер

Основной конкурс

Немецкая актриса и постановщица Мария Шрадер — тётя-шпионка из «Германии 83/86/89» и лауреатка премии «Эмми» за режиссуру мини-сериала «Неортодоксальная» — вот-вот представит трагикомичный сай-фай «Я твой человек». Сотрудница Пергамского музея Альма соглашается принять участие в странном эксперименте, чтобы профинансировать своё научное исследование. В течение трёх недель ей предстоит жить с роботом-гуманоидом — у него лицо Дэна Стивенса и чёткая цель —  быть идеальным для Альмы партнёром. По первым кадрам всё выглядит предельно реалистично и живо, никакого вам «Чёрного зеркала» для бедных — вместо этого мрачная сатира о том, что делает людей людьми, а ещё о любви и страсти.


«Лимб» («Limbo»), реж. Чин Поу-Сои

Программа Berlinale Special

В отличие от фестивальных драм азиатское жанровое кино — редкий гость на международных кинофестивалях, оттого каждый представитель вызывает повышенный интерес. В этом году таким фильмом станет «Лимб» Чин Поу-Сои — гонконгский монохромный триллер о поисках опасного маньяка, оставляющего на месте преступления отрезанные женские руки. Дуэт полицейских (по традиции — новичок и ветеран) в качестве наживки отправляет непредсказуемую преступницу в трущобы, обычные обитатели которых нисколько не уступают серийному убийце в своей жестокости. Создатели обещают динамичный блокбастер и смакование сцен насилия — трейлер пока подтверждает очевидное: кровь и дождь эстетично выглядят в ч/б.


«Девушка и паук» («Das Mädchen und die Spinne»), реж. Рамон Зюрхер

Программа Encounters

Автор «Странного маленького кота» Рамон Зюрхер спустя восемь лет возвращается с новым фильмом, который станет второй частью запланированной трилогии о человеческой сплочённости. После нескольких лет совместной жизни Лиза решает съехать от старой подруги Мары — тягучий двухдневный процесс со сбором вещей и покраской стен раскрывает проблемы в отношениях Лизы с окружающими её людьми, подругой, мамой и парнем. Такая вот психологическая трагикомедия о скоротечности жизни, обыденности, необходимых изменениях и бьющей по больным точкам сепарации.


«Ужас 61-го» (The Scary of Sixty-First), реж. Даша Некрасова

Программа Encounters

Режиссёрский дебют актрисы и подкаст-ведущей Даши Некрасовой может похвастаться самым безумным синопсисом смотра: две молодые девушки переезжают в бывшую квартиру Джеффри Эпштейна в Ист-Сайде, там в одну из них вселяются души жертв миллиардера-педофила. При этом сам фильм тоже «одержим» — Некрасова стилизует дебют под итальянское джалло и психологические хорроры 1970-х, чтобы с помощью узнаваемого стиля и художественных особенностей жанра отомстить Эпштейну. Согласитесь, на бумаге идея звучит безумно, поэтому теперь интересно, удалось ли Некрасовой конвертировать её в параноидальный и клаустрофобный хоррор.


«Полицейский фильм» («Una película de policías»), реж. Алонсо Руис Палашиос

Основной конкурс

Алонсо Руис Палашиос — любимец Берлинского кинофестиваля: его первый фильм был отмечен наградой за лучший дебют, второй («Музей» с Гаэлем Гарсиа Берналем) получил приз за лучший сценарий. Посмотрим, что достанется третьему фильму, который, судя по доступной информации, кажется серьёзным претендентом на главный приз. «Полицейский фильм» — это экспериментальная попытка скрестить художественное и документальное: двое профессиональных актёров временно становятся полицейскими. Руис Палашиос не только пытается иммерсивными методами показать, что значит быть полицейским в современном Мехико, но и деконструирует жанр полицейских фильмов.


«Что мы видим, когда смотрим на небо?» («Ras vkhedavt, rodesac cas vukurebt?»), реж. Александр Коберидзе

Основной конкурс

Современное грузинское кино продолжает покорять европейские кинофестивали: в прошлом году с восторгом было принято «Начало» Деа Кулумбегашвили, в этом эстафетную палочку перенимает Александр Коберидзе, автор 200-минутной гей-мелодрамы «Пусть лето больше не настанет никогда», снятой на старенький Sony Ericsson. «Что мы видим, когда смотрим на небо?» — снова мелодрама, без ностальгического флёра старой камеры, зато с магическим твистом. Столкнувшиеся у школы герои влюбляются с первого взгляда и, не спросив имён друг друга, назначают свидание — на следующий день они просыпаются с новой внешностью и тщетно пытаются найти друг друга в мире, где магия стала частью повседневности.


«Бета-тест» («The Beta Test»), реж. Джим Каммингс, ПиДжей МакКейб

Программа Encounters

Джим Каммингс, режиссёр фильмов «Дорога грома» и «Оборотень», продолжает снимать себя в фильмах, в которых жизнь его героя летит под откос. В «Бета-тесте» он играет Джордана — успешного агента, который перед свадьбой получает загадочное сообщение с предложением заняться сексом. Пока герой пытается понять, кто послал письмо и что его ждёт, если он согласится прийти в назначенное место, его жизнь обрастает паутиной лжи. Зная Каммингса, не стоит ждать чистого психологического хоррора, скорее всего, зритель станет свидетелем череды комедийных эпизодов — к тому же в этой сборной солянке создатели обещают найти место едким политическим комментариям и размышлениям о digital-эпохе.