30 января

20 главных фильмов Берлинского кинофестиваля. Версия Кино ТВ

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Программа 70-го Берлинского кинофестиваля огорошивает. Такого подбора режиссёров здесь не было очень давно, если не сказать никогда. Новое руководство в лице прежде всего рекрутированного у Локарно худрука Карло Шатриана открывает новую эпоху смотра с фанфарами. Всё настолько интересно, что в свою двадцатку ожиданий мы не включили сразу несколько русских фильмов («Уроки фарси» Вадима Перельмана, «Гунду» Виктора Косаковского и даже то ли сериал, то ли фильм о фильме «Дау. Дегенерация») — просто не поместились. Итак, вот показы, которые мы точно не пропустим, расставлены в алфавитном порядке. 

«Берлин, Александерплац» (Berlin Alexanderplatz), Бурхан Курбани

Очередная экранизация романа-коллажа Альфреда Дёблина — главной, пожалуй, книги Веймарской республики. На этот раз действие перенесено в 2019 год, а сюжет, по крайней мере его завязка, вполне мог бы лечь в основу воображаемого сиквела «Атлантики», прошлогоднего каннского хита Мати Диоп. Главный герой Фрэнсис — единственный выживший после трудового побега из Африки. Он просыпается на пляже где-то на юге Европы и, воздав хвалу небесам за чудесное спасение, обещает Богу стать лучшей версией самого себя. Вскоре он оказывается в Берлине, и клятва тут же подвергается испытаниям, описанным в книге Дёблина, но, судя по всему, с существенными поправками на новый контекст.

Секция: Главный конкурс

«Вперёд» (Onward), Дэн Скэнлон 

Новое творение Pixar от режиссёра «Университета монстров» с очевидными оскаровскими перспективами. Иэн и Барли — эльфы, живущие в чудном мире бок о бок с троллями, гномами, кентаврами и единорогами. Чудес, впрочем, вокруг всё меньше: магия стремительно уступает место технологиям, мечты — карьерным целям, а самое обидное — что это всех устраивает, кроме, само собой, главных героев, которые, вооружившись волшебным посохом, берутся воскресить волшебство. Необязательный, конечно, на фестивале показ, тем более что прокат уже через месяц. Необязательный, но громкий!

Секция: Специальные показы

«Город уснул», Мария Игнатенко 

Полнометражный дебют выпускницы Московской школы нового кино, ученицы Дмитрия Мамулии Марии Игнатенко. Синопсис обещает смесь антиутопии и семейной драмы: у молодого человека, живущего где-то на северном архипелаге, умирает жена, и всё вокруг тут же погружается в летаргический сон. Герой отправляется на поиски единственного неспящего, а на самом деле, конечно, на поиски самого себя. Зрелище, боимся, непростое, в духе последней работы самого Мамулии, но очень интригующее.

Секция: Forum

«ДАУ. Наташа», Илья Хржановский 

Если это та же «Наташа», которую показывали в парижском театре Шатле в начале года, то Берлин взял в конкурс одну из самых радикальных новелл циклопического проекта Ильи Хржановского. Тот самый фильм, «сцена с бутылкой» в котором так возмутила любимую актрису Фассбиндера Ханну Шигулу, авторов нашумевшей статьи в Le Monde и, судя по всему, российский Минкульт, отказавший картине в прокатном удостоверении. Главные герои фильма: буфетчица в исполнении Натальи Бережной и садист в исполнении реального генерал-лейтенанта КГБ Владимира Ажиппо, умершего вскоре после окончания съёмок.

Секция: Главный конкурс

«Дни» (Rizi), Цай Минлян 

Обладатель венецианского «Золотого льва» и нескольких «Серебряных медведей» Берлинале возвращается в столицу Германии с эротической (кажется) гей-драмой (возможно) абстрактного наименования и такого же содержания. Мы очень мало знаем про это кино, но Минлян — безусловный гений, и «Дни» — конечно же, один из самых ожидаемых фильмов конкурса.

Секция: Главный конкурс

«Добро пожаловать в Чечню» (Welcome to Chechnya), Дэвид Франс

Новый док Дэвида Франса — номинанта на премию «Оскар» за фильм «Как пережить чуму». Картина посвящена проблемам ЛГБТ-сообщества на Кавказе, а точнее даже, активистам, которые спасают чеченских геев и лесбиянок от преследований на родине. Лента изобилует съёмками скрытой камерой, сценами невыносимой жестокости в традициях дебюта Кантемира Балагова, а внешность главных героев отредактирована с помощью технологии изменения лиц. Один из фильмов фестиваля, обречённый в России либо на скандал, либо на тотальную безвестность.

Секция: Panorama

«Женщина, которая бежала» (Domangchin yeoja), Хон Сан Су 

24-й фильм любимого режиссёра российских синефилов и уже седьмой, в котором главную роль исполняет его муза Ким Мин-хи (читатели, мало знакомые с фильмами Хона Сан Су, могут помнить её по «Служанке» Пака Чхан-ука). Подробностей о картине, судя по сколь восторженным, столь и пустым заметкам в корейской прессе, не знают даже на родине автора, но кто смотрел хоть один фильм Хона, понимает: его ленты ценны для нас не в первую, да даже и не в последнюю очередь, синопсисом.

Секция: Главный конкурс

«Котлован», Андрей Грязев

Found footage, смонтированный из фрагментов YouTube-роликов с обращениями к Владимиру Путину. Вот как прокомментировал включение ленты в программу глава секции Panorama Майкл Стац: «Фильмы программы „Панорама“ символизируют необходимость борьбы за политическую справедливость и гражданские свободы. Кинематографисты и главные герои картин противостоят властям. Герои фильма — российские граждане, которые колеблются между покорностью и гневными обвинениями в адрес своего президента». На родине, скорее всего, фильм будет показан там же, откуда и родился, — в интернете.

Секция: Panorama

«Мой год Сэлинджера» (My Salinger Year), Филипп Фалардо

Экранизация одноимённого бестселлера Джоанны Ракофф о начинающей писательнице (самая обаятельная американская актриса поколения Маргарет Куэлли), подрабатывающей ассистенткой у матёрого литературного агента (Сигурни Уивер). Среди обязанностей девушки — отвечать на письма, адресованные Джерому Д. Сэлинджеру. Кажется, оскаровский номинант Филипп Фалардо решил дать Вуди Аллена: много Нью-Йорка, книжников и ироничных бесед. Мы не против!

Секция: Фильм открытия

«Чужак» (El prófugo), Наталиа Мета 

Многообещающий привет из Аргентины, заявленный продюсерами как «психосексуальный фантастический триллер» с самыми актуальными артистами континента: Сесилия Рот («Боль и слава», «Всё о моей матери» Альмодовара), Науэль Перес Бискаярт (его второй фильм на Берлинале — «Уроки фарси» Вадима Перельмана) и Эрика Ривас («Дикие истории»). Главная героиня, актриса дубляжа и хористка, начинает слышать странные звуки в своём теле, а затем и против воли их воспроизводить. Сюжет и эстетика (судя по тизеру) отсылают нас одновременно к Роману Полански с Брайаном де Пальмой и фильмам Лукреции Мартель, благо продюсеры у ленты те же, что и у великой, без скидок, «Замы».

Секция: Главный конкурс

«Номера», Олег Сенцов, Ахтем Сейтаблаев

Самый политический фестиваль Европы держит марку. Где ещё могла состояться премьера первого фильма Олега Сенцова после выхода на свободу? На самом деле «Номера» сняты Ахтемом Сейтаблаевым именно во время заключения последнего. Сенцов, автор лёгшей в основу картины пьесы и сценарист, был лишь на постоянной связи, соавторы общались по переписке, поэтому большой вопрос, кого в «Номерах» стоит считать истинным режиссёром. Как бы там ни было — лента Сенцова уже вызывает ажиотаж, а специальный показ вынесен за рамки смотра и состоится за два дня до открытия Берлинале.

Секция: Специальные показы

«Неизбранные дороги» (The Roads Not Taken), Салли Поттер 

Новый фильм частой гостьи Берлинале, в России, впрочем, известной главным образом фильмом «Вечеринка», которая, как пела группа «Соломенные еноты», «закончилась погасшим в глазах огнём». Новая лента повествует об одном дне музыканта на Манхэттене, но о множестве этого дня вариантах. Лео и его дочь Молли трудно назвать баловнями судьбы. Человеку свойственно представлять, как могла бы сложиться его жизнь, прими он другое решение когда-то в прошлом. И герою фильма предстоит пережить все эти несостоявшиеся дни и сценарии. И в это же время его дочь, наоборот, смотрит не в прошлое, а страшится будущих судьбоносных решений.

Секция: Главный конкурс

«Первая корова» (First Cow), Келли Райхардт 

Новый фильм чуть ли не главной минималистки, если можно так выразиться, американского кино. Кино тоже про Америку: времена покорения континента, одинокий повар путешествует по Западу и прибивается к новому поселению. Там он знакомится с выходцем из Китая, с которым решает организовать бизнес. Предприятие это сомнительное уже на стадии планирования, так как его успех зависит от коровы, которая принадлежит местному богатею.

Секция: Главный конкурс

«Большие буквы» (Tipografic majuscul), Раду Жуде

Жуде — герой как бы нового поколения новой румынской волны, автор сенсационного фильма с блестящим названием (и далеко не только с названием) «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары» о самоидентификации румынского народа. В новой картине режиссёр, кажется, продолжает ту же тему: Мугура — румынский подросток. Он не согласен с диктаторским режимом Николая Чаушеску и формой протеста выбирает граффити. Парня ловит тайная полиция, его ждёт допрос, цель которого — сломить дух юного бунтаря.

Секция: Forum

«Пиноккио» (Pinocchio), Маттео Гарроне

Джепетто из древесины создаёт куклу Пиноккио, она чудесным образом оживает, и деревянный мальчик отправляется в сказочное путешествие. Режиссёр Маттео Гарроне воссоздаёт на больших экранах всем известную историю, но не ручается, насколько мрачной она получится в его версии. В новом фильме снялись Роберто Бениньи, Марина Вакт и Марчелло Фонте. Стоит отметить, что для Бениньи это первая роль после почти 8-летнего перерыва.

Секция: Специальные показы

«Поместье (Malmkrog), Кристи Пую

Снова Румыния. Кристи Пую, автор гениальных «Смерти господина Лазареску» и «Сьераневады», обращается к наследию Владимира Соловьёва и его философскому сочинению «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе с приложениями». Адаптация, конечно же, вольная, по сюжету главный герой Николай приглашает в своё поместье друзей, они играют в карты, дегустируют вкусную еду, разговаривают о Боге и прогрессе на французском, венгерском, немецком и русском. Похоже, нас ждёт умное, ироничное и несколько психоделическое разговорное кино — всё то, за что мы когда-то Пую и полюбили.

Секция: Encounters

«Сибирь» (Siberia), Абель Феррара

Фильм, вдохновлённый Булгаковым и Солженицыным, но непосредственно к Сибири имеющий отношение разве что образное. «Метафора личного, социального и гражданского изгнания» — так свой новый фильм окрестил (и перекрестил) сам Абель Феррара, а значит, на экране мы можем увидеть всё, что угодно. Точно, впрочем, увидим Уиллема Дефо и не увидим, вопреки слухам и ожиданиям, Николаса Кейджа.

Секция: Главный конкурс

«Соль слёз» (Le sel des larmes), Филипп Гаррель

Вообще-то Гаррель — завсегдатай Канн и Венеции. Его приезд в Берлин — тоже символ новой эпохи в истории фестиваля. Сюжет «Соли слёз» насколько очарователен, настолько и типичен для режиссёра: юноша-провинциал едет в поезде в Париж сдавать вступительные экзамены в университет. Рядом едет молодая девушка. Между ними завязываются отношения длиной в одну поездку.

Секция: Главный конкурс

«Ундина» (Undine), Кристиан Петцольд

Неминуемое возвращение в конкурс главного мужчины Берлинской школы с экспериментами вокруг мифологических персонажей и образов. Вынесенная в заглавие Ундина — экскурсовод, которую бросает любовник. Несчастная не находит выхода лучше, кроме как обратиться к древнему проклятию: ей необходимо убить предателя, ранившего её, и вернуться в воду, откуда она вышла. Другое дело, что в соответствии с современной повесткой Ундина Петцольда, в отличие от традиционного персонажа сказок, сама управляет своей судьбой, и разбитое сердце — сказке ещё не конец.

Секция: Главный конкурс