17 February

69-й Берлинале. Итоги

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Фильмы отсмотрены, интервью взять, награды розданы — о последнем говорим и показываем в итоговом репортаже с 69-го Берлинского кинофестиваля.

Редкий случай: главный герой кинофестиваля — не режиссёр, не актёр или актриса, а его директор. 69-й Берлинале стал 18-м и последним для Дитера Косслика. Эдакое совершеннолетие. Вырастил и отпустил. 18 лет, весь XXI век, каждую зиму он выходил на красную дорожку и встречал гостей со всего мира, слегка приподнимая шляпу. Что было до Косслика, сейчас уже и не вспомнить. И вот эра заканчивается.

Косслику устроили шумные проводы, благодарили за обновлённый фестиваль, за сотни голливудских звёзд, которых он сюда привёз, за дворец Берлинале. Это было слегка грустное, но всё же торжественное прощание. И все бы, конечно, предпочли, чтобы оно было единственным в этот день. Однако ещё утром пришла грустная новость: умер Бруно Ганц. Великий актёр, который ассоциируется с одним из самых известных кадров в истории немецкого кино.

Дитер Косслик — директор Берлинского кинофестиваля (2002—2019)

Да. Он на небе. Прямо над Потсдамер-плац. А если мы дойдём до Колонны победы рядом с Тиргартеном и посмотрим на ангела на её вершине, мы увидим, что это тоже он. Сегодня он будет смотреть на нас.

Память Бруно Ганца почтили аплодисментами и перешли к раздаче призов. От самого политического фестиваля планеты многие с опаской ждали политических решений. Например, победы лобовой гиперфеминистской зарисовки из Македонии «Бог есть — её зовут Путриния» или большого приза «Гарету Джонсу» — размашистой клюкве Агнешки Холланд о голодоморе. Но жюри под руководством Жюльет Бинош, кажется, не дрогнуло.

Лучший сценарий — «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези. Один из авторов — итальянский журналист Роберто Савиано, который вот уже десять лет живёт под охраной, так как мафия вынесла ему смертный приговор. О чём его новый фильм? Правильно — о мафии.

Обе актёрские награды — у китайского фильма «До свидания, сын мой». Он и она играют несчастных родителей, проживая в кадре около тридцати лет. Хронометраж ленты подстать — 3 часа, поэтому в российских кинотеатрах мы её увидим едва ли.

Ван Сяошуай — режиссёр фильма «До свидания, сын мой»
Это так, но самое главное для режиссёра — возможность рассказать историю так, как он её видит. Если бы мой фильм был короче, это был бы другой фильм. У меня есть идеи, есть образы, и мне нужно именно столько времени, чтобы их реализовать. Остальное — проблемы кинотеатров. 
«Серебряный медведь» за лучшую режиссуру — у классика берлинской школы Ангелы Шанелек с фильмом «Я был дома но». Это завораживающая, практически бессюжетная драма, в которой осёл или велосипед — такие же полноправные персонажи, как и люди. И это, как ни странно, первое участие Шанелек в конкурсе фестиваля класса «А». Отпустить её без приза было бы некрасиво. Как и Франсуа Озона, впрочем, который, напротив, завсегдатай Берлинале, и уж какой-нибудь, но медведь для него — почти традиция. Новый фильм «По милости Божьей» основан на реальном процессе против священников-педофилов, за которым прямо сейчас следит вся Франция.

Франсуа Озон — кинорежиссёр

Мужские персонажи! Дело в том, что за свою карьеру я снял много фильмов о сильных женщинах и теперь хотел рассказать историю о сложных мужчинах. Я долго думал, что за история это могла бы быть, а потом наткнулся в интернете на сайт Ассоциации жертв насилия в церкви. Связался с этими людьми, и вместе мы решились на художественный фильм об этом.

Наконец, «Золотой медведь», главный приз Берлинского фестиваля, уезжает в Израиль к Набаву Лапиду, снявшему удивительный фильм о приключениях еврея со словариком в Париже.
Надав Лапид — режиссёр, обладатель «Золотого медведя»
Думаю, что мой фильм наполнен людьми, которые, с одной стороны, готовы идти ради цели до конца, людьми сверхидей, борющимися с неонацизмом, например, или мечтающими сбросить с окружающих маски лицемерия. А с другой стороны — все эти люди растеряны, им не хватает слов, чтобы объяснить свои поступки, чтобы сформулировать свою цель до конца. Они в плену своего вокабуляра.

«Синонимы» — это смешной, странный, в чём-то дикий фильм, который и удивил, и объединил здесь всех: критиков, зрителей, судей. Нечто подобное было два года назад, когда тотальную победу одержала лента «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Тогда, пожалуй, только «медведь» помог картине добраться до нашего проката, где её тоже все разом полюбили. Теперь и «Синонимы» наверняка до России доедут. Встречайте картину объятиями. Она ответит!