1 June

День защиты детей: 11 неочевидных фильмов для воспитания

Андрей Гореликов
автор
Андрей Гореликов

Довольно распространён вариант подборок вроде «Детские фильмы, которые нескучно посмотреть со своим ребёнком». Ко Дню защиты детей Андрей Гореликов решил поступить иначе и выбрать несколько взрослых фильмов, которые имеет смысл показать своему ребёнку — конечно, когда тот будет готов.

«400 ударов», реж. Франсуа Трюффо, 1959

В некоторых эпизодах полнометражный дебют Трюффо и похож на детский фильм. Или скорее на фильм, который ровесники главного героя хотели бы видеть, без неизбежных в обращённом к «маленькому зрителю» кино морализаторства и умолчаний. Тем важнее, что именно эта работа определила интонацию многих «взрослых» фильмов новой волны и последующего кинематографа. Неуловимо история из рассказа о школьных приключениях в духе «Тома Сойера» превращается в подлинную драму. Антуан Дуанель узнает, что не все шалости оканчиваются хорошо и не все семьи могут оставаться счастливыми. Зритель-подросток сможет оценить честность фильма, но не будет подавлен — общее ощущение от «400 ударов» всё же светлое. А на вырост есть и продолжения!

«Новейший завет», реж. Жако Ван Дормаль, 2015

Фильм бельгийского анархиста Жако Ван Дормаля обладает всеми нужными нам характеристиками: он очень смешной, провокационный и многослойный, а главный его герой — ребёнок. Более того, это девочка-супермен, дочка самого Бога, которая бежит от него и отправляется в мир. Бунт против Родителя таким образом обретает гомерический размах. Бог, бросающийся на Землю с желанием мести, оказывается малоприятным парнем, зато его дочь, её известный брат и мать вполне милы и могут изменить весь мир, стоит им развернуться. Это не только комедия с прекрасными актёрами, но и повод без лишнего пафоса обсудить некоторые вещи, волнующие сегодня и Европу, и мир.

«Расемон», реж. Акира Куросава, 1950

Сказка, которая ложь, да в ней намёк. Кино, где перед каждым предстаёт своя история, сегодня кажется только более современным. Фильм Куросавы даже не исторический, скорее он похож на фэнтезийный сеттинг, собравший незабываемых японских персонажей, увлекательных как в своих действиях, так и в разговорах. И этот странный мир всё же ясен всякому зрителю, как и ставший перед героями выбор, в какую историю поверить. Есть у фильма Куросавы и практическое значение: молодого человека он готовит как к восприятию нелинейного искусства, так и к неоднозначности событий в жизни, которая может вдруг обернуться и мрачной, и неожиданно солнечной стороной.

«Служили два товарища», реж. Евгений Карелов, 1968

Это просто хорошо рассказанная история о войне, дружбе, любви в тяжёлое время гражданского противостояния. Редкий фильм о событиях тех лет, в котором у всех своя правда и идеалы. Поэтому «Два товарища» — неплохой повод поговорить о русской истории вообще, её узловых точках и проблемах, которые не всегда решаются рационально. И, конечно, фильм представляет целый ансамбль лучших советских актёров, в том числе Владимира Высоцкого в его лучшей роли.

«Делай как надо», реж. Спайк Ли, 1989

Что считать своим домом, к какой группе ты принадлежишь, где те границы, которые нужно защищать? Простые вопросы почти всегда не имеют универсального ответа, хотя их актуальность со временем только обостряется. Жарким летним днём юноши и девушки болтаются без дела, ссорятся и перешучиваются, но в беззаботной атмосфере зреет трагедия. Герои не могут понять друг друга, для нас же — и отцов, и детей — это горькая притча о той самой толерантности: встать на место другого и подумать, что, собственно, значит «как надо».

«Брат», реж. Алексей Балабанов, 1997

И двадцать лет спустя этот фильм — один из самых цитируемых в России, поэтому велика вероятность, что школьник или школьница его уже смотрели. Неслучайно ведь в «14+» Зайцева, который довольно точно чувствует подростковую психологию, на мальчике-герое свитер «как у Данилы». Но если нет, посмотрите вместе — тем более если сами уже подзабыли, чем был Петербург в девяностые годы и как звучали песни «Наутилуса». На пересечении впечатлений взрослого и растущего человека может проясниться нестареющий феномен Балабанова и Бодрова.

«Психо», реж. Альфред Хичкок, 1960

Без фильма ужасов подборка будет неполной. Этот хоррор — хрестоматийный, достаточно старомодный, чтобы не шокировать слишком впечатлительных и молодых, достаточно тонкий, чтобы пощекотать нервы даже тем, кто знает концовку. Знаменитый твист в конце, конечно, приведет ребёнка в восторг или ввергнет в шок, впрочем, так же удивительны и проблемы, которыми живут люди пятидесятых. Сегодня классический триллер Хичкока — просто учебник того, как менялись эпоха, представления о психологии и, разумеется, нормы допустимого в кинематографе.

«Догвилль», реж. Ларс фон Триер, 2003

Да, это самый неочевидный пункт — не каждый взрослый готов просто так взять и пересмотреть это кино, чтобы расслабиться после работы. Но, признаем, дети любят страшное, как правило, больше взрослых, и нервная система у них крепче. Принято считать, что подростковую аудиторию должно привлекать яркое кино, визуальный аттракцион со спецэффектами. Именно на этом фоне подчёркнуто условный «Догвилль», внятная притча о порочности человеческого общества, снятая в театральных декорациях, может оставить особенное впечатление. Конечно, несколько циничный взгляд фон Триера нуждается в комментарии взрослого, и лет до четырнадцати с подобным кино лучше не торопиться.

«Бразилия», реж. Терри Гиллиам, 1984

Абсурдный ретрофутуризм Терри Гиллиама сегодня кажется более правдоподобным и знакомым, чем мрачные и натуралистичные антиутопии. Борьба за нравственность и бесконечный поиск террористов идут словно внутри сумасшедшей видеоигры. Молодой зритель оценит антураж и гротескных персонажей, а главное — ироническую интонацию происходящего. Впрочем, эта интонация и расцвеченная «кислотными» красками картинка не делают историю о человеке-насекомом, попавшем в жернова государственной машины, менее серьёзной. Правильно сделанная научная фантастика всегда была и ещё остается хорошей пищей для ума взрослеющего человека.

«Амадей», реж. Милош Форман, 1984

Может быть, стоило включить в список и предыдущий фильм Формана, «Пролетая над гнездом кукушки». Но расцвеченная выдумкой биография Моцарта, рассказанная убийцей Сальери, просто более наглядна. Независимо от знакомства с темой фильма, всякий ребёнок оценит историю весёлого бунтаря, игнорирующего правила в подчинённом правилам обществе. Кроме того, это ненавязчивый рассказ о весёлом восемнадцатом веке и путеводитель по фрагментам классической музыки, раскрывающий их смысл и обаяние. Мораль будет ясна без подсказки: дух веет, где хочет, и не стоит ему мешать, особенно — мешать самому себе.

«Донни Дарко», реж. Ричард Келли, 2001

Странная история, но не более странная, чем всякие подростковые годы. Страхи, восторги, дереализация: гормональные бури сильно преображают повседневное существование в этом возрасте, о чём взрослые склонны забывать. Вселенная «Донни» лежит где-то между Зазеркальем Алисы и мирами Дэвида Линча, но есть в этом изменчивом и притягательном, как ночной кошмар, мире вещь незыблемая. Как ни странно, это семья. В отличие от многих киноровесников, Донни повезло и с родителями, и с сёстрами — порой строгие, порой наивные, прежде всего они на стороне героя, каким бы пугающим ни было его взросление.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!