27 December

Генеральный секретарь ФИПРЕССИ Клаус Эдер: «Интерес европейских медиа сейчас направлен внутрь самой Европы»

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Клаус Эдер — генеральный секретарь Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ. Один из самых авторитетных киноведов Европы. Член жюри многочисленных кинофестивалей — в том числе, в Венеции, Монреале, Карловых Варах и в Москве. Автор книг об Анджее Вайде, Луисе Бунюэле, Никите Михалкове, Андрее Кончаловском.

ПОЧЕМУ РУССКОГО КИНО ТАК МАЛО НА ФЕСТИВАЛЯХ?

Это сложный вопрос. Очень сложный вопрос, потому что, если бы ответ лежал на поверхности, не составило бы никакого труда сделать российское кино лучше и популярнее. Я буду говорить с международной точки зрения. Россия, конечно, одна из двух-трёх величайших стран для истории кинематографа. Но сегодня присутствие российских фильмов на больших кинофестивалях минимально. Раз в несколько лет в Каннах, раз в несколько лет в Венеции, как картина Андрея Кончаловского в этом году. Это скорее исключения. Понимаете, сейчас интерес европейских медиа направлен внутрь самой Европы. Болгарии, Румынии, Турции уделяется больше внимания в СМИ. Например, у нас в Германии много эмигрантов из этих стран, эти страны становятся популярны, и их кинематограф становится популярным. Россия сейчас не номер один с точки зрения общественного внимания. Номер один — Турция. И США, конечно, особенно из-за выборов. И поэтому именно к кинематографу этих стран приковано внимание фестивальных отборщиков и критиков.

ПОЧЕМУ РУССКОЕ КИНО НЕ СМОТРЯТ ЗРИТЕЛИ?

Настали времена, когда люди идут в кинотеатры, чтобы развлечься. А, значит, они идут на американские фильмы, потому что развлечение — это Голливуд, что тут говорить. Европейская киноакадемия поразила всех, введя новую награду за лучшую европейскую комедию. Комедию! Рынок диктует свои правила. И интерес к развлекательному кино, конечно, влечёт за собой падение интереса к интеллектуальным фильмам, к национальным кинематографам со всего мира. К любому национальному кино. В том числе, и российскому.

ПОЧЕМУ РУССКОЕ КИНО НЕ ПОКАЗЫВАЮТ В ЕВРОПЕЙСКИХ КИНОТЕАТРАХ?

Когда мы говорим об индустрии развлечений, важно понимать: человек отдаёт 10 евро, чтобы увидеть нечто, что заставит его забыть о бытовых проблемах, сложностях, переживаниях. Чтобы выключиться на два часа. И только один кинематограф способен это ему гарантировать — Голливуд! И в этом с ним бесполезно конкурировать, как и бесполезно пытаться имитировать Голливуд! Все звёзды, весь маркетинг — там. Поэтому остальные компании концентрируются на телевидении. Телевидение позволяет снимать кино дешевле, проще, а человек развлечётся у себя на диване. Этот путь всё популярнее.

ЛЮБИМЫЕ РУССКИЕ ФИЛЬМЫ

Я был очень тронут Калатозовым, причём это касается всех его фильмов! Я был очень тронут одним из величайших фильмов, которые были когда-либо сняты — «Андреем Рублёвым» Тарковского, я люблю пару фильмов Андрея Кончаловского, особенно «Историю Аси Клячиной, которая любила, но так и не вышла замуж». Это всё прекрасные фильмы прекрасных режиссёров. Ну, а главным феноменом русского кино остаётся Сергей Эйзенштейн. Человек, который в советское время казался крайне далёким от системы, а сейчас мы видим, как он был с ней связан.