27 August

«Где-то между “и так сойдёт” и “пой, душа”»: российские музыканты в отечественном кино

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Музыкантов часто тянет к кинематографу — и нередко их «затягивает» в актёрский состав. Кто-то запоминается небольшим камео, а у кого-то за десятилетия складывается солидная фильмография (привет, Том Уэйтс или Дэвид Боуи). Ко дню российского кино Виктор Непша вспоминает яркие роли музыкантов в отечественных картинах.

Олег Гаркуша

Главный шоумен «АукцЫона» появлялся в небольших ролях ещё в позднесоветском кино, начиная со «Взломщика» (1987) с Константином Кинчевым. Потом были эпизоды в «Хрусталёв, машину» (1998), «Качелях» (2008) и ещё нескольких фильмах. Самая крупная роль подвернулась случайно: Алексей Балабанов хотел снять в роли Музыканта проверенных людей вроде Вячеслава Бутусова и Глеба Самойлова, потом Леонида Фёдорова — но все эти камео по разным причинам не случились. Времени оставалось совсем мало, и за несколько дней до начала съёмок режиссёр сразу, без проб пригласил именно Гаркушу.

На контрасте со своим привычным образом хулигана и шалопая музыкант сыграл деликатно и без переигрывания — и доказал, что может быть органичным участником не только «АукцЫона», но и съёмочной команды.

Сергей Курёхин

Скорее всего, Курёхину этот оборот не пришёлся бы по душе, но к концу 80-х — 90-м он имел статус человека эпохи возрождения (с поправкой на время). Бесконечный генератор идей, музыкант, композитор, мистификатор, мастер перформансов, тонкий и одновременно прямолинейный провокатор — в частности, он успел попробовать себя и в кино. С формальной точки зрения, его вклад как композитора в этой области будет значительнее: даже если брать только российские работы, он успел написать саундтреки почти к десятку фильмов, включая «Замок» (1994) Балабанова и «Трёх сестёр» (1994) Соловьёва.

Но главную роль в российском (опять же, формально, на дворе 1992 год) кино музыкант тоже успел исполнить — в культовой абсурдистской картине «Два капитана 2» Сергея Дебижева. Курёхин и Борис Гребенщиков, смонтированные в ленте вперемешку с кадрами документальных хроник и художественных фильмов прошлого, рассказывают про морских свинок-камикадзе, оглушённого торпедой тунца, пагубное воздействие кобальта на большевиков и, конечно, белых марокканских карликов. В общем, то, что надо для любителей Ленина-гриба.

Вячеслав Бутусов

Как и Курёхин, лидер групп Nautilus Pompilius и «Ю-Питер» чаще писал саундтреки, но одно из его редких камео сложно не запомнить. В первом «Брате» «Наутилусы» единолично отвечают за музыку — проходки Данилы Багрова по неуютному, холодному, недружелюбному Петербургу мы помним в сопровождении «Во время дождя», «Люди на холме» или «Матери богов». Бутусов не обожествляется, как БГ в «Ассе», но однозначно понятно, что он крут и находится где-то надо всем этим беспределом, который происходит вокруг и при участии Данилы. А потом дверь рядом с той квартирой, куда главный герой пошёл с мутными сообщниками на дело, открывается. У порога стоит Бутусов — лишь дверной проём отделяет его от квартиры с заложниками, оружием и смертью. Осознав, что промахнулся этажом, он отправляется наверх, на квартирник. Данила следует за ним, в одну из самых спокойных и умиротворённых сцен фильма. К тому моменту музыкант уже появлялся в картине — на концерте, но именно этот эпизод, временно стирающий границы между мирами, запоминается больше всего. Эталонный вариант камео, где знаменитости (чуждой кино) нужно лишь находиться в кадре, а не играть роль или притворяться кем-то другим.

Пётр Мамонов

Пётр Мамонов — как наш Том Уэйтс: не для всех очевидно, что у него в принципе была музыкальная карьера помимо актёрской (и в сотрудничество с Брайаном Ино, наверное, не все поверят). Его путь начался с тех же позднесоветских времён, когда необычных исполнителей толпами приглашали в кино. Мамонова позвали в культовую «Иглу» с Цоем на роль зловещего Артура, затем были яркие работы в «Такси-блюзе» (1990) и «Ноге» (1991), ещё пара фильмов — и почти всегда крупные роли. Но полноценная страница под названием «Пётр Мамонов и российское кино» началась с «Пыли» Сергея Лобана, где музыкант впервые предстал в том образе, который будет (с видоизменениями) впоследствии воплощать на экране: чудаковатый худой мужчина, немного авторитарный, своевольный, склонный к юродству, самоунижению и обличительным монологам. Потом будет возврат к сотрудничеству с Павлом Лунгиным в «Острове» (великий грешник — и всероссийская популярность) и «Царе». И новелла во втором полном метре Лобана, «Шапито-шоу». Из недавних крупных проектов — «Иерей-сан» Егора Баранова.

В случае с Мамоновым отдельно интересно наблюдать, как специфический, непростой человек уживается со своими режиссёрами. И как по-разному используют одни и те же его черты Лобан с одной стороны и Лунгин с другой. Впрочем, используют — не то слово. Кажется, что в последние годы публичный образ музыканта и актёра сформировался окончательно. Лучше всех его описал сам Мамонов в песне «Серый голубь» — точное сочетание гротеска, самобичевания, слабо замаскированной надменности и скромности. А режиссёры просто заимствуют детали из этого то-ли-образа-то-ли-нет, хотя он заслуживает собственной хорошей документальной работы (а лучше мокьюментари).

Сергей Шнуров

В какой-то момент казалось, что Сергей Шнуров повсюду — в наушниках и колонках, в интернете, на свадьбах, в жизни, в Питере… ну и в кино. И хотя сейчас фронтмен «Ленинграда» поумерил пыл, к 2020 году он успел сняться в большом количестве проектов. В ранних нулевых его коварный выбор привлёк ряд не ожидающих подвоха зрителей к «4» Хржановского. В награду они получили от народного кумира рассказ о клонировании и в довесок всю остальную картину — гротескные истории по сценарию Сорокина. Пару лет спустя была известная всем песня про выборы и нелестную характеристику кандидатов в первом фильме «Квартета И». Затем — камео в спорной «2-АССА-2» Сергея Соловьёва и одна из самых удачных ролей — психоделический грибник Гиреев в экранизации «Generation П». Не так давно музыкант сыграл отца главной героини в «Я худею» — и, кажется, не собирается ставить актёрскую карьеру на паузу.

Между ролями Шнурова и группой «Ленинград» при большом желании можно провести параллель: сочетание вызова (фильмы вроде «Счастливого конца» (2009)), прячущейся за этим вызовом «интеллигентности» (участие в работах по сценариям Сорокина и Пелевина) и желания охватить актуальные тренды (вписаться в «Хардкор» вместе с кучей знаменитостей и умереть).

Возможно, всё это — лишь домыслы, и Шнуров в кино — тот самый случай, когда знаменитость просто отдыхает от основной работы. Но тогда хочется понадеяться, что музыкант ещё вспомнит нулевые и сыграет в чём-то, хотя бы чуть более радикальном, чем клипы своей же группы.

Евгений Алёхин и Константин Сперанский

Учитывая литературоцентричность «Макулатуры», неудивительно, что оба участника дуэта уже выпустили по несколько книг. Их отношения с кино не столь же очевидны. Помимо документального «Внутреннего репа», Алехин снялся в хорроре Романа Каримова «Чёрная вода», независимой драме «Арбузные корки» с Юлией Хлыниной (звучит как потенциальное название передачи) и в «меЖДУНами» — фильме, который пугает Александром Башировым и каламбурным названием. Вместе со Сперанским Алёхин появился в «Холодно» Авдотьи Александровой, где они изобразили примерно своих лирических героев — малоизвестных поэтов-неудачников, утопающих в сером городском быту.

Может показаться, что дуэт не очень удачно сочетается с кино — на экране они либо остаются в сценическом образе, либо (как Алёхин в «Чёрной воде») превращаются в малоузнаваемых статистов. С другой стороны, кажется, что они просто не нашли своего режиссёра, который сможет органично воплотить в рамках фильма их любовь к импровизациям и беззастенчивому самокритичному пафосу с каменным лицом.

Юрий Шевчук

Самый интеллигентный рокер старого поколения, как и многие ровесники, дебютировал в кино и исполнил добрую половину своих ролей в начале 90-х. Главная из них — в «Духовом дне» Сергея Сельянова, где герой Шевчука обретает сверхспособность взрывать предметы. В более позднем российском кино Юрий Юлианович появляется скорее эпизодически: поэт-алкоголик в «Вовочке» (2002), пациент психиатрической больницы в «Антонина обернулась» (2007), сельский врач в «Батюшке» (2008). А потом и вовсе забросил сниматься — то ли новые времена не оставили место шевчуковским чудакам, то ли музыкант устал от этих образов. Отдельно стоит упомянуть озвучку «Истории государства российского» (2007–2008) — у многих моих ровесников этот проект хоть немного пробуждил интерес к истории, не в последнюю очередь из-за ведущего голоса.

Илья Лагутенко

Лидер и воплощение группы «Мумий Тролль» снялся в кино несколько раз, но помнят все ту самую роль, ради которой он (без клише не обойтись) был рождён, — вампира Андрея в «Ночном дозоре».
Сцена небольшая, но эффектная — кажется, родись Лагутенко в другое время и в другом месте, мог бы стать звездой хоррор-франшиз. Недаром музыкант упоминал в интервью (https://www.youtube.com/watch?v=crYSnPfRMKE), что относится к кино скорее как к жанровому, экшн-развлечению — вот Тимур Бекмамбетов и дал ему возможность повеселиться. Но внешность и манера говорить действительно серьёзно ограничивают типаж — возможно, и хорошо, что в итоге сложилось именно с музыкой, а вампиры всегда найдутся.

Noize MC

Иван Алексеев снялся в кино в разгар бума на фильмы и сериалы со школьной тематикой — на этой волне вышел ремейк «Розыгрыша» Владимира Меньшова, где музыкант исполнил главную роль. Пик карьеры был ещё впереди (хотя пиковые точки карьеры Noize MC — дело непредсказуемое), но Иван уже был хорошо известен, имел репутацию отличного фристайлера и тогда ещё ходил на баттлы. В картину он тоже привнёс элементы собственного образа — рэп тут выступает как средство обличения всего нехорошего, что происходит вокруг. Вышло достаточно топорно и наивно, фильм остался артефактом своих лет, а Иван пошёл навстречу ещё более выдающимся номерам, всероссийской популярности, небольшому камео у Анны Меликян и хип-хопу.

Баста

Большая часть картин, в которых Василий Вакуленко задействован в качестве актёра, напрямую связана с его полем деятельности (см. две «газгольдеровских» работы) — для своих и со своими, те, кому не надо, пройдут мимо. На этом фоне непривычно смотрится роль в фильме «КЕ-ДЫ» — Сергей Соловьёв всегда неплохо ладил с музыкантами, но в ряду Цой — Гребенщиков — Шнуров Баста был не самым очевидным продолжением. Рэпер сыграл военкома, который неотступно преследует главного героя накануне призыва в армию. При наличии внешней фактуры нехватку актёрского таланта отметили почти все рецензенты. Но поздний Соловьёв-режиссёр существует на собственной драйвовой волне, где-то между «и так сойдёт» и «пой, душа»; ему главное, чтобы нравилось, — и Баста явно попал в настроение.

ОТДЕЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ

Фильмы:

«Звёздный ворс» — оммаж советскому ретрофутуризму от творческого коллектива «НОМ» c Сергеем Шнуровым (и тут он!), Александром Лаэртским, Сергеем Михалком, Псоем Короленко и другими заметными камео.

«День радио» — в камео второй картины с участием «Квартета И» засветилась почти вся актуальная на тот момент сетка «Нашего радио»: «Мумий Тролль», «Чайф», «Ночные снайперы», «Ногу свело!», «Несчастный случай».

«Шапито-шоу» — возможно, лучший российский мюзикл. В фильме, как упоминалось выше, сыграл Пётр Мамонов, привычно буянят Стас Барецкий и Сергей Пахомов, есть Цой (правда, ненастоящий). Но действительные музыкальные герои здесь — группа Karamazov Twins, которая сделала саундтрек к фильму.

«Дау» — формально международный проект, но с российскими участниками. О нём говорили уже столько, что больше пока не хочется. Но титульную фигуру, с которой всё начиналось, как ни крути, играет Теодор Курентзис, а кроме него в творении Хржановского поучаствовали Леонид Фёдоров, Владимир Волков, Владимир Мартынов и Николай Воронов.

«Лето» — у Кирилла Серебренникова получился достойный конкурент «Шапито-шоу» в битве отечественных мюзиклов. Иногда музыканты играют в кино себя, иногда — кого-то нарочито другого. Рома Зверь в «Лете» сыграл нарочито другого музыканта и сделал это так естественно, будто готовился всю жизнь. Менее очевидное участие в картине принял Денис Клявер из «Чай вдвоём» — он отвечал за речь Виктора Цоя.

Персоналии:

Борис Усов — главный московский панк и идеалист 90-х был заядлым киноманом. Его главной профильной страстью была Индия (см. выпуски «Мира индийского кино»), но комедию о неумеренном алкоголизме «Плохой и нехорошая» (2010) он снял в полноценно российском сеттинге (и появился там сам). Зрелище специфическое — фильм снят энтузиастами-любителями и скорее для внутреннего круга друзей, но фанатам «Соломенных енотов» обязательно к ознакомлению.

Константин Ступин — широким массам известен как автор крылатого «Ты втираешь мне какую-то дичь», аудитории поменьше — как многолетний лидер самобытной группы «Ночная трость». Для новой аудитории в 2015 году с героями видео был снят «Гомункул» — менее успешная попытка выехать на сформировавшихся образах, но, тем не менее, всё ещё фильм.

Армен Григорян — главная роль солиста «Крематория» — в «Тацу», истории хиппи, который вышел на свободу после отсидки. На экране — полноценный дух ранних 90-х, Настя Полева и Маргарита Пушкина.

Илья Черепко-Самохвалов — фронтмен «Петли Пристрастия» и «Кассиопеи» долгое время работал в театре и появлялся в эпизодах более двух десятков раз. Среди фильмов — «В июне 1941-го» (2008), «Поп» (2009).

Олег Нестеров — лидер группы «Мегаполис» и человек, подсознательно заставляющий писать музжурналистов штампы про саундтреки к несуществующим фильмам, снимался в экстравагантном кино. А именно: ромком по-позднесоветски «Наш человек в Сан-Ремо» с Андреем Соколовым и комедийный мини-сериал «Украсть Бельмондо» с Александром Панкратовым-Чёрным.