13 December

Герман Васке: «Любой ответ и его отсутствие — это проявление индивидуальности»

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Интервью Кино ТВ с немецким режиссёром и продюсером Германом Васке. Его картина «Почему мы креативны?» была показана 75-м Венецианском кинофестивале. 

— Герман, вы знаете мой первый вопрос. Итак, в чём причина нашей креативности? Но уточню, мне интересно услышать вашу версию, а не обобщение того, что вы услышали в интервью. 

— Я с удовольствием отвечу. Для меня креативность — это познание. Я люблю путешествовать в те края, где никогда не был. Удивляться и находить неожиданные вещи по пути. То есть я просто вдохновляюсь сюрпризами.

— Возможно, мой следующий вопрос покажется вам странным, но зачем нам вообще задумываться о природе креативности? Почему бы ею просто не наслаждаться? 

— Я отвечу вопросом на вопрос. А в чём смысл вопроса о смысле жизни? Философский смысл этого вопроса? Поймите, мой проект — это больше, чем фильм. Это коллекция из тысячи интервью, записей, рисунков. Это книга, это сайт, это мобильное приложение и да, это кино. Мне нравится формулировка моих продюсеров: встречайте «В чём причина нашей креативности» — больше, чем фильм.

— А в чём, на ваш взгляд, принципиальная разница между креативностью и талантом?

— Окей, давайте начнём с веб-словаря и его описания креативности. Креативность — это способность создавать то, что прежде не существовало. Это очень точное и полное толкование термина. Как часто в своей жизни вы понимали, что делаете нечто, что никто не делал прежде? Так что разница между креативным человеком и любым другим в том, что первый творит. Я всегда вспоминаю интервью художника Дэмиена Хёрста журналисту BBC. Корреспондент спросил: что такого выдающегося в вашем искусстве? Я бы мог так же! А Дэмиен ответил: пожалуй, но вы этого не сделали. Именно в этом итоговая разница. Креативные люди действуют, пока остальные говорят, думают, но бездействуют.

— То есть правильно ли я понимаю, что разница между талантом и креативностью для вас такова: талант — это то, что у вас есть. Креативность — то, что вы делаете. 

Я бы не противопоставлял эти два понятия настолько сильно. Давайте остановимся на том, что креативность — это то, как вы распоряжаетесь своими идеями.

— Вы записали огромное множество интервью со знаменитостями от Стивена Спилберга до Ганди. Кто произвёл на вас наибольшее впечатление? 

— Если мы говорим о впечатлениях, я выделю интервью с Дэвидом Боуи. Оно было о буддизме и восточных религиях. Он тогда спросил: как именно должен протекать наш разговор? Мы стоим друг напротив друга и что-то обсуждаем? Именно в этот момент мы решили, что всё будет иначе. Я развернулся к окну и оставил его наедине с камерой. Это было классно. Но Дэвид невероятно спонтанная фигура, он был уникальный человек.

— А с кем было худшее интервью? Если, конечно, вы можете ответить на такой вопрос.

— Я бы не сказал, что было худшее. Любой ответ и даже его отсутствие — это проявление индивидуальности. Это проявление креативности. Позвольте мне привести пример: Чарли Саатчи. Миллиардер. Я уговаривал его на интервью, говорил: Дэмиен Хёрст отвечал на мой вопрос, Тильда Суинтон отвечала, ещё кто-то, а он отвечал: но только не я. И это ведь тоже позиция. И я взял пустой лист бумаги, написал наверху «Чарли Саатчи» и повесил на стену на выставке моего проекта. И да, это полноценный ответ. Я вижу в этом отказе желание отличаться. Проявление индивидуальности. Он не боитcя отличаться, и это здорово.

— Как вы думаете, кто в итоге кому помог в этом проекте? Звёзды вам или вы им, потому что таким образом они разбирались в себе?

— Это всегда диалог. Как съёмки фильма. Коллективный труд. Мы все помогаем друг другу. Наш проект — лучший образец этого подхода, именно здесь ещё одна причина нашей креативности.

— Насколько я понял, наиболее популярный ответ на вопрос о корнях креативности был — детство. Именно там надо искать истоки? 

— Да, и я вижу в этом стремление сохранить связь с ребёнком внутри себя. Это важно. Но самые популярные ответы — это детство и судьба. Под судьбой я имею в виду отсутствие выбора. Мысль, что я больше ничего не умею, я создан только для того, чтобы творить.

— Это интересно. Ведь в данном контексте детство и судьба имеют много общего. Это то, что мы не в силах изменить. Безысходность. 

— Да. Это страх, который преследует нас с античных времён. Идея муз, которые дают вдохновение. Но на самом деле в основе этого боязнь того, что что-то пойдёт не так. Знаете, как мне ответил на вопрос о креативности Дэвид Линч? Он нарисовал дорогу, которая уходит в темноту. Для него корень креативности в страхе. Но попробуйте отправиться по тому пути, и вас ждут неожиданные открытия.

— Последний вопрос. О чём вы теперь собираетесь разговаривать с миром? Каков ваш следующий большой вопрос?

— Мой следующий вопрос диалектически противопоставлен предыдущему. Итак: в чём причина отсутствия в нас креативности? У меня уже собран материал для этого проекта. И, знаете, он может быть полезным для тех, кто считает себя креативными.