20 July

Горький fest: 10 лучших фильмов

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

В Нижнем Новгороде стартовал Горький fest — кажется, единственный в мире киносмотр, где короткометражные фильмы соревнуются с полнометражными в одной программе. Максим Заговора выбрал 10 лент, ради которых стоит взять билет на поезд и отправиться на берег Волги прямо сейчас. 

«Война Анны», реж. Алексей Федорченко

Один из лучших российских фильмов года, про который по-прежнему неизвестно, выйдет он в прокат или нет, то есть не исключено, что показы на фестивалях — единственная возможность увидеть ленту на большом экране. Упускать её никак нельзя. «Война Анны» — это монокартина, с одной (но какой!) семилетней актрисой в кадре. Марта Козлова играет сироту, выживающую в заброшенном камине в оккупированной немцами деревне. Два года её страданий спрессованы в 70 минут экранного времени — времени, за которое зрителю предстоит пройти настоящий обряд очищения.

«Мира», реж. Денис Шабаев

Игровой дебют Дениса Шабаева — ученика Марины Разбежкиной, обладателя призов «Кинотавра» за документальный фильм «Чужая работа». «Мира» — это говорящее имя главного героя. Он словак, оставивший размеренный эмигрантский быт в Англии ради путешествия в ЛНР. Лента Шабаева вступает в очевидную, но невольную полемику с «Донбассом» Сергея Лозницы, вышедшим на несколько недель раньше, противопоставляя сопереживание насмешке, а гуманизм высокомерию.

«Чик-чирик», реж. Жанна Бекмамбетова

Мультик, нахватавший наград на фестивалях в географии от Москвы до Пусана. Воробушек идёт по канату — не самый оригинальный образ неожиданно трогает до глубины души и оборачивается лобовой, но каким-то чудесным образом небанальной метафорой человеческой жизни. Всего 11 минут, но они могут сделать вас чуточку лучше.

«Подбросы», реж. Иван И. Твердовский

Третья лента ни на кого не похожего русского режиссёра. Его фильмы — это всегда новая драма, социальное высказывание, но с каким-нибудь сверхъестественным элементом. «Подбросы» и вовсе — почти комикс, только вместо команды супергероев — российская система правосудия, а вместо героической истории любви силача и красотки — квазиинцестуальные отношения матери и сына.

«Дом на голове Клаузеверца», реж. Дмитрий Булгаков

Абсурдистская короткометражка ученика Нормунда Лациса Дмитрия Булгакова. Название фильма — его синопсис. На макушке главного героя действительно вырастает дом. Что с этим делать дальше, могли бы рассказать Дэвид Линч, Жан-Пьер Жёне или тот же Иван Твердовский, но Булгаков не слушает никого и правильно делает. Очень интригующий дебют, заставляющий пожелать автору скорейшего полного метра.

«Слоны могут играть в футбол», реж. Михаил Сегал

Он — зрелый мужчина с некоторым набором комплексов, она — ещё совсем девочка, открытая миру нараспашку. А дальше мы ничего не скажем, смотрите. «Слоны» — не самая провокационная, но при этом, пожалуй, самая обескураживающая лента последнего «Кинотавра». Михаил Сегал переворачивает свою историю несколько раз, каждый раз сажая своего зрителя в лужу — к этому невозможно привыкнуть, но это определённо стоит испытать.

«Календарь», реж. Игорь Поплаухин

Женщина едет в тюрьму. Там занимается сексом с заключённым. Или этих тюрем много? Или это не просто заключенный? А кто она вообще? «Календарь» не отвечает ни на один из вопросов, возникающих при просмотре, но, похоже, это всё-таки главная русская короткометражка последних лет. Второй приз в программе Cinéfondation в Каннах, первый (единогласным решением жюри и без споров) — на «Кинотавре». Безусловный звёздный час Игоря Поплаухина, у которого, насколько мы знаем, на руках уже несколько предложений о полном метре.

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», реж. Александр Хант

Нет, все, кто хотел, дебют Александра Ханта, конечно, давно посмотрели, но большинство, подозреваем, всё-таки дома и чуть ли не на ноутбуках. Между тем этот расхваленный за игру актёров и лихую драматургию фильм — ещё и очень эстетское произведение, совершенно иначе действующее с большого экрана. А если вы по каким-то причинам пропустили ленту вовсе — вот лучший шанс восполнить пробел, тем более что сейчас режиссёр собирает средства на новый проект — фильм по мотивам трагедии «псковских школьников». Самый убедительный аргумент за то, чтобы его поддержать, — само собой, первая лента автора.

«Вертикаль», реж. Станислав Говорухин и Борис Дуров

Внеконкурсный показ памяти Станислава Говорухина. Именно с роли в «Вертикали» начался всесоюзный культ Владимира Высоцкого. Фильм, который все видели, но большой экран опять же — это большой экран, а «Песня о друге» с кинотеатральным звуком — это немного другая песня.

«Жмурки», реж. Алексей Балабанов

Петербургская фактура не подошла Алексею Балабанову для этого уморительного парафраза «Криминального чтива». Фильм снимали в Нижнем Новгороде, а мы, кстати, рассказывали, где именно и как. Нынешний показ на Горький fest — уникальная возможность сравнить экранный город с реальным: посмотреть фильм, а затем сходить на стадион «Водник», прогуляться по узким улочкам и проспектам, по которым гоняли на своём BMW Саймон с Серёгой, наконец, встретить живого Михалыча. Да, Никита Михалков тоже тут.