16 December

Грустное интервью Юрия Норштейна о современной мультипликации, культурной политике и пошлости

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

«Я НЕ ГОВОРЮ О «ШИНЕЛИ»

Когда ты сидишь за штурвалом, а тебя просят поговорить, посмотреть направо-посмотреть налево — ты попадаешь в аварию. Вот и всё, поэтому я не хочу говорить. — Но работа ведется? — Да.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Она в пике. Потому что всё, что говорится в газетах, весь салют в лимонаде — фальшь. На самом деле надо было довести киностудию «Союзмультфильм» до полного изнеможения, до нуля, чтобы потом говорить президенту, как говорил Мединский: «Мы начали с нуля». А мы кто? Валютчики, что ли? Хочется сказать: «Извините, но мы, между прочим, делали мультипликацию, от которой вы сейчас нас старательно отстраняете. С какого нуля? Что точка отсчета?»

МОЛОДЫЕ РЕЖИССЁРЫ

В 22 года только пискнули комариком, они уже считают, что они режиссёры. У них нет ни жизненного опыта, ни переживаний, ни трагедии любви — и вдруг… Ну как это можно? Так не бывает! Только у поэтов это случается. У Лермонтова — в 15 лет написал «Белеет парус одинокий» — но это случай исключительный. Чтобы работать в режиссуре, надо иметь громадный человеческий опыт.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

Отношение одного человека к другому — вот, что для меня такое культура. Культура — это не сочинение музыки или литературы. Это гораздо более широкое понятие. Когда от человека к человеку, и человек научается этой широкой способностью, это и есть культура.

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

Не должно быть этого слова впереди творчества. Его никогда не было в советские времена. Мы занимались искусством, каждый по мере своих сил. А результат был такой: каждый год на «Союзмультфильме» производилось 8 часов изображения. И среди них всегда — один фильм, который сразу показывал, ради чего всё существует. Ещё десяток талантливых. Штук двадцать — хорошо ремесленно сделанных. Ну и, конечно, ещё десяток, которые просто прокручивались в производстве. И то — они делались очень талантливыми людьми. Если они неудачными получались, то не потому что режиссёр так захотел, а просто неудача может преследовать режиссёра, никто от неё не застрахован.

ПОШЛОСТЬ

Пошлость — это отсутствие чувства юмора. Это когда тривиальные мысли произносят с патетическим видом. Я невероятно настроен решительно против этой пошлости. Пошлости администраторов, пошлости режиссёров, которые себя мнят администраторами, против того, кто главенствует и считает, что он главный режиссёр. Это всё — понятие пошлости. А из этого почему-то делают культуру.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Давайте нам деньги и оставьте нас в покое. А мы сами разберёмся в своём творчестве. Это целое сообщество кинематографистов, которые попали в заложники и ведут себя, как в «Фигаро»: «Льстись к начальству и всего достигнешь». К этому мы пришли. Поэтому, чиновники, оставьте нас в покое, читайте книги, едри вашу мать, и давайте нам деньги, а мы сами разберёмся.

Больше Кино ТВ — в нашем телеграм-канале, подписывайтесь!