4 February

Хиты фестиваля «Сандэнс»-2021: это стоит увидеть

Наталья Серебрякова
автор
Наталья Серебрякова

В Юте завершился кинофестиваль «Сандэнс», проходивший в этом году в гибридном формате — онлайн и офлайн. Наталья Серебрякова рассказывает про фильмы, которые очень хотелось бы увидеть в российском прокате, на стримингах и на других фестивалях. Записывайте имена режиссёров и запоминайте названия этих картин. 

«РГВ» («CODA»), реж. Сиан Хедер

Этот главный призёр фестиваля — адаптация французской инди-драмы «Семейство Белье». Сняла картину Сиан Хедер («Оранжевый — хит сезона», «Блеск»). В центре нарратива — старшеклассница Руби, которая является единственной слышащей в своей семье. Она разрывается между желанием помочь родителям спасти их рыболовный бизнес и собственной мечтой построить музыкальную карьеру. Название картины «РГВ» — аббревиатура, означающая «ребёнок глухих взрослых». Актриса Эмилия Джонс, сыгравшая в фильме, — чуть не главное открытие фестиваля в этом году. 

Компания Apple уже приобрела «РГВ» за 25 млн долларов, тем самым побив прошлогодний рекорд ленты «Зависнуть в Палм-Спрингс». 

«Сигнал бедствия» («Mayday»), реж. Карен Синорр

Главная героиня Ана после несчастного случая, связанного с коротким замыканием, переносится в сказочную и опасную страну, где она присоединяется к команде женщин-солдат, ведущих бесконечную войну. Суровое феминистское кино, в котором снялись Миа Гот и Джульетт Льюис. Mayday — международный сигнал бедствия в радиотелефонной связи, аналогичный сигналу SOS в радиотелеграфной. Он используется в ситуациях, которые представляют непосредственную угрозу для жизни людей. Этот фильм подойдёт всем поклонникам сумасшедшей женской футуристической готики, напоминающей то «Райские холмы» Элис Вэддингтон, то «Невинность» Люсиль Адзиалилович. Как это часто бывает с сай-фай-фильмами, сценаристку больше интересует не логика повествования, а создание ощущения таинственности и беспокойной групповой динамики. Представьте, что логика сновидений «Волшебника страны Оз» встречает «Хэзерс», но на этот раз все девушки — ведьмы-убийцы. 

«На счёт три» («On the Count of Three»), реж. Джеррод Кармайкл 

«Два пистолета. Два лучших друга. И договор о смерти, когда настанет день», — так звучит официальный синопсис. Картина расскажет о двух друзьях, один из которых решился на самоубийство, а второй вроде бы тоже не против. Но что-то в этой чёрной комедии пойдёт не так. Это фильм комика Кармайкла с ним же в главной роли. Также одного из персонажей сыграл выкрашенный в блондина Кристофер Эбботт. 

Всего за 84 минуты Кармайкл, работая над сценарием Ари Катчера и Райана Уэлча, пытается отфильтровать юмор и пафос из маниакального прошлого этой броманс-парочки, выдавая самые смелые шутки на тему депрессии или даже домашнего насилия. Мы уже настолько привыкли к тому, что молодые люди обсуждают проблемы депрессии, что приятно видеть, как именно эти два персонажа смотрят на неё без стыда и смущения.

«Принятие» («Passing»), реж. Ребекка Холл

Две афроамериканки, у которых довольно светлая кожа, что порой помогает им «сойти за белых», предпочитают жить по разные стороны от цветовой линии в 1929 году. Актриса Ребекка Холл, которая сама писала сценарий в течение десяти лет, исследует Нью-Йорк на предмет расовой и гендерной идентичности, одержимости и репрессий. Фильм создан по повести Неллы Ларсен, ещё сто лет назад писавшей о расовой несправедливости и ксенофобии. В ролях: Тесса Томпсон, Рут Негга, Андре Холланд, Александр Скарсгард. Среди продюсеров — сама Холл и Форест Уитакер. Это в целом мрачная история, но она наполнена необычным завораживающим светом — от скупых, нежных джазовых трелей музыки Дева Хайнса до ярких, великолепных чёрно-белых кадров испанского оператора-постановщика Эдуарда Грау («Одинокий мужчина»). 

«Дикий индеец» («Wild Indian»), реж. Лайл Митчелл Корбин-младший

Двух мужчин связала ужасная тайна: подростком один из них жестоко убил одноклассника. После долгих лет разлуки они должны наконец осознать, как травмирующий секрет безвозвратно повлиял на их жизнь. Дело усложняется ещё и тем обстоятельством, что эти мужчины — коренные индейцы. Разработанный в лабораториях «Сандэнса» фильм находит важный новый голос — не только из-за темы коренного американского происхождения (хотя это играет центральную роль в этом проекте), но даже больше из-за сложности персонажей. Так много фильмов спешат наклеить ярлыки добра и зла, в то время как «Дикий индеец» хочет понять всё давление обстоятельств на главного героя. Звезда этого фильма — Джесси Айзенберг (он же — исполнительный продюсер). 

«Рита Морено: просто девушка, которая решила пойти на это» («Rita Moreno: Just a Girl Who Decided to Go for It»), реж. Марием Перес Риера

Рита Морено бросила вызов безжалостному расизму и своему скромному воспитанию, чтобы стать одной из избранных, получивших премии «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони». За семидесятилетнюю карьеру она проложила путь для латиноамериканских исполнителей, отказавшись быть привязанными к одномерным стереотипам. Всю картину пронизывает деликатное восхищение, исходящее от коллег Риты Морено, гордость за её латинских помощников и ассистентов, а также её собственная вера в себя. Фильм — пример головокружительной карьеры, после которого приходит ощущение, что Морено — редкая легенда экрана, которая, несмотря на свои латиноамериканские корни, нашла способ с достоинством удержаться в Голливуде. Этого документального фильма стоит ждать, пожалуй, в программе Beat Film Festival. 

«Пылающий мир» («The Blazing World»), реж. Карлсон Янг

Маргарет — молодая женщина, которая никак не может справиться со своими демонами. Десять лет назад случайно утонула её сестра-близнец. Теперь Маргарет возвращается в свой семейный дом. Там её тянет в другое измерение, где её сестра может быть ещё жива. Сериальная актриса Карлсон Янг сняла этот фильм по собственной короткометражке, включив в каст ни много ни мало самого Удо Кира (частого гостя в фильмах Ларса фон Триера). 

«Клубничный особняк» («Strawberry Mansion»), реж. Альберт Бирни, Кентакер Одли

В мире, где мечты контролирует политика налогообложения (их регистрирует правительство), скромный аудитор мечтаний попадает в ловушку. Космическое путешествие по жизни и мечтам стареющего эксцентрика по имени Белла. Новый фильм инди-любимца Кентакера Одли, который на этот раз уже не продаёт ёлки, как в одном из любимых публикой сандэнсовских фильмов «Рождество, опять». Одли сам снялся в своей картине. Этот фильм — яркий пример того, когда маленький бюджет — не помеха, чтобы создать высококлассную концепцию, которая осуждает засилье современных технологий и власть корпораций. 

«Как это закончится» («How It Ends»), реж. Дэрил Вейн, Зои Листер-Джонс

Скоро наступит Апокалипсис, но это не повод расстраиваться. В последний день на Земле Лиза отправляется в путешествие по Лос-Анджелесу, чтобы добраться до своей последней вечеринки (и закатить на ней концерт!) перед концом света, наткнувшись на абсолютно непохожих друг на друга персонажей по пути. Это, пожалуй, первый из независимых, малобюджетных фильмов, идущих в ногу со временем (учитывая пандемию, которую сейчас переживает мир). Надо отдать должное авторам, которые бесшабашно ударяются в комедийный нигилизм, вызванный всеобщим ощущением Апокалипсиса. В ролях: Зои Листер-Джонс и Оливия Уайлд.

«В Земле» («In The Earth»), реж. Бен Уитли

Британский почти что классик и автор культовой «Высотки» нагоняет ужас на зрителей. Когда катастрофический вирус захватывает планету, учёный и скаут в парке отправляются глубоко в лес для рутинной проверки оборудования. Ночью их путешествие превращается в ужасающий трип через сердце тьмы, когда лес оживает вокруг них. Ещё один фильм, который эксплуатирует тему смертельного вируса и учёных, разрабатывающих вакцину. 

«Земля» («Land»), реж. Робин Райт

Трогательная история поиска смысла одной женщины-юристки, после непостижимого события ушедшей в обширную и суровую американскую пустыню. Героиня при этом очень поверхностно знакома с навыками выживания, но она избавляется от автомобиля и мобильного телефона. Вряд ли она смогла бы выжить в таких условиях, если бы на помощь ей не пришла пара незнакомцев. В режиссёрском дебюте Робин Райт она сама же исполнила и главную роль. Синопсис фильма подозрительно напоминает венецианского призёра Хлои Чжао «Земля кочевников», однако Райт начала снимать свою картину задолго до его премьеры. После того как Робин Райт побывала и перед камерой, и за камерой, работая над сериалом «Карточный домик», она стала настоящим мастером одновременной актёрской игры и режиссуры, но этот дебют выводит её на новый уровень. 

«Узники страны призраков» («Prisoners of the Ghostland»), реж. Сион Соно

Известный преступник отправляется спасти похищенную женщину, исчезнувшую в тёмной сверхъестественной вселенной. Они должны разрушить связывавшее их злое проклятие и избежать таинственных духов, которые правят призрачной страной, водоворотом красоты и насилия, встречающимся между Востоком и Западом. Герои встретятся с разношёрстной армией мутантов и одичавших детей в этом восстании против коррумпированных сил Города Самураев. В, безусловно, зрительском хите в главной роли снялся Николас Кейдж (он, собственно, и есть преступник, спасающий женщину), а также режиссёр Ник Кассаветис, сын того самого Джона Кассаветиса, культового американского классика, автора «Женщины под влиянием» и «Теней». 

«Братья Спаркс» («The Sparks Brothers»), реж. Эдгар Райт

Как одна рок-группа может быть успешной, недооценённой, чрезвычайно влиятельной и преступно игнорируемой одновременно? Эдгар Райт предлагает отправиться в музыкальную документальную одиссею через пятьдесят лет вместе с братьями Роном и Расселом Маэлами, прославляя вдохновляющее наследие группы Sparks. Тем, кто знает и любит Sparks, стоит подготовиться к 135 минутам архивного экстаза, поскольку фильм Райта — это подробное описание карьеры Рона и Рассела Маэлов и их экспериментов в колледже с конца 1960-х годов до наших дней. Причина, по которой некоторые люди абсолютно влюблены в эту группу, заключается в том, что Sparks — это весело. У Райта тем временем очень скоро выходит ещё один фильм — «Прошлой ночью в Сохо» с Аней Тейлор-Джой (уже в постпродакшене). 

«Уличная банда: Как мы попали на Улицу Сезам» («Street Gang: How We Got to Sesame Street»), реж. Мэрилин Агрело

Документальный фильм рассказывает о том, как группа «повстанцев» создала самую известную улицу в мире. В 1969 году в Нью-Йорке эта банда художников, писателей и педагогов, движимых высокой миссией, стала катализатором гражданского пробуждения, явив миру «Улицу Сезам», одну из самых влиятельных и действенных телевизионных программ в истории. Пока ключевые ветераны-спикеры первых дней шоу обсуждают развитие «Улицы Сезам» в 1968 и 1969 годах, в кадре показаны конференц-залы, заполненные мужчинами в костюмах и женщинами в мини-платьях, иногда с сигаретами в руках. Это так, словно бы персонажи сериала «Безумцы» собрались, чтобы придумывать детские вещи. А один из создателей появляется в винтажном ролике, чтобы объяснить, что они делают сериал для общественного телевидения «точно так же, как коммерческое предприятие создаёт кампанию: мы пытаемся продать алфавит детям дошкольного возраста». В картине подчёркивается, насколько «Улица Сезам» отличается от большей части фантастических детских утренних развлечений, предшествовавших ей. И важно прежде всего то (для по-прежнему сегрегированной Америки), насколько уместным было видение расовой гармонии с точки зрения сериала все эти годы.