Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичкок), внутренней отсылкой (Франко Неро у Тарантино) или способом выразить свою причастность к проекту (Аарон Соркин в «Социальной сети»). Камео писателей в таких случаях — отдельная история. Их появления на экране дают возможность, хоть и ненадолго, взглянуть на другую, непрофессиональную сторону литераторов, увидеть авторов без щита в виде книги, развенчать читательские стереотипы или, наоборот, потакать им. Виктор Непша перечисляет запоминающиеся камео писателей в кино.
Стивен Кинг
Тема «Стивен Кинг и кино» уже давно стала общим местом. Писатель без проблем даёт экранизировать свои произведения (про один доллар, наверное, слышали все), один раз (ох) пытался сделать это сам и регулярно появлялся в фильмах. Как человек плодотворный, Кинг насобирал за два десятка ролей, так что подробный рассказ про все напрашивается на отдельный текст. Среди наиболее колоритных:
Мишель Уэльбек
Французский писатель и поэт появлялся в кино реже Кинга, но зато более основательно — на его счету сразу несколько главных ролей. В отличие от коллег по цеху, Уэльбек умеет органично существовать на экране, просто играя себя же. Особенно удачно это получилось зафиксировать у Гийома Никлу, который снял писателя в иронично-рефлексивной роли в «Похищении Мишеля Уэльбека» (название вполне заменяет анонс) и в «Спа» (неожиданные приключения Уэльбека и Депардье в центре талассотерапии). В лучшие моменты «Похищения» кажется, что профессиональный актёр из Уэльбека мог бы получиться не хуже (а то и лучше), чем писатель, — такой меланхоличной манере курения в кадре невозможно научиться.
Курт Воннегут
Воннегут на режиссёрскую славу не покушался, но периодически выступал сценаристом (не особо почитая это дело) и иногда появлялся на экране. В «Снова в школу» Воннегута нанимают, чтобы он написал за главного героя сочинение про своё же творчество. В итоге преподаватель не только разоблачает обман, но и уничтожающе добавляет, что автор сочинения ни черта не знает о Воннегуте.
Среди других ролей примечательны камео в двух собственных экранизациях: в «Матери-тьме» писатель грустно идёт в толпе навстречу депрессивному Нику Нолти, а в «Завтраке для чемпионов» играет режиссёра рекламы.
Юкио Мисима
Японский автор трижды появлялся в полнометражных фильмах. Первый раз — в главной роли в гангстерской картине про якудза «Загнанный волк» (если не боитесь спойлеров — у него одновременно достаточно нелепая и впечатляющая финальная сцена). Затем — эпизод в специфичной «Чёрной ящерице» (роль человеческого чучела из коллекции главного злодея — лишний повод для Мисимы показать мускулы) и в самурайском фильме «Убийца».
Особо стоит упомянуть получасовую чёрно-белую немую короткометражку «Патриотизм», в которой Мисима выступил как режиссёр и исполнитель главной роли. Его герой, лейтенант Такэяма, участник провалившейся попытки переворота, начинает с женой подготовку к своему сэппуку. Секс, театр. Но ритуальное самоубийство, эстетизация мужского мускулистого тела — фильм выглядит как квинтэссенция фетишей Мисимы, а события 1970 года позволили проводить соответствующие роковые параллели.
Уильям Берроуз
В борьбе с Контролем хороши все средства — Берроуз в огромных количествах появлялся и в документальных фильмах , и в игровом кино. Наиболее характерные камео:
Белла Ахмадуллина
Одна из самых популярных советских поэтесс своего времени появилась в дебютной работе Василия Шукшина — «Живёт такой парень» — в роли журналистки, которая пришла брать интервью у персонажа Леонида Куравлева. Можно вспомнить сказанное ранее про Уэльбека — Ахмадуллина не играет, а просто существует на экране с той же своей привычной манерой и тембром, контрастирующими с типичным героем-простаком Шукшина. После этого в кино поэтесса появлялась нечасто — можно вспомнить чтение собственных стихов в документальном фильме «Спорт, спорт, спорт» и в «Ключ без права передачи» Динары Асановой.
Салман Рушди
Для писателя с непростой биографией у Салмана Рушди довольно неожиданные камео. Он играет себя на вечеринке в «Дневнике Бриджит Джонс», акушера в «Так она нашла меня» и, главное, обыгрывает серьёзность собственной ситуации в сериале «Умерь свой энтузиазм». По сюжету Ларри Дэвид ставит бродвейский мюзикл по мотивам биографии Рушди — а в итоге получает аналогичную фетву и обращается за советом к писателю, мол, как жить дальше, когда тебя хотят убить? Рушди в ответ с улыбкой начинает рассказывать о многочисленных плюсах фетвы: партнёршам нравятся опасные мужчины, ехать из вежливости на вечер чтения стихов бесталанного знакомого больше не нужно — под рукой всегда есть весомый повод для отказа. И вообще, fatwa sex is the best.
Терри Пратчетт
Создатель «Плоского мира» иногда принимал участие в сторонних проектах — например, неизбежно личной документальной работе про эвтаназию и свободу выбора (Terry Pratchett: Choosing to Die). Но все три камео писателя — в экранизациях собственных романов, «Санта-Хрякуса» (торговец игрушками), «Цвете волшебства» (астрозоолог) и «Опочтарении» (внезапно, почтальон).
Хантер Томпсон
Тот случай, когда пример настолько растиражированный, что не упомянуть его нельзя. Хотя вы и так, наверное, слышали: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», клуб Matrix, Рауль Дюк-Депп в изменённом состоянии сознания видит самого себя в другом мужчине — Томпсоне. Небольшая сцена, один съёмочный день, за который Томпсон успел извести всех: Терри Гиллиам и после смерти культового публициста припоминал ему разбрасывание булочек по съёмочной площадке и прочие неприятные нюансы поведения.
Избранные камео в «Симпсонах»
Появления известных личностей в анимационных шоу в целом и в «Симпсонах» в частности — тема для отдельного лонгрида. Но с писателями есть несколько запоминающихся историй:
Другие примечательные камео: