25 February

«История семьи Блум»: сорока сороке рознь

Вера Гиренко
автор
Вера Гиренко

В российский прокат выходит картина «История семьи Блум» — невыдуманный рассказ о том, как птенец сороки помогал нескольким людям пережить последствия страшной трагедии. Вера Гиренко описывает, удалось ли создателям фильма перенести на экран реальную историю, которая, со слов критика, «сама по себе способна растопить даже самое чёрствое сердце». 

Внимание к мелодраме Глендина Айвина «История семьи Блум» было обеспечено задолго до её выхода в прокат. Примерно с 2015 года за жизнью семейства Блум следили в инстаграме более 170 000 фолловеров. Всё из-за сороки по кличке Пингвин. На снимках, сделанных профессиональным фотографом Кэмероном Блумом, запечатлены проделки этой задорной и умной птицы, которая живёт вместе с Блумами в их доме в Сиднее. Семья утверждает, что это живое существо помогло им пережить трагедию. 

Во время отпуска в Таиланде в 2013 году жена Кэмерона Блума по имени Сэм упала со второго этажа отеля, получила несколько черепно-мозговых травм и сломала позвоночник. После множества операций и семи месяцев реабилитации к ней так и не вернулась способность ходить. Для прежде активной женщины, занимавшейся альпинизмом, сёрфингом и каякингом, неподвижность оказалась тяжёлым испытанием — Сэм впала в депрессию. Для Кэмерона, его жены и трёх их сыновей наступили тяжёлые времена. 

«Кто знает, чем обернулась бы для нас жизнь, если бы однажды наш старший сын Ноа не подобрал птенца сороки, который упал с 20-метровой сосны и сломал крыло», — рассказывал впоследствии Кэмерон в интервью. Блумы выкормили птенца, а он будто в благодарность за своё спасение на какое-то время остался в доме, чтобы скрасить жизнь Сэм, которая подолгу оставалась одна. Казалось, что Сэм и Пингвин переживали один и тот же процесс: они должны были научиться жить после травмы. 

Этой историей сначала заинтересовалась пресса, а потом вышла книга, которую Кэмерон написал совместно с автором нескольких бестселлеров по версии New York Times Брэдли Тревором Гривом, а затем случился и фильм, снять который поручили австралийцу Глендину Айвину — известному на своей родине режиссёру сериалов, получившему, кстати, в 2003 году главный приз в Каннах за короткометражку «Сумка фейерверков». 

Такова подлинная событийная преамбула «Истории семьи Блум», которая сама по себе способна растопить даже самое чёрствое сердце. А вот экранное её воплощение, увы, вызывает разве что раздражение. В кино слишком многое не получилось. Главная его проблема — жанр. Трагическая история Сэм (её роль исполнила Наоми Уоттс) претендует на мелодраматизм. А сюжетная линия сороки Пингвина даёт неиссякаемый комический потенциал. Создатели кино поставили всё на мелодраму. И — проиграли. 

Даже хорошая актриса Наоми Уоттс не способна сделать из борьбы с депрессией нечто, за чем интересно наблюдать. Да, повседневную жизнь инвалида-колясочника сложно сделать насыщенной и захватывающей, но режиссёры и сценаристы способны справиться с, казалось бы, неподъёмной задачей блестяще. Как, например, создатели комедии «1+1» Оливье Накаш и Эрик Толедано. Они поместили прикованного к инвалидному креслу богача в нетипичные обстоятельства — приставили к нему «сиделку» в лице молодого чернокожего преступника, только вышедшего из тюрьмы. 

В «Истории семьи Блум» таким «катализатором» для событий обещал стать птенец сороки. Но даже его уморительные проделки, запечатлённые оператором Сэмом Чиплином, не способны «пробить» общий трагический тон повествования и существуют отдельно от семьи. Сложно поверить, что птенец сороки имеет для экранных Кэмерона, Сэм и их детей такую же значимость, о которой сообщали настоящие Блумы в многочисленных интервью. 

Ситуацию не спасает и закадровый голос, призванный, как кажется, придать истории динамики, расставляя в ней нужные акценты (в роли рассказчика — Ноа, старший сын четы Блум). Но и этот ход оборачивается против создателей фильма. Он выглядит беспомощным признанием собственного проигрыша: показывай, а не рассказывай. 

В итоге экранная «История семьи Блум» явно проигрывает реальности. Во всяком случае, той её части, которая попала в инстаграм, где жизнь Пингвина и его спасителей — поистине захватывающее зрелище. Фотокамера запечатлела проявления подлинной близости и настоящей дружбы сороки и семьи Блум, которых так не хватило фильму.