2 ноября

История Тайки Вайтити: от новозеландского камеди клаба до «Тора» 

Павел Мальцев
автор
Павел Мальцев

В кинотеатры с Мьёльниром наперевес ворвался «Тор: Рагнарёк», кажется, лучший из фильмов про бога с кувалдой. Режиссёр — новозеландец Тайка Вайтити, заявивший о себе на Берлинском кинофестивале сентиментальным короткометражным дебютом «Две машины, одна ночь» и по-настоящему прославившийся «Реальными упырями» — уморительной и кровавой псевдодокументалкой о быте четверых вампиров. Как этого человека занесло во вселенную Marvel, рассказывает Павел Мальцев.

Начало 

Тайка Вайтити родился в столице Новой Зеландии — Веллингтоне. Его имя в переводе с финского (неизвестно, почему именно финского) языка означает «волшебный» и «очаровательный». Его отец — маори (коренное население страны), у матери — русско-еврейские корни. Её девичью, вполне себе киношную, фамилию КоэнТайка носил большую часть жизни. Вайтити появится в титрах только на полнометражном дебюте.

Вайтити рос в бедности, и кино было для него настоящей отдушиной.  Тайка пачками уплетал американские и английские тв-шоу, засматривал Кубрика (особенно «Стрейнджлава»), Хэла Эшби («Будучи там», «Дорога домой», «Последний наряд», «Гарольд и Мод»), Терренса Малика («Дни жатвы»), обожал «Выпускника» Майка Николса, всевозможные американские комедии от «Охотников за привидениями» до «Тутси». Но особенно Вайтити выделяет «Сталкера» и «Зеркало» Андрея Тарковского — фильмы, которые он увидел в двенадцатилетнем возрасте и пересматривает их до сих пор.

В университете Тайка познакомился с комиком Джемейном Клементом. Вместе они выступали в комедийном квинтете So You’re Man, потом переименовавшись в The Humourbeasts («Юморные твари»). Самое известное их шоу — «Нерасказанные истории Мауи» — ироничная переработка местных легенд. Кажется, это было первое обращение Тайки к мифологии.

 

В 1999-м Тайка Коэн сыграл одну из главных ролей в малобюджетном комедийном триллере «Маски», эдаком новозеландском «Трейнспоттинге», в 2001-м мелькнул в приключенческой драме «Змеиная кожа», а в 2002-м выступил в роли одного из стриптизёров в новозеландском телесериале «Полоса» о женщине-юристе, открывшей мужской стрип-клуб.

Короткометражные фильмы

Дебютный короткометражный фильм Тайки Коэна «Джон и Пого» — комедия положений о полицейском и его собаке. Следующая картина — «Две машины, одна ночь» — зарисовка о детях в мире взрослых, которая вышла в 2003 году, попала в программу «Панорама» Берлинского кинофестиваля, где получила приз за лучший короткометражный фильм, а затем и номинацию на «Оскар». Во время объявления номинантов Коэн притворился спящим, но просыпаться не потребовалось. Награда досталась остросоциальной «Осе» Андреи Арнольд («Грозовой перевал», «Американская милашка»).


Два года спустя Тайка отправился на Берлинский кинофестиваль с новой короткометражкой о подвигах солдатов маори во время Первой мировой войны и получил Специальный приз жюри. До первого полнометражного проекта оставалось два года.

Полный метр

«Орёл против акулы» — дебютный полнометражный фильм теперь уже Тайки Вайтити, выполненный в духе культового «Наполеона Динамита» Джареда Хесса. Невероятная история двух инфантильных лузеров, снабжённая презабавными диалогами, иногда перерастающими в откровенный бред. Вайтити написал сценарий под патронажем кинофестиваля Sundance и там же продал его за 1,35 миллиона долларов. Позже в него поверила и  купила компания  Miramax. Но в прокате лента провалилась.

Следующий фильм, «Мальчик», наиболее личный для Вайтити. Он был задуман ещё в 2003 году. История воссоединения блудного отца (роль исполнил сам Тайка) и сына. Тема «отцов и детей» вообще одна из важнейших для Вайтити, но кто здесь ребёнок, а кто взрослый — всегда ставится под вопрос. Мальчик (так зовут главного героя) живёт в новозеландском захолустье с бабушкой, братом и козлом. Вернувшийся по-звягинцевски отец моментально становится его кумиром, Мальчик верит в идеальный образ папы Рембо. Только самому папе до этого мало дела. Он методично уничтожает все фантазии ребёнка, обманывая одно ожидание за другим. Сумасшедшее, наивное, самое искреннее кино Вайтити, к сожалению, обошло стороной русскоязычную аудиторию, знающей режиссёра преимущественно по «Реальным упырям».

«Реальные упыри»

В 2005 году Вайтити и Клемент выдали любительскую короткометражку «Что мы делаем в ночи: Интервью с некоторыми вампирами». Многие поклонники выросшего из неё полнометражного фильма, возможно, даже не в курсе о существовании этой «заявки» на полный метр.

«Реальные упыри» — пародийный мокьюментари-фильм ужасов, ставший для Тайки Вайтити и Джемейна Клемента пропуском в Голливуд. Феноменальный успех у кинокритиков, приличные сборы, точное попадание в зрителя и востребованная вампирская тема сделали эту неприлично остроумную комедию одним из главных хитов 2014 года. На международном кинофестивале в Торонто Вайтити и Клемент, совместно поставившие картину и сыгравшие в ней главные роли, удостоились приза зрительских симпатий. А диалоги главных героев — четвёрки безмозглых, но обаятельных вампиров, изголодавшихся по крови — мгновенно разлетелись на интернет-мемы.

Вайтити даже пообещал снять спин-офф про волков, мини-сериал про полицейских Карена и Майка и даже американский ремейк самих «Реальных упырей», но пока до исполнения обещания не добрался.

Большой успех

Главный режиссёр Новой Зеландии Питер Джексон — бог для всех местных кинематографистов. Во время работы над сценарием диснеевской «Моаны» Вайтити отзывался о нём примерно так: «Питер Джексон — король. Я же на его фоне — всего лишь дальний родственник, который приезжает в гости».

В 2014 году Вайтити снял рекламный ролик для национальной авиакомпании Новой Зеландии Air New Zealand «Самое эпическое видео о безопасности всех времён» (18 миллионов просмотров на YouTube). Но главным для него стал не коммерческий успех проекта, а возможность поработать с Питером Джексоном и Элайджей Вудом. За пять минут звёзды «Властелина колец» дают инструктаж по правилам безопасности и поведения во время полёта на фоне пейзажей из трилогии. К «джексоновским» локациям Вайтити обращался и в «Реальных упырях»: драка между вампирами и оборотнями снята на том же холме, где Фродо вместе с другими хоббитами в знаменитом эпизоде спасался бегством от Чёрных всадников и прятался в корнях дерева.

При этом именно Вайтити — обладатель всех рекордов национального бокс-офиса. Когда-то верхняя строчка рейтинга принадлежала «Мальчику», заработавшему в домашнем прокате 900 тысяч долларов за три дня и сурово побившему «Алису в стране чудес» Тима Бёртона. Затем пальма первенства перешла к «Охоте на диких людей», вкинувшей в кассу 1,3 миллиона долларов сборов. И это новозеландцы ещё не считали сборы «Тора». «Рагнарёк» уже обогнал сиквел «Стражей галактики» Джеймса Ганна по сборам на зарубежных территориях, попутно собрав урожай положительных рецензий кинокритиков.

 

Последний фильм на Родине и работа на чужбине

«Охота на диких людей» — четвёртый полнометражный фильм Вайтити, к тому же самый дорогой (2,5 миллиона долларов) и кассовый в его карьере (23,2 миллиона международных сборов), сделанный в Новой Зеландии. Безумная история с комедийными и драматическими элементами о неуравновешанном пухлявом мальчугане Рикки. Он — сирота и безобразник, меняющий приёмные семьи как перчатки. Но с приходом в новую семью в его жизни всё меняется и он становится участником масштабных злоключений вместе с отчимом в исполнении Сэма Нила.

Ещё одна из неосуществленных задумок Вайтити, в основу которой легла книга «Wild pork and watercress» писателя Бэрри Крампа, добралась до больших экранов в прошлом году. Этот крышесносящий роуд-муви наполнен драйвом, интересными мыслями о социальных институтах и обществе в целом, и завораживающей съёмкой поразительных пейзажей Новой Зеландии. Кому-то «Охота на диких людей» может с легкостью напомнить «Охоту» Томаса Винтерберга, но лишь частично, а кому-то со всей своей абсурдностью и цветастостью — того же «Мальчика» Вайтити. Кажется, что именно этим фильмом Вайтити окончательно закрывает свой «новозеландский период», когда все мечты воплощены в реальность и теперь есть шанс поработать на чужбине с гораздо большими бюджетами и кумирами юности. Впрочем, второе он успел провернуть на съёмках «Охоты» с Сэмом Нилом.

Что после «Тора»? 

Вернётся ли Вайтити снимать в родную Новую Зеландию — вопрос. Сейчас он наслаждается Голливудом, собирается заняться постраничной экранизацией манги «Акира», снять кукольный мультфильм о мартышке Майкла Джексона«Бабблс» с помощью мультипликатора Марка Густафсона и продюсера Дэна Хармона, продолжить историю сына Одина и даже найти правильный подход к Чёрной вдове — одной из немногих участниц «Мстителей» без сольного фильма. В общем, всё идёт к тому, что в ближайшее время тексты о том, кто такой Тайка Вайтити, потеряют всякий смысл. Все и так будут знать.