21 April

Картина в картине: «Пятый элемент» и Фрида Кало — сага о любви и одиночестве

Екатерина Кузнецова
автор
Екатерина Кузнецова

Как в своё время Джордж Лукас произвёл революцию в мире кино, сняв космическую оперу в конце семидесятых, так французский режиссёр Люк Бессон захватил внимание зрителей фантастическим боевиком «Пятый элемент» двадцать лет спустя. История приключений рыжей незнакомки в костюме из белых полосок до сих пор смотрится на одном дыхании и погружает в удивительную фантазию о будущем. Это история внутренней силы и любви, которая может спасти целый мир, и этот вневременной сюжет понятен вне зависимости от переменных. Эти чувства были знакомы и художнице Фриде Кало, чьими картинами вдохновлялись создатели «Пятого элемента». Екатерина Кузнецова рассказывает о том, как Жан-Поль Готье процитировал в «Пятом элементе» работу известной художницы.

Люк Бессон начал придумывать мир «Пятого элемента» ещё подростком. Он вспоминал, что после развода родителей очень остро переживал одиночество, и тогда в его воображении стал появляться фантастический мир с летающими такси и пришельцами с разных планет. Как и Кристофер Нолан с идеей о фильме «Начало», Бессон не оставил свою задумку, когда стал режиссёром. Наоборот, он снимал фильмы на другие темы и ждал, когда ему выпадет шанс воплотить свою фантазию на экране. 

О Бессоне стали говорить после его фильма «Никита», и тогда он впервые взялся за разработку мира из детства, наняв известных художников, таких как иллюстратор Жан Жиро (более известный как Мёбиус) и модельер Жан-Поль Готье. Однако фантастическая история получалась немыслимо дорогой для производства вне Голливуда — нужно было около ста миллионов долларов, и режиссёру пришлось снова отложить свою идею до лучших времён. Съёмки «Пятого элемента» стали возможны спустя четыре года, в 1994-м, когда Бессон подтвердил звание коммерчески успешного режиссёра фильмом «Леон», и Columbia Pictures заключила соглашение с французской студией Gaumont о совместном финансировании проекта. Наконец работа пошла полным ходом, и к проекту снова присоединился Жан-Поль Готье. Эпатажный французский модельер стал главным художником по костюмам и создал для фильма более 900 нарядов. 

Именно благодаря колоссальной работе Готье «Пятый элемент» в первую очередь ассоциируется с образами ярких героев и в особенности с первым появлением Лилу. Костюм хрупкой рыжеволосой девушки выглядит так, как будто её обмотали несколькими бинтами, — больше на ней ничего нет. И такую одежду вполне можно счесть за инопланетную моду будущего — белый цвет, графические формы, минимализм — но Готье вдохновлялся отнюдь не будущим, а, наоборот, погружался в прошлое, в далёкую от космоса Мексику ХХ века, где жила и работала художница Фрида Кало. 

Фрида Кало стала наиболее известна благодаря своим автопортретам. В 1944-м году она написала картину «Сломанная колонна», где изобразила себя в образе обнажённой девушки, напополам расколотой ионической колонной. Не «распадаться» ей помогает белый гибкий корсет — художница всю жизнь страдала от перенесённого в детстве полиомиелита и последствий страшной аварии, в которую она попала в 18 лет, — и позже написала эту картину после операции на позвоночнике. Именно этим образом вдохновлялся Жан-Поль Готье, воссоздав его в фильме с минимальными изменениями. Впоследствии он настолько погрузился в волшебный мир Фриды, что несколько лет спустя сделал коллекцию, полностью посвящённую художнице. Особенно запоминалось на том показе чёрное платье в виде корсета, очень напоминающее белый костюм Лилу. 

Что же общего может быть у мексиканской художницы и фантастической инопланетянки из будущего? Фрида Кало всю жизнь страдала от одиночества и боли. Как только что появившаяся на свет и не знающая языка Лилу, Фрида часто чувствовала себя инопланетянкой среди знакомых из-за своей хромоты и проблем со здоровьем, но внутри у неё бушевал пожар любви к жизни и страсти к своему мужу Диего Ривере. Свои чувства она выражала в ярких сюрреалистичных картинах, которые показывали миру, какая невероятная сила таится в теле хрупкой художницы. Она всю жизнь была вынуждена носить корсеты для поддержания позвоночника, что подчёркивало её необычный образ, и Готье запечатлел его на экране. 

Как и художница на картине, воинственная Лилу в конце фильма теряет все силы и словно распадается на части. На ней уже нет белого корсета, который помогает Фриде, зато теперь у Лилу есть нечто гораздо крепче корсета — её держит в объятиях Корбен Даллас, который признаётся ей в любви, и Лилу понимает, что она больше не одинока в этом огромном земном мире. Она стала его частью, а её любовь — Пятым Элементом, который спасает весь мир.