11 September

«Кинотавр-2020»: гид по фестивалю 

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

С 11 по 18 сентября в Сочи всё-таки проходит «Кинотавр» — без вечеринок и сугубо по-деловому. Жюри возглавит Борис Хлебников, помогать ему будут Владимир Вдовиченков, Оксана Фандера, Дарья Златопольская, Фёдор Лясс, Нигина Сайфуллаева и Екатерина Филиппова. По просьбе Кино ТВ Виктор Непша составил краткий гид по основной программе одного из главных отечественных кинофестивалей.

«Вмешательство», реж. Ксения Зуева

О чём: Пацанка с района влюбляется в женатого хирурга. Мрачноватый сеттинг заснеженной России с больничными коридорами, грязными подъездами и классического вида гопниками намекает, что ничем хорошим это не закончится. Одна из четырёх ролей Анны Чиповской в конкурсной программе и актёрский дебют режиссёра Ивана И. Твердовского («Класс коррекции», «Зоология»).

Кто: После «Близких» Ксения Зуева возвращается на «Кинотавр» со второй полнометражной работой, о вмешательстве — разумеется, не только хирургическом — в жизнь другого человека. Ранее режиссёр признавалась в любви к Михаэлю Ханеке, так что легко зрителю во время просмотра этой картины, скорее всего, не будет.

«Глубже!», реж. Михаил Сегал

О чём: Ещё одна, более прозаичная, двусмысленность в названии — молодой режиссёр переключается с театра на съёмки порно. В главных ролях — Александр Паль, Любовь Аксёнова, Олег Гаас, второй план и эпизоды впечатляют — Игорь Угольников, Антон Лапенко и Сергей Бурунов.

Кто: Михаил Сегал (и/или его продюсеры) — мастер обманных анонсов. До какого-то момента про картину было известно только это: «Главный герой фильма Роман — единственный оставшийся в живых специалист по глубине. За ним начинается охота. Спасаясь от неё, Роман спасает мир». Реальность пока склоняется ближе к комедийной сатире на отечественную театральную среду. Что будет на практике — покажет премьера.

«Город уснул», реж. Мария Игнатенко

О чём: Виктор узнаёт о смерти жены, после чего в его реальность проникает сон. Засыпает весь мир, кроме главного героя, который отправляется в одинокое, неизбежно экзистенциальное путешествие. Фильм уже был показан в рамках программы Forum в Берлине, теперь его увидят и отечественные зрители.

Кто: Полнометражный дебют выпускницы (а затем и преподавателя) Московской школы нового кино — можно ожидать вполне определённый стиль, с непрофессиональными актёрами, долгими проходками, ручной камерой и пустыми пространствами, в которых нечасто звучит человеческая речь. 

«Доктор Лиза», реж. Оксана Карас

О чём: Один неожиданно суматошный день из жизни благотворительницы Елизаветы Глинки. Чулпан Хаматовой в главной роли ассистируют, среди прочих, Константин Хабенский и Андрей Бурковский,

Кто: Оксана Карас («Хороший мальчик») — бывшая телеведущая и журналистка, а ныне опытный режиссёр — судя по всему, в этом фильме отходит от излюбленной молодёжной темы и впервые пробует себя в жанре байопика. Новое — риск, но актёрский состав достаточно крепкий для того, чтобы можно было рассчитывать на хороший результат.

«Китобой», реж. Филипп Юрьев

О чём: Молодой чукотский охотник Лёшка (Владимир Онохов) знакомится в видеочате с таинственной молчаливой девушкой (Кристина Асмус) и беззаветно влюбляется. Девушка, правда, в Детройте, но главного героя это уже не способно остановить. Помимо безумного путешествия в одиночку через Берингов пролив нас ждут, в соответствии с названием, настоящие китобои и чукотский сёрф-рок.

Кто: Филипп Юрьев до этого снял несколько короткометражных работ (в том числе «Песню механической рыбы»), а первый полный метр покажут вне конкурса на Венецианском кинофестивале. Продюсером картины выступил Алексей Учитель.

«Кто-нибудь видел мою девчонку?», реж. Ангелина Никонова

О чём: Биографический фильм об отношениях одной из самых культовых петербургских пар 90-х — журналистки и писательницы Карины и кинокритика Сергея Добротворских. Картина основана на одноимённой книге Карины.

Кто: На этот раз Ангелина Никонова («Портрет в сумерках», «Велкам хом») отказалась от непрофессиональных актёров на главных ролях, состав подобрался звёздный — пару играют Анна Чиповская и Александр Горчилин, на втором плане — Виктория Исакова, Юрий Борисов, Алексей Золотовицкий, Дарья Урсуляк. Помимо самой истории вызывает интерес то, в какую форму поместят эту экранизацию, учитывая, что книга представляет из себя набор писем. 

«Маша», реж. Анастасия Пальчикова

О чём: Очередное обращение современного российского кино к 90-м, вначале звучащее как «Леон» по-русски: 13-летняя Маша (Полина Гухман) растёт на улице, ей покровительствует криминальный авторитет (Максим Суханов) и в принципе бандиты как родные. Со временем она всё понимает и, повзрослев (и превратившись в Анну Чиповскую), уезжает в Москву. Но обстоятельства, конечно, заставят вернуться.

Кто: Ещё один дебютный полный метр — ранее Анастасия Пальчикова писала сценарии к «Большому» и «Её звали Муму» (в собственном проекте она также сценаристка). Оператором выступил Глеб Павлов, работавший над другим нашумевшим фильмом о 90-х, «Быком», и сериалом «Колл-центр».

«Пугало», реж. Дмитрий Давыдов

О чём: Главная героиня обладает даром исцеления, но необычная способность приносит лишь больше бед. В главной роли — якутская певица Валентина Романова-Чыскыырай.

Кто: Филиал якутского кино представляет Дмитрий Давыдов — школьный преподаватель и режиссёр-самоучка, его дебютный «Костер на ветру» получил приз на канадском кинофестивале ImagineNATIVE. О фильмах из Якутии говорят давно, но внимания им уделяется всё ещё не так много. Хочется наивно понадеяться, что «Пугало» изменит ситуацию к лучшему.

«Скажи ей», реж. Александр Молочников

О чём: Светлана и Алексей разводятся, но не могут поделить ребёнка: мать хочет увезти его в Америку, отец не может жить без сына. Классическая бракоразводная история, в которой отношения с ребёнком становятся полем битвы, а сын — объектом манипуляций.

Кто: Александр Молочников продолжает сотрудничество со Светланой Ходченковой — ранее они вдвоём сняли небольшой мокьюментари-видеоблог «Сбежавшие в Аризону», теперь дошло до полного метра, второго у режиссёра после «Мифов».

«Трое», реж. Анна Меликян

О чём: Старый добрый любовный треугольник в интерпретации Анны Меликян — ей не впервой заниматься мелодраматической геометрией.

Кто: Меликян снова работает с проверенными артистами, Викторией Исаковой и Константином Хабенским, к которым на этот раз присоединилась Юлия Пересильд. Судя по трейлеру, можно ожидать примерно того же, за что одни любят, а другие критикуют режиссёра: яркая наивность, гондризмы встречаются с образом условной столичной России из нулевых, водная тема, ну и лёгкий флёр незакрытой темы икон.

«Хандра», реж. Алексей Камынин

О чём: Современный комедийный оммаж советским фильмам вроде «Я шагаю по Москве» и «Мне двадцать лет». Зрителя ожидает рассказ о трёх столичных друзьях, переплетённый с множеством побочных историй и эпизодов, задевающих (по крайней мере по трейлеру) вечные темы вроде миграции, религии, коррупции и, конечно, любви. А вообще, со слов создателей, сюжет картины можно прочитать по постеру.

Кто: «Хандра» — вторая работа Алексея Камынина после малобюджетной «Ложь или действие». Актёрский состав для эпизодов в этот раз набрался мощный — Анна Чиповская, Равшана Куркова, Александр Гордон, Валерий Гаркалин, Тимофей Трибунцев — но все пишут об Иване Янковском, загримированном под Тарковского. Сам режиссёр обещает микс из условно «высокого» и «низкого» типов юмора.

«Человек из Подольска», реж. Семён Серзин

О чем: Экранизация одноимённой пьесы Дмитрия Данилова: главный герой попадает в отделение московской полиции и готовится к худшему, но полицейские оказываются специфическими интеллектуалами.

Кто: В связи с первым фильмом актёра Семёна Серзина так или иначе упоминают команду Кирилла Серебренникова: помимо непосредственного сотрудничества («Лето», «Петровы в гриппе»), продюсером «Человека из Подольска» выступила Наталья Мокрицкая («Изображая жертву», «Юрьев день»). На близость к Серебренникову может указывать и тема доведённых до гротеска отечественных реалий — в данном случае, работы правоохранительных органов.

«Конференция», реж. Иван И. Твердовский

О чём: Монахиня приезжает в Москву и пытается организовать вечер памяти жертв теракта на Дубровке, свидетелем которого она была. Героиня возвращается мыслями к событиям прошлого, в том числе — к собственной трагической ошибке. Нечастая попытка осмысления национальной травмы в отечественном кино глазами маленького человека.

Кто: Не актёрским дебютом единым — Иван И. Твердовский не забывает о режиссёрской карьере. Новый фильм, как и «Китобой», был отобран в программу «Дни Венеции» в рамках соответствующего кинофестиваля.

Интересное вне конкурса короткой строкой

  • На открытии — анимационная лента «Нос, или Заговор “не таких”» Андрея Хржановского со сценарным участием Юрия Арабова.
  • Короткометражный дебют актёра Сергея Година по мотивам рассказа Виктора Пелевина «Бубен верхнего мира».
  • Другого современного мэтра — Дмитрия Глуховского — экранизирует Лана Влади (актриса в «Мартине Идене» (2019)) в своей работе «Сера».
  • «UFO» Ивана Вырыпаева с историями Евгения Цыганова, Ивана Макаревича и Ясмины Омерович на соответствующую уфологическую тематику.
  • «Варя» Ники Горбушиной с Варварой Шмыковой («Чики») в главной роли.
  • «Показалось» Байбулата Батуллина: герой Ивана Добронравова сталкивается на улице с гигантским объектом, напоминающим (?) человеческий зад.
  • Вдохновлённый эстетикой джалло «Сплендоре» кинокритика Дениса Виленкина.
  • «Кинотавр» закроет единственный российский фильм из основного конкурса Венеции — «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, а его дочь Наталия выступит в короткометражной программе с работой «Праздник».