27 October

Косуха в кино: вневременной символ бунтарей

Дина Ключарева
автор
Дина Ключарева

История создания известной всем косухи — это воплощение пресловутой «американской мечты». Считается, что первым косуху придумал Ирвинг Шотт, сын русских иммигрантов, в начале XX века поселившихся в Нью-Йорке. Дина Ключарёва рассказывает об «униформе» бунтарей и том, как этот элемент одежды обыгрывается в кино!

Братья Ирвинг и Джек Шотты основали свою фамильную мастерскую Schott на Манхеттене в 1913 году. Поначалу Шотты шили кожаные плащи-дождевики и продавали их как коммивояжёры. Прорыв случился, когда в 1925 году Ирвинг впервые скроил и сшил кожаную куртку на молнии: до Первой мировой войны застёжки-молнии редко использовались для верхней одежды, поскольку были дорогими для производства, но, когда лёгкая промышленность подстроилась под обслуживание военных нужд, они вошли в обиход. Пару лет Шотт совершенствовал свою легендарную модель, и в 1928 году свет увидела та самая классическая косуха — кожаная куртка на молнии от бедра до плеча с несколькими функциональными карманами и ремнём вдоль нижнего края — какой мы знаем её и по сей день. Ирвинг решил назвать её Perfecto, в честь своих любимых кубинских сигар, прагматично сочтя, что под красивым экзотическим брендом такая вещь будет продаваться лучше, чем под его собственной еврейской фамилией. Первые Perfecto стоили 5,5 долларов и продавались через каталоги Harley-Davidson, где их рекламировали как идеальную экипировку для мотоциклистов: куртку на молнии можно было расстегнуть одной рукой, а из карманов на молниях и кнопках ничего не вываливалось даже при агрессивной езде. 

На заре своей популярности косухи в основном были натурального коричневого цвета, а чёрный вошёл в моду только в 1950-е, после того как в чёрной Perfecto в фильме «Дикарь» 1953 года появился Марлон Брандо. Его Джонни Стреблер, лидер банды мотоциклистов, наводящей ужас на жителей маленького городка, носит классическую чёрную косуху и лихо заломленную фуражку — этот образ опасного и притягательного крутого парня настолько крепко отпечатался в мировой культуре, что ему продолжают вторить и в XXI веке. Популярность косух только укрепила безвременная гибель Джеймса Дина, разбившегося насмерть в 1955 году. Актёр, за которым закрепился ярлык «бунтаря без причины» (после выхода одноимённого фильма с ним в главной роли), редко появлялся на людях без любимой Perfecto. Косуха быстро стала символом бунтующих юнцов, и в конце 1950-х учебные заведения в США стали массово запрещать своим ученикам появляться в кожаных куртках на своих территориях — за несоблюдение этого правила можно было вылететь из школы. Разумеется, это только подлило масла в огонь, и косухи окончательно обрели свой культовый статус.

Образ вольнолюбивого парня на мотоцикле и в косухе вслед за Брандо воплотил на экране Питер Фонда в фильме 1969 года «Беспечный ездок». Его Уайатт вместе с приятелем отправляется колесить по Америке в поисках единомышленников, свободных духом людей, но везде встречает препятствия в виде консервативных устоев простых американцев, которые не желают перемен и не принимают тех, кто их олицетворяет.

Образ бунтаря в косухе быстро подхватили самые разные субкультурные движения, от гризеров (именно о них идёт речь фильме «Бриолин», где сначала Джон Траволта, а в финале и Оливия Ньютон-Джон появляются в классических косухах) до рокеров и панков во главе с Сидом Вишесом из Sex Pistols. В 1970-е Малкольм Макларен, будущий менеджер группы, встречался с дизайнером Вивьен Вествуд. У Макларена был свой магазинчик рок-н-ролльной одежды, а Вествуд помогала ему придумывать новые вещи, черпая вдохновение из маргинальных культур: у скинхедов, фетишистов и поклонников БДСМ. Брутальная кожаная куртка на молнии вписалась в концепцию магазина идеально — но с некоторыми поправками: именно Вествуд и Макларен популяризировали косухи с металлическими элементами в виде клёпок, шипов и булавок. Типичный пример панковской косухи в «обвесах» можно увидеть, например, в фильме 1986 года «Сид и Нэнси», рассказывающем о создании и распаде Sex Pistols. Гэри Олдман играет Сида Вишеса и практически весь фильм разгуливает в косухе, обильно украшенной металлическими деталями.

Сегодня косуха уже не определяет принадлежность своего обладателя к какой-то субкультуре. Но её классический силуэт, не устаревший за целый век, по-прежнему придаёт персонажам кино, которые её носят, флёр соблазнительной опасности, отстранённости и бунтарского героизма. А иногда даже и злодейства — такова, например, Мэй Дей, героиня Грейс Джонс из фильма 1985 года «Вид на убийство». Экстремалка с безудержной тягой к преступлениям, она помогает главному антагонисту агента 007 — злодею Максу Зорину, задумавшему уничтожить Силиконовую долину.

Не что иное, как классическую куртку Perfecto, носит и легендарный Терминатор. Впервые в своей чёрной косухе робот-убийца в исполнении Арнольда Шварценеггера появился в 1984 году в первом фильме цикла и носил её во всех последующих частях «Терминатора». 

Запоминающийся образ с косухой демонстрирует ещё одна отрицательная героиня — Айви (чья роль досталась юной Дрю Берримор) из фильма «Ядовитый плющ» 1992 года. Напористая сирота, она набивается в подруги к богатой однокласснице, надеясь вскоре занять место её мачехи и завладеть всем состоянием семьи.

Невозможно представить без косухи и Безумного Макса (его сыграл Мэл Гибсон) из одноимённой антиутопии Джорджа Миллера 1979 года, который мстит за смерть близких банде байкеров, рассекающих пустыню на своих мощных железных конях.

Ещё один яркий образ с косухой, но уже из советского кино — это Лера, она же Авария, дочь мента, из одноимённого фильма 1989 года Михаила Туманишвили. Металлистка Авария — трудный подросток, и любимая «кожанка» только подчёркивает бунтарский характер героини.

Косуха — неизменный атрибут образа не только одиноких мстителей и борцов против системы, но и плохих (но глубоко внутри, разумеется, хороших) парней в мелодрамах. Два ярких примера — Уэйд Уокер в исполнении Джонни Деппа из фильма «Плакса» 1990 года и танцор Джонни (пожалуй, главная роль в карьере Патрика Суэйзи) из «Грязных танцев» (1989). 

Список нигилистов и нигилисток в косухах будет неполным без имени Лисбет Саландер, хакерши из «Девушки с татуировкой дракона», которая помогает именитому журналисту распутывать дело об исчезновении племянницы состоятельного бизнесмена. Косуху носили обе актрисы, сыгравшие роль Лисбет, — и Нуми Рапас в шведской экранизации романа Ларссона 2009 года, и Руни Мара в американской — 2011 года.