28 November

Метод Мазина: «Фантомас»

Виктор Мазин
автор
Виктор Мазин

Вся наша школа и дома были проштампованы буквой «Ф» – Фантомас. И хулигана во дворе нашем звали Коля-Фантомас. Интересно, что несколько лет назад я задался вопросом: а что я всё никак не могу сойти с этого Фантомаса? Потому что прошло уже много десятилетий, я уже не второклассник и уже давно не в школе и даже не в институте, вот, а Фантомас меня никак не отпускает.

Основная причина моей горячей любви к этому фильму связана с технологией на самом деле, потому что такого количества самых удивительных вещей не увидеть было ни в одном другом фильме. Технологии играют первостепенную роль в этом фильме, потому что для того, чтобы победить Фантомаса, нужно обладать такой же мощнейшей технологией, как сам Фантомас.

Во втором классе школы я ещё не знал о психоанализе ничего, но пройдёт лет десять, и я уже начну увлекаться постепенно психоанализом, из которого я узнаю о том, что мы, люди, технологичные существа. То есть гаджет никогда не существует отдельно от человека. Человек с тем или иным гаджетом – это совсем другой человек. То есть, попросту говоря, человек – это технологичное существо, или, как назвал его Зигмунд Фрейд – «бог на протезах». Это прямо про Фантомаса. То есть Фантомас по сути дела – бог, ему всё время не хватает какой-нибудь одной маленькой детали, и эта маленькая деталь оказывается самой существенной. То ему одного учёного не хватает, то ему денег не хватает или сокровищ всего этого мира, то ещё какого-то открытия. И, несмотря на всю эту фантастичность его замков, о которых я, конечно, тоже мечтал. Об этих подземных замках, чтоб у меня тоже была возможность когда-нибудь оказаться в таком невероятном месте. Видите, получается довольно любопытная вещь, что мы смотрим в детстве какой-то фильм, этот фильм становится частью нас, и потом, спустя годы, мы в ту или иную сторону этот фильм разворачиваем. Вот я как психоаналитик стал его разворачивать в сторону технологий.

Ну и, наконец, о чём мне говорить приятно, но, в то же время, как-то я стесняюсь. Я, наверное, становлюсь опять ребенком, потому что вот те окна, которые открыл этот фильм, они включают в себя и любовное окно, в каком-то смысле, потому что я влюбился в Милен Демонжо, конечно. И подруга Фандора – Элен стала девушкой моей мечты. Мне очень сложно говорить, что именно я в этом фильме смотрел. Я был потрясён всемогуществом Фантомаса, или мне больше всех нравился Луи де Фюнес, или мне больше всего нравилась Милен Демонжо, или всё-таки мои симпатии были на стороне Фандора. То есть этот фильм показывает мне необычайно важную психоаналитическую и кинематографическую вещь – идентификация не бывает одна.