5 April

Метод Мазина: Фрейд в кинематографе

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Мы можем обнаружить море психоаналитических идей в немецком импрессионизме и в кино “нуар”. И если Фрейд не появляется лично, это может означать, что он появляется, например, на фотографии или на портрете.

В 1962 г. Джон Хьюстон снял фильм, который, на мой взгляд, настолько точно передает саму атмосферу рождения психоанализа, что я бы посоветовал всем, кто интересуется психоанализом и Фрейдом, в первую очередь не книги о нем читать или не его книги даже читать, а посмотреть фильм. Это не фильм биографический о Фрейде, отнюдь, совсем нет, это фильм о родах психоанализа. Мы через камеру Хьюстона попадаем в голову к Зигмунду Фрейду. На ум мне приходит сцена из этого фильма, в которой сам Зигмунд Фрейд видит сон. Это сон о пещере со сталактитами и сталагмитами, в которой Фрейд и его пациент тянут канат то в одну сторону, то в другую сторону и, наконец, пациент тянет за собой Фрейда и летит в пропасть. Фундаментальнейшая идея заключается в том, что психоаналитик пассивен в каком-то смысле, только ухо его активно и больше ничего. А ведущим в этой паре, конечно же, является пациент.

Совсем другим Фрейд предстает в фильме “Опасный метод” Дэвида Кроненберга. Что такое психоанализ для Кроненберга? Это, цитирую, “новая форма отношений, которую создал Зигмунд Фрейд”. Этот момент Кроненберг удивительно тонко понимает, поэтому нет ничего удивительного в том, что этот режиссер рано или поздно должен был обратиться к образу Фрейда.

Каким человеком изображает Фрейда Кроненберг? Ответ на этот вопрос у меня один: рационалистом. Меня в этом убеждает та среда, в которую помещает своих героев режиссер. Если мы возьмем Юнга, то это человек, который чаще всего изображается у воды, это человек, который мечтает о лодке, который плавает в лодке, либо вторая среда для него принципиальная – это не вода, а кабинет ученого. Кто такой Юнг? Это настоящий ученый и в то же время настоящий мистик.

Фрейда мы видим в двух местах, я бы отметил две точки. Первая – это его кабинет. Вопрос: это кабинет ученого? Ответ: скорее, это кабинет любителя искусства, археологии и книг. Вторая среда, которая сразу же меня привела в изумление и восторг, – это регулярный парк. Фрейд попадает и постоянно находится в регулярном рациональном парке, это не один даже эпизод в фильме. Он предстает перед нами как рационалист.

К сожалению, если вы откроете некоторые энциклопедии, вы прочитаете жутко неправильные, на мой взгляд, вещи. А именно, что Фрейд был выдающимся иррационалистом. У меня против этого очень сильные возражения, и Кроненберг на моей стороне или я – на стороне Кроненберга, потому что мы настаиваем на том, что Фрейд – не иррационалист, а конченый, я бы сказал, рационалист. Что я имею в виду? Я имею в виду, что бессознательное Фрейда мыслит. И Кроненберг эту идею совершенно четко улавливает.

Фрейд становится более многогранным. Остается ждать, кто еще снимет какой-нибудь третий фильм, который бы привлек наше внимание, потому что да, я видел другие фильмы, кроме Хьюстона и Кроненберга, но как-то они мне не показались интересными.