22 July

Многоликий Дефо: роли актёра, которые мы особенно любим

Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Сегодня 65 лет исполнилось великому и прекрасному Уиллему Дефо. Иисус с грустной улыбкой, бог смерти, социопат, священник, вампир, гениальный художник, безумный смотритель маяка — количество проектов, в которых актёр успел поучаствовать, перевалило за сотню. Но в этот день мы решили вспомнить 10 наших любимых персонажей. Субъективно, предвзято, без какого-то логического объяснения — выбор редакции, и точка. 

«Антихрист» («Antichrist»), реж. Ларс фон Триер, Дания, Швеция, 2009

Пара занимается любовью, а в это время в соседней комнате их маленький ребёнок падает из окна. Мать уничтожает себя чувством вины, а её муж-психотерапевт (Уиллем Дефо), пытаясь помочь любимой, увозит обессилившую женщину в уединённый дом в глухом лесу. В этом отдалённом от людного города убежище их отношения захватывают жестокость и насилие.

Зритель наблюдает за страстной борьбой «разума» и «безумия». Дефо играет рассудительного и рационального мужчину («разум»), он привык держать крепко контроль за узду и анализировать практически всё подряд. Но в этот раз у психотерапевта никак не получается обуздать «безумие» (читай Шарлотту Генсбур). И все его практики проговаривания проблем, психоанализа и разговора «по душам» терпят обезоруживающее фиаско. И мы надолго запомним застывший магический взгляд героя Дефо, который в конце получает драгоценный дар — «золото молчания».

«Дикие сердцем» («Wild at Heart»), реж. Дэвид Линч, США, 1990

История любви, страсти, бунта, бегства взбалмошной Лулы (Лора Дерн) и «плохого мальчика» Сейлора (Николас Кейдж) одних поработила (в хорошем смысле), а других решительно взбесила. Но Дэвид Линч никогда не стремился к всеобщему одобрению, да и в категорию любимых режиссёров насильно ни к кому не набивается и по сей день.

В этом сюжете (почти) нет искривления времени и пространства, мистики и заигрываний с символизмом, но есть по-настоящему пугающий персонаж — Бобби Перу, которого и сыграл Уиллем Дефо. Этот коварный тип смертельно опасен, его верные спутники в криминальной мелодраме — паника и ужас. Он крепко ругается, угрожает жестокой расправой, кривляется, кричит, способен на изнасилование и убийство — от такого приятеля точно хочется поскорее избавиться. Казнить, нельзя помиловать.

«Американский психопат» («American Psycho»), реж. Мэри Хэррон, США, 2000

Днём Патрик предстаёт перед людьми обаятельным мужчиной, шагающим по улицам под руку с напыщенной уверенностью и женским вниманием. Но ночью изысканные манеры и обходительность моментально улетучиваются, уступая место жестокости и жажде крови, изощрённый маньяк выходит на охоту.

Конечно, критики и зрители повально аплодировали игре Кристиана Бейла, но и про персонажа Дефо забывать не будем. Юбиляр играет частного детектива Дональда Кимбалла. И, возможно, это единственный персонаж, который сохраняет хоть какую-то ясность ума во всём этом мракобесии, по крайней мере, так может показаться. На деле же «безумный блеск» в глазах и фирменная улыбка свидетельствуют о том, что и детектив не «самых честных правил».

«Маяк» («The Lighthouse»), реж. Роберт Эггерс, Канада, 2019

Эфраим Уинслоу приезжает на отдалённый остров, чтобы занять должность помощника смотрителя маяка. Вокруг бушует стихия, а в деревянной лачуге сон и явь переплетаются в причудливую сеть (в которую и угодил наш герой). Постепенно терять рассудок молодому человеку учтиво помогает хромой бородатый выпивоха Томас Уэйк (Уиллем Дефо). «Наставник» всячески издевается над «новобранцем», рассказывает странные истории (что из них правда — неизвестно), опрокидывает стакан за стаканом, танцует, как в последний раз, и проводит ночи в обнимку с «божественным светом» маяка. И, конечно, эта свистопляска добром не может кончиться.

Нельзя сказать, что именно в исполнении этой роли Дефо прыгнул выше головы. Так как подобные «прыжки в высоту» он исполняет в каждом фильме. Но однозначно ясно — безумию и инфернальной власти его героя противостоять невозможно. Оказаться с этим типом один на один на изолированном острове сродни хождению по адским мукам. Безумная и грустная улыбка, пронзительный взгляд, пугающая нервозность и головокружительные перемены настроения — от такого лучше держаться подальше.

«Зверофабрика» («Animal Factory»), реж. Стив Бушеми, США, 2000

Мягкотелому наркодилеру Рону Деккеру не повезло попасться на хранении марихуаны. В тюрьме его путь пересекаются с бритым налысо Эрлом Коупеном, местным авторитетом и главарём «братства». Тот решает сделать отсидку парнишки менее проблематичной. Почему и зачем?  Это известно только ему самому.

По сюжету Эрлу чуть более 40 лет, за решёткой он оказался, судя по всему, чертовски давно. Первые годы закалили его характер, оно и немудрено, учитывая дрянные условия, постоянные разборки и убийства исподтишка. И хотя фигура Коупена противоречива, ясно одно: оказаться в колонии под крылом подобного персонажа – большое везение.

«Человек-улыбка» («The Smail Man»), реж. Антон Ланшаков, 2013

Ужасная автомобильная авария оставила мужчину средних лет с повреждением нервов и параличом нескольких лицевых мышц. Как итог, несчастный вынужден улыбаться против воли до конца своих дней. Приспособиться к новому лику непросто; привыкнуть к тому, что люди всякий раз воспринимают безумный оскал за издёвку, кажется, в принципе невозможно.

Дефо в комедийном амплуа – любо-дорого смотреть. На протяжении девяти минут с его лица не сходит зафиксированная в одном положении псевдо-улыбка, но глаза выдают все возможные эмоции, на которые только способен человек, вынужденный всю жизнь страдать и доставлять неудобства окружающим.

«Взвод» («Platoon»), реж. Оливер Стоун, 1986

В тексте есть спойлеры

Крис Тейлор – самый обычный студент, коих в Америке пруд пруди. По собственной воле он бросает учёбу, подписывает себе едва ли не смертный приговор и отправляется во Вьетнам – отдавать долг Родине. Постепенно юнец обретает рассудок, а чудовищная действительность разбивает романтический образ войны (который выдумал Крис).

В этом фильме внимания заслуживают слишком много актёров, и всё же именинник у нас один, поэтому и остановимся на нём. Угрюмый сержант Элайас Гордон кажется слишком мягким для поля боя, особенно в сравнении с его сослуживцем Бобом Барнсом. Он с пониманием относится к новоприбывшим, ещё не освоившимся в джунглях, проводит свободное время с товарищами за курением расслабляющих наркотиков, пытается дожить до дембеля, а заодно помочь дотянуть до отъезда и остальным. Именно поэтому культовая сцена, в которой раненный и преданный бывшим другом Элайас бежит от вьетконговцев к вертолёту без единого шанса на спасение, так хватает за душу.

«Человек-паук» («Spider-Man»), реж. Сэм Рэйми, 2002

Хотя сюжет картины знаком даже тем, кто её не видел, вкратце напомним: социально неприспособленный старшеклассник становится лакомым кусочком для радиоактивного паука и после укуса последнего мутирует в сверхчеловека. Со смертью родного дяди, к которой парень невольно приложил руку, он принимает своё предназначение, облачается в красно-синий костюм и прокладывает себе дорогу в ряды супергероев.

Паркера Тоби Магуайера можно любить, а можно и на дух не переносить, и именно поэтому кинокомиксу невероятно повезло заполучить Уиллема Дефо для роли Нормана Озборна. История персонажа глубоко трагична: основатель корпорации и некоторого рода учёный, он до последнего сражался за сохранение компании на плаву и был вынужден пожинать плоды необдуманных решений. За свою жизнь оплошавший экспериментатор практически не отвечает – бразды правления перешли ко второй личности, Зелёному Гоблину. По итогу получаем антагониста с интереснейшей историей, за которого переживаешь ничуть не меньше, нежели за протагониста.

«Сказки стриптиз-клуба» («Go Go Tales»), реж. Абель Феррара, 2007

Управляющий убыточного стриптиз-клуба на Манхэттене Рэй Руби погряз в долгах: владелица помещения требует арендную плату, сотрудницы нуждаются в своём заработке, а деньги, к сожалению, не могут материализоваться по щелчку пальцев. Когда он не занят думами о чуде, то делит одну сцену с танцовщицами в незатейливых перформансах, после, впрочем, судьба подбрасывает ему новое испытание на прочность.

На неисправного оптимиста в лице Дефо сперва больно смотреть: его бизнес вот-вот исчезнет с лица земли, и вместо того чтобы заняться кампанией по привлечению посетителей, то бишь денег, тот продолжает надеяться на невозможное. И всё же Рэя, заядлого игромана, нельзя долго винить в попытках сорвать куш. Он хотя бы признаёт свою зависимость, пусть и ничего не может с ней поделать.

«Мой сын, мой сын, что ты наделал» («My Son, My Son, What Have Ye Done»), реж. Вернер Херцог, 2009

Детектив Хэнк Хэйвенхёрст со своим напарником прибывает на место преступления в загородный дом, где была убита пожилая женщина. Уже в другом здании полицейские находят виновника – Брэда МакКаллума, который, вероятно, пронзил мечом свою мать и взял в заложники соседей. Тот именует себя Фаруком, что-то кричит о Боге и кидает в «оккупантов» овсянкой.

И вновь Дефо играет детектива, правда, на сей раз персонаж находится в своём уме. Роль свихнувшегося же здесь отошла Майклу Шеннону. Смотреть на неизменно серьёзное выражение лица юбиляра непривычно, в какой-то момент даже можно поймать себя на том, что весь фильм только и ждёшь, когда проявится «бесовство» его героя.