18 November

Нанни Моретти – лауреат четырёх «Давид ди Донателло», восьми «Серебряных лент» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Нанни Моретти — итальянский режиссёр, актёр и продюсер. Лауреат четырёх премий «Давид ди Донателло», восьми «Серебряных лент» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Представитель так называемой большой итальянской тройки: Моретти, Гарроне, Соррентино. В 2016 году впервые приехал в Петербург, чтобы встретиться с российскими зрителями на киностудии «Лендок».

КИНО — ЛУЧШИЙ СПОСОБ ВЫРАЗИТЬ МЫСЛИ

Мне всегда казалось, на интуитивном уровне, что кино — тот самый, правильный, честный и точный способ, чтобы выразить свои мысли. Показать то, что внутри меня. Я всё время экранизирую собственную биографию. И именно отсюда рождается непременная ирония моих фильмов. Если воспринимать себя слишком серьезно — неминуемо покажешься смешным, так что лучше сразу начать смеяться над собой самому.

МЫ КОНЕЧНЫ

В последних фильмах я говорю о смерти. Когда тебе 20 или 30 лет, ты об этом практически не задумываешься, но теперь эта тема стала для меня куда более значительной. Я рассуждаю о религии, хотя напрямую это не проговаривается. Этого слова нет в сценарии. Но мы понимаем, что герои картин не верят в Бога, и, соответственно, для них смерть — это навсегда, и их потеря — окончательная потеря. Они понимают, что больше никогда не увидят близкого человека. Ни в каком другом мире. Это то, как я думаю. Что мы конечны.

ФИЛЬМ «МОЯ МАМА» — ОЧЕНЬ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Фильм «Моя мама». Это типичное проявление моего творческого подхода. Я чередую драму и иронию или даже самоиронию. На этой картине я снова, уже в третий раз, работал с замечательной актрисой Маргеритой Буй и очень счастлив, что именно её я позвал на главную роль. Но ещё этот фильм интересен тем, что, несмотря на свою автобиографичность, а трагедия, которая происходит в ленте, — это моя трагедия, так вот, несмотря на это, я сразу представил себе, что главной героиней должна быть женщина. Женщина-режиссёр. Это очень личная история, но мне хотелось рассказать её именно с женской точки зрения.

ЗАЧЕМ Я ОТКРЫЛ СВОЙ КИНОТЕАТР?

Ровно двадцать пять лет назад, в ноябре 91-го года, я открыл свой кинотеатр. Первым фильмом, который мы показали, был «Риф-Раф» Кена Лоуча. Я был бы счастлив, если бы он приносил мне какой-то доход, но последние годы, к сожалению, я терплю одни убытки. Зачем же я его открыл? Уже тогда я понимал, что роли режиссёра и даже актёра мне недостаточно. Я открыл кинотеатр, потом стал продюсером, потом стал заниматься дистрибуцией картин. Это не была миссия, я делал это просто потому, что оно мне нравилось. И я по-прежнему составляю афишу своего кинотеатра только из тех фильмов, которые сам бы хотел увидеть, но, к сожалению, теперь уже не ощущаю отдачи от поколения, идущего за мной. На дневных сеансах — прелестная публика: школьные учителя, профессура, домохозяйки, которые наполняют зал, а вот вечером я жду молодежь, но она не приходит. Она идёт в киноплексы и смотрит иное кино. Хотя я хотел создать кинотеатр, куда людям хотелось бы приходить.

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ КИНО ТВ

На самом деле, я бы показывал киноклассику. У нас в Италии тысячи спутниковых каналов, а посмотреть нечего. Так что я бы показывал кино 40-ых, 50-ых, 60-ых годов. Шестидесятым я бы и вовсе посвятил отдельную передачу: французская новая волна, авторское кино Италии, польское кино — для меня это самая важная линия в истории кино, к которой я привязан и чувствую с ней связь. И ещё я бы рассказывал о кино весело. Весело, но при этом серьёзно. Как я и снимаю своё кино.

Фильмы в материале: