21 January

Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»

Тимур Алиев
автор
Тимур Алиев

В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступил Пит Доктер, подаривший нам такие анимационные шедевры, как «Головоломка», «Вверх» и «Корпорация монстров». Тимур Алиев к новой работе режиссёра симпатией не проникся, поэтому рассказывает о том, чем вредна система координат студии, в которой, по мнению критика, у человеческой жизни нет никакого предназначения. Читаем, что же случилось с «Душой».

Школьный учитель Джо Гарднер (голос Джейми Фокса в оригинале) живёт мечтой. Его отец Рэй Гарднер был музыкантом, именно он привил Джо любовь к джазу. В юноше появился восторг, а после — и чувство сопричастности к «великому делу»: он стал заниматься музыкой, а именно игрой на фортепиано. Отца не стало, подростковый период юного Гарднера лёг на плечи матери (Филисия Рашад), которая душевным порывам сына предпочитала рациональное зерно. Повзрослевший Джо, ещё не похоронивший мечту о великом достижении в джазе, теперь учит музыке едва заинтересованных в этом учеников средней школы. Путь на большую сцену он так и не прошёл. Один счастливый звонок меняет жизнь нашего героя по щелчку, но поглощённый радостными мыслями о грядущих свершениях Джо… умирает. Его душа далека от принятия своей судьбы, потому оказывается в «Великом До» (Great Before) — месте, где неокрепшие души проходят «курс молодого бойца» накануне отправки на Землю. К джазмену «прикрепляют» самую упрямую душу под номером 22 (Тина Фей), с которой никто не может совладать. Джо на скорую руку придумывает план, как выйти сухим из воды, — и с капризной душой разобраться, и не отправиться в «Великое После» (Great Beyond), куда попадают души после смерти, и вернуться в собственное тело, чтобы стать наконец великим музыкантом. Но всё пойдёт наперекосяк.

«Свободы воли не существует, всё заведено природой». Кажется, именно так мыслит главный герой «Души», буквально живущий идеей о своём музыкальном предназначении. На «той стороне» Джо ещё не раз придётся пересмотреть взгляды на пресловутые «законы природы», существующие в этой вселенной. Герой будто списан с образа, о котором говорил Тайлер Дёрден: «Мы — поколение мужчин, выращенных женщинами». Мать героя постоянно третирует его, напоминая: «Мечтой сыт не будешь». Слово «концерт» для неё — красная тряпка; бесконечные выступления сына уводят его от «нормальной работы», где есть и пенсия, и социальные выплаты. Живи рационально, мечты для дураков!

В «Душе» нет никаких параллелей ни с «Одержимостью», ни с «Ла-Ла Лендом». Творения Дэмьена Шазелла если и перекликаются с анимацией Доктера, то весьма условно. Не будет здесь ни сбитых в кровь ладоней, ни романтического драматизма — всё куда сложнее и запутаннее. Спорная (по крайней мере дискуссионная) идеология, которую прописали сценаристы мультфильма, не выйдет на первый план для целевой аудитории 6+. Для неё здесь припасены стабильно безупречная рисовка в лучших традициях Pixar, благозвучный и ненавязчивый саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, а также традиционная игра на полутонах, где добродушный и наивный персонаж оказывается в ситуации, казалось бы, вселенской несправедливости.

Как можно свалиться в канализационный люк накануне главного события в музыкальной карьере? «Куда в этот момент смотрел Бог?» — задал бы вопрос среднестатистический взрослый зритель «Души», находящийся в плену мифов о деле всей жизни. Но чтобы говорить о нём, нужно вернуться в 2000-е. В июне 2005 года перед выпускниками Стэнфорда выступил Стив Джобс, один из основателей компании Apple и, кстати, студии Pixar. Через призму своего опыта он рассказал три истории о жизни, смерти и любви, общей константой которых стала идея о любимом деле. «Ваша работа заполнит большую часть жизни, и единственный способ быть полностью довольным — делать то, что, по-вашему, является великим делом», — говорит Джобс. Казалось бы, причём здесь «Душа»? Через 15 лет «малыш из Миннесоты» Пит Доктер полностью нивелирует тезис Джобса. Режиссёр представит детям и их родителям мир, существующий в системе координат, где у человека нет никакого дела всей жизни. Нет и, вероятно, не может быть никакого «призвания». Есть лишь менторы, заранее передающие знания, умения и навыки душам, которые поселятся в земных телах.

Pixar буквально хочет уничтожить свободу воли, лишить права на мечту, попутно обесценивая любые увлечения и особенности человека. Комплексы, проблемы с самооценкой, сложный характер? Ничего не поделать — такую душу сформировали в «Великом До», живи и терпи. Мечтаешь стать великим музыкантом, учёным или врачом? Обрати внимание на мелочи, что тебя окружают; лови красоту мгновения, всё остальное суета. Пит Доктер работает, как Леонардо ДиКаприо в фильме «Начало»: планомерно формирует идею, в данном случае — о бесцельном бытии. Плати налоги, оформи ипотеку, существуй в обыденности — прямо как душа 22, долгие годы не стремившаяся на Землю, оставаясь (условной) пленницей «Великого До».

«Душа» — не то, чем отчаянно хочет казаться. Но, вероятно, поймёт это лишь взрослая аудитория. За спиной у Пита Доктера одни из главнейших фильмов прошлых лет, рассказавшие жителям Земли о том, что одиночество («Вверх») и эмоции («Головоломка») — то, с чем можно и нужно справляться. А вот с жизнью, возвращаясь к «Душе», справляться необязательно — знай своё место, всё идёт по плану. Доктер, дорогой, ты увлёк за собой, но увлёкся собой.