26 October

Обзор (к)инопрессы #10: сериал «Хранители», «Маяк», претенденты на «Оскар» и списки под Хеллоуин

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Виктор Непша превращает английские буквы в русские. Обзор ведущих мировых киноизданий в новом дайджесте Кино ТВ.

«Хранители»: теперь сериал


Старт сериала «Хранители»: зрители сдержанно наблюдают, а вот критики нахваливают. Обратимся к текстам тех, кто имел возможность посмотреть сразу 6 серий из 9 в сезоне. Большинство изданий отмечают актуальность материала.
The Guardian говорит о проблеме возрождения фашизма, живучести расизма, недостатке доверия между стражами порядка и теми, кто должен бы на них полагаться.
The Hollywood Reporter, не брезгуя спойлерами, изучает связь шоу и оригинального комикса и приходит к мнению, что «Хранители» Мура и Гиббонса повлияли на карьеру и образ мышления создателя сериала Дэймона Линделофа в других проектах. Сам Линделоф признаётся: «Мы присвоили оригинальных “Хранителей” вопреки мнению одного из его родителей [Алан Мур традиционно отказался от участия в экранизации своей работы]. Это нормально, потому что я склонен ладить и соотносить себя с людьми, которые не слушают своих родителей». Vulture  публикует большое интервью Линделофа с публицистом Абрахамом Ризманом. Разговор получился доверительный: шоураннер советовался с Ризманом по поводу сериала ещё до того, как дал согласие HBO, и впоследствии общался с ним на всех стадиях производственного процесса. Давнее знакомство позволяет Ризману иногда спрашивать в лоб: о лицемерии и внутренних компромиссах при съёмках, женских персонажах, people of colour и том, что Линделоф сделал бы на месте Озимандии. Шоураннер, кстати, твёрдо уверен, что Алан Мур наложил на него проклятье.
Несколько изданий посвятили свои материалы ключевому событию первой серии — расовым беспорядкам в Талсе, история которых слабо освещена даже в США.
Vulture рассказывает о том, как всё снималось, а The New York Times собирает для своих читателей дайджест-ликбез о событии.

«Пробуждение моего демонического брата»: эксперимент, ставший культом


Алан Мур — не единственный маг в сегодняшнем материале. В октябре исполняется 50 лет «Пробуждению моего демонического брата» Кеннета Энгера, одной из ключевых работ американского киноавангарда 60-х. Почитать о масштабе влияния Энгера на современную поп-культуру в целом и жанр музыкального видео в частности можно даже на русском. Но, кажется, режиссёру до сих пор не воздали почестей сполна. Сам он якобы говорил, что его влияние на свои работы признавал только Мартин Скорсезе (а как же Ноэль Филдинг?), но нужно учитывать: Энгер любит поворчать и пожаловаться.
The Baffler  рассказывает о создании «Пробуждения». Фильм запечатлевает ритуал Алистера Кроули по призыву египетского божества Гора, в процессе участвовала пёстрая компания: Мик Джаггер, «Ангелы ада», член банды Мэнсона Бобби Боссолей, основатель «Церкви Сатаны» Антон Шадор ЛаВей и Харви Биали, молекулярный биолог и отрицатель СПИДа. Кроме фактического материала интерес в тексте вызывают фрагменты, посвящённые отношениям Энгера с индустрией: изобретение кино он считает тёмным днем для человечества.
Кстати, Боссолея, музу и любимца, режиссёр впоследствии обвинил в краже плёнок «Восхода Люцифера» и наложил на него проклятье. Учитывая дальнейшую судьбу первого — преступление и тюрьма — остаётся надеяться, что проклятия Алана Мура менее действенны.

«Маяк»: скоро


Filmmaker  поговорил с режиссёром Робертом Эггерсом («Ведьма») о новой картине «Маяк» (2019) с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном. Беседа, как водится в таких случаях, шла преимущественно об особенностях съёмочного процесса: суровых условиях Новой Шотландии, комическом даре Уиллема Дефо, спонтанности Роберта Паттинсона и работе с раскадровками. Для желающих узнать больше о «Маяке» вышло содержательно, несмотря на то, что Эггерс периодически впадает в претенциозность и излишнюю кокетливость, а беззастенчивости его неймдроппинга мог бы позавидовать Брэт Истон Эллис.

«Паттинсон любит быть спонтанным и удивлять меня, Дефо и самого себя. <…> Мы с Дефо пришли из театра и знаем: спонтанность может быть и в том, что планировалось сделать изначально <…>. При отсутствии спонтанности даже спланированный материал получается плоским. Поэтому люблю ли я Терренса Малика в его лучших проявлениях? Чертовски. Нравится ли мне что-то, имеющее аналогичное чувство, но тщательно спланированное, как у Кубрика, Бергмана или Тарковского? В их лучших проявлениях — да!»

HBO Max: новый суперстриминг


Rotten Tomatoes  собрал всю информацию о стриминговом сервисе HBO Max, которая известна на данный момент. Среди планируемых оригинальных проектов: спин-офф «Бриолина», перезапуск «Сплетницы», адаптация «Ордена сестёр Дюны» от Дени Вильнёва и анимационный сериал «Гремлины» по мотивам оригинального фильма. Кроме того, у сервиса будут «Друзья» (пока, Netflix), ряд супергеройских проектов DC, включая Batwoman, много других картин из каталога Warner Bros. и, что особенно приятно, все работы Studio Ghibli. Не стоит забывать и о железных хитах канала, которые всегда можно посмотреть/пересмотреть: «Клан Сопрано», «Игра престолов», «Мир Дикого Запада», «Чернобыль», «Прослушка», «Настоящий детектив», «Клиент всегда мёртв».

«Сатанинское танго» снова в прокате (американском)


Пока у нас прокатывают «Войну и мир», за рубежом подготовили не менее достойный ответ — отреставрированную версия «Сатанинского танго». Mubi поговорили с Белой Тарром о его opus magnum. Венгерский режиссёр рассказывает о знакомстве с автором одноимённого романа Ласло Краснахоркаи, двух годах в венгерских низменностях и связи с Брейгелем. При чтении предыдущих интервью с Белой Тарром часто не покидало ощущение зажатости, режиссёр оставался нелюдимым и закрытым с собеседником. Новый разговор в этом смысле получился более выигрышным, Тарр охотно делится практическими деталями съёмок и не злоупотребляет абстрактными ответами.
В целом, если не видели «Сатанинское танго», советуем срочно бросить все дела и восполнить пробел: осень в России, возможно, самый подходящий сезон для этого занятия, а 7,5 часов — не так много, чуть меньше трети одного дня.
«Журналист: [Десятиминутная] сцена танца [в баре] — наверное, одна из моих любимых в фильме. Как получилось создать её именно такой, давал ли ты какие-то специфические инструкции актёрам?

Бела Тарр: Чувак, только дурак будет давать инструкции актёру для этой сцены. На самом деле надо просто дать им свободу. Они много пили, были почти в стельку пьяны, и я увидел, что у них есть настроение потанцевать, мы сняли за один раз. Знаешь, всё должно быть о свободе. Позволь им быть свободными. На съёмках этой сцены я получил много неожиданного. Конечно, камера не может быть свободной, у неё строгая хореография, но свободны должны быть актёры, потому что им нужно показать себя».

«Оскар»: прогноз

«Оскар» всё ближе — прогнозов всё больше. Вот Vulture с детальным разбором «за» и «против» прикидывает, кто получит заветную статуэтку за главную мужскую роль. Давать прогнозы в этот раз особенно тяжело, кандидатов очень много (в материале подробно расписано про 11 человек), в том числе: лучшая роль Адама Сэндлера в карьере (как говорят) — тот самый «Джокер» Хоакина Феникса — омоложенный Роберт Де Ниро — вернувшийся в строй Эдди Мёрфи — Антонио Бандерас с больной спиной — усатый Роберт Паттинсон (скорее ради галочки, в «против» сразу оговариваются: чёрно-белый фильм о мастурбирующих смотрителях маяка — обычно не то, что интересует «Оскар»).

Антология мюзиклов


На сайте Британского института кино сразу два хороших текста про мюзиклы. Первый — это гайд по японским адаптациям жанра, от 1930-х до наших дней. Спектр широк, есть послевоенная японская консервативная сатира, крепкие работы жанровых мастеров с главными поп-звёздами своего времени и история о любви человека и енота. Но начать рекомендуется с чего-то попроще вроде «Воспоминаний о Мацуко». Традиционно для материалов BFI есть секция того, что смотреть не рекомендуется (но от этого только сильнее хочется).
Второй — список лучших мюзиклов каждого года, от «Певца джаза» (1927) до «Времени чудовищ» (2018). Нет смысла говорить о неизбежной пристрастности и субъективности, но подборка сможет обогатить будущие кинопланы как минимум парой названий. Список интересен соседством громких имен («Ла-Ла Ленд», «Величайших шоумен») и более специфических картин («Самая грустная музыка в мире», то же «Время чудовищ»).

Списки


– 100 любимых хорроров Эдгара Райта.
Топ вампирских фильмов от Rotten Tomatoes.
Лучшее от Джорджа Ромеро.
– Почти идеальные фильмы. В комментариях вычисляют критиков-авторов единичных негативных рецензий, есть рецидивисты.