29 December

Обзор (к)инопрессы #19: «Ведьмак», «Звёздные войны», датское телевидение

Виктор Непша
автор
Виктор Непша





Разборы и разгромы «Ведьмака», «Звёздных войн» и отдельно Малыша Йоды. Дель Торо рассказывает об «Ирландце», Иньярриту о «Паразитах», Эдгар Райт о «Достать ножи». Читает их всех и отбирает лучшее — Виктор Непша 




Датское к дате

Пока в инфопотоке повсеместно царят итоги года и декады, The New York Times неожиданно публикует материал про датское телевидение. В стране с населением чуть меньше шести миллионов человек, ТВ-отрасль развивается настолько бурно, что рабочих рук не хватает даже с учетом всех стажеров и малоопытных специалистов. 

Со стороны звучит почти как утопия: отраслевые компании отчаянно пытаются найти выпускников журфака без опыта на должность продюсера (зарплата – 6 000 долларов в месяц), молодые режиссеры находят дело через 1,5 месяца после выпуска, а работодатели просят Датскую киношколу удвоить количество обучающихся. Но, конечно, требования не ограничиваются количественным параметром: для местной индустрии важно сохранить локальную специфику и не пойти на поводу у международного спроса. Получится ли это сделать при неизменном росте темпов производства – видимо, вопрос, с которым будут разбираться уже 2020-е.

Режиссёры о режиссёрах 


Текст текстов на Variety: издание собрало компиляцию из 24-х высказываний режиссеров о работах коллег, выходивших в 2019-м году. На основной странице можно провисеть вечер, из интересного:

Гильермо дель Торо в чувственном эссе восхищается новым Скорсезе: «„Ирландец”, прежде всего, эпопея о потере: его масштаб не требует армий статистов или экстравагантного зрелища. Достаточно того, чтобы мы следовали за последним из своей породы – человеком, одиноко стоящим на грани забвения […]. Мертвы его враги и места, в которых они жили. Ушли в прошлое причины их гибели и лавры его победы».
Алехандро Гонсалес Иньярриту рассказывает о «Паразитах» примерно так же, как снимает сам: с пафосом, цитатами великих и странными метафорами вроде фильм/соус гуакамоле. Водка с балалайкой облегченно вздохнули в углу.
Майкл Мур предсказуемо разбирает «Джокера» с политической точки зрения: Америка, которая дала нам Трампа, обездоленные, которые могут дать нам отпор, мировое зло в виде банков и корпораций.
Питер Богданович (не без ворчания в адрес современной киноиндустрии) отдает должное «Брачной истории» Баумбаха, выделяя мощные актерские работы Адама Драйвера, Скарлетт Йоханссон и Алана Алды, почему-то забывая о чудесной Лоре Дерн.
Эдгар Райт восторженно воспевает «Достать ножи» и Райана Джонсона лично: говорит, Райан отличный друг, собеседник и режиссер, а его картина – идеальный баланс между зеленым экраном со спецэффектами и серьезным, но скучноватым кино. 

Criterion взяли интервью у Питера Стриклэнда – создателя одного из двух лучших фильмов об одежде-убийце последних лет. Преимущественно беседа идет именно о «Маленьком красном платье»: музыке, дизайне костюмов, ASMR как зоне отдыха и источниках вдохновения (неожиданно, работы Аки Каурисмяки повлияли в большей степени, чем джалло). 

Ради соблюдения условностей жанра речь заходит и о кумирах юности: помимо экспериментальных американских режиссеров вроде Стэна Брэкиджа, Майи Дерен и Кеннета Энгера, есть любопытная история о попытке освободиться от влияния линчевской «Головы-ластика» – вполне в духе сюжетов самого Стрикленда.

«Я пытался взглянуть с детской перспективы: когда, будучи ребенком, ты смотришь на кухонный лифт и не понимаешь, куда он ведет, начинаешь гадать, не спускается ли он прямиком в ад… или задумываешься, кровоточат ли манекены? В семидесятые руки манекенов были расставлены очень широко, словно они накладывали на вас заклинание. Еще я помню, как видел предметы одежды, назначения которых не понимал. Ты мог увидеть пояс с подвязками и подумать: «Что это?» Понимал – нечто интимное, потому получалась комбинация из кошмарного и эротического. Если вы ребенок, у вас нет языка для [выражения] эротического, но есть чувство силы чего-то за пределами понимания. Этот фильм [«Маленькое красное платье»] был предлогом для изучения таких интуитивных реакций на одежду».

«Звёздные войны»


Если отбросить вежливые условности, после премьеры нового эпизода «Звездных войн» многие пытаются ответить на вопрос «Что это было?». Hollywood Reporter подошел к задаче концептуально и составил 66 вопросов о Палпатине и его злодейском плане с учетом новейших событий в киновселенной – потому без спойлеров не обойтись. Получилось нарочито запутанно (от плана B у Палпатина добрались до плана E), смешно и немного грустно. К концу остроумие авторов скорее всего надоест – минусы концептуальной выдержанности. После прочтения 66-го вопроса кажется, что справедливой для Палпатина была бы гибель в рекурсии из собственных злодейских планов.

И Малыш Йода отдельно

Можно по-разному относиться к Малышу Йоде, но его мощь в киномедиа последних недель отрицать бессмысленно – она с лихвой перекрывает Палпатина и его mind games. Hollywood Reporter приводит весомые доводы в пользу того, что Малыш Йода – не просто условный вирусный мем, а отражение ключевых тенденций в современной поп-культуре: падение популярности реальных звезд и рост внимания к вымышленным персонажам, апогей интеллектуальной собственности и эскалация потоковых войн. 

Не все доводы кажутся убедительными – непонятно, чем именно уникален новый Йода, кроме иллюстративности примера, а громкие выводы о состоянии индустрии подкреплены достаточно поверхностной инфографикой. С другой стороны, часть, посвященная стриминговым войнам, дает достаточную сводку боевых действий противников.

«Ведьмак»


Еще одна серия ироничных реплик досталась свежей противоречивой премьере – нетфликсовскому «Ведьмаку». Vulture составили список из 10 вещей, которые вы не увидите в сериале – таким образом несколько топорно, но действенно выстраивается система критики того, что авторов текста не устроило в новой экранизации произведений Сапковского. 

Например: «Геральт из Ривии, также известный как Ведьмак (сыгранный [Генри] Кавиллом) – очень крупный волосатый человек, который говорит четко сформулированными предложениями. Он никогда не всхрюкивает, демонстрирует хорошие манеры, у него есть логическая и хорошо сформулированная предыстория, прямо указывающая на его текущую мотивацию».

Looper сохраняют нейтралитет и предлагают зрителю несколько малозаметных (по крайней мере, на взгляд авторов) деталей, которые можно было упустить на первый взгляд: отсылки к играм, музыкальное сопровождение, лого и фанатизм Генри Кавилла в мелочах

Киносписки



— Hollywood Reporter публикует подборку безумных нарядов с красных дорожек-2019: от многоглазого Эзры Миллера до Шейлин Вудлин в платье-пуховике 

Rotten Tomatoes сортируют все фильмы по «Звездным войнам» от худшего к лучшему
– Они же выбрали 100 лучших мюзиклов всех времен
– И снова «томаты». Теперь 5 любимых фильмов Хидео Кодзимы
The New Yorker выбрал десять лучших актерских перфомансов 2019-го. Среди прочих в деле Джо Пеши, Хелена Бонэм-Картер, Фиби Уоллер-Бридж, да и о Лоре Дерн, в отличие от Богдановича, не забыли.