14 февраля

Обзор (к)инопрессы № 25: праздник «Оскара», скорбь по Кирку Дугласу, воскрешение ромкомов

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Англоязычная пресса изворачивается в анализе итогов «Оскара», провожает в последний путь Кирка Дугласа, встречает из «того мира» ромкомы и балуется списками. Виктор Непша пропускает все эти истории через себя и выдаёт в кратком содержании.

«Оскар»: послесловие

Все обсуждают «Оскар». Но не смотрят? Церемония всё менее интересна зрителям, по крайней мере, по статистике ABC. СМИ, впрочем, пока анализируют не падающие рейтинги, а итоги премии:

NYT о победе «Паразитов» как ответе премии на OscarSoWhite.

«Также большой вклад в успех фильма внёс инди-прокатчик “Паразитов” Neon и его энергичная рекламная кампания, сообщили в руководстве премии. Студия, руководимая Томом Куинном, на контрасте с более крупными конкурентами широко раскрывала двери для журналистов — и превратила их в миссионеров. В гонке [за наградами] “Паразиты” обрели неотразимую историю: паровозик, который смог».

— Indiewire предлагают своё объяснение, почему «Паразиты» «Оскару» были куда нужнее, чем «Оскар» — «Паразитам», и приоткрывают завесу праздничной вечеринки Пона Чжун Хо.

«Ворвавшись в Soho House, Пон увидел режиссёра “Портрета женщины в огне” Селин Сьямма, которую прокатили мимо “Оскаров”, но которая приехала в город за единственной номинацией на премию “Независимый дух”. Пон вручил ей свою статуэтку за лучший международный фильм. “Она должна быть вашей”, — сказал он. В этот момент диджей объявил “Hits From The Bong” от Cypress Hill, а сам режиссёр проскользнул в толпу коллег, программистов и маркетологов из Кореи, большинство из которых работают далеко от классического Голливуда».

— 9 самых запоминающихся моментов церемонии от, внезапно, MarketWatch. Речь Хоакина Феникса, презрительное лицо Билли Айлиш, Эминем 17 лет спустя и всё тот же триумф Пона.

Harper’s Bazaar выложили фото самых красивых, по мнению издания, платьев церемонии. Как часто бывает в таких случаях, большинство нарядов принадлежат лицам, имеющим к самой церемонии (а иногда и к кино) достаточно отдалённое отношение.

«Оскар»: отступление

Пока Рене Зеллвегер празднует заслуженную победу на «Оскаре», журналисты Variety пришли пообщаться к Лайзе Миннелли о семье, триумфальном «Оскаре», чудном наряде на церемонии в 1973-м, работе с Бобом Фоссом и, куда без этого, отношению к «Джуди». Миннелли, несмотря на редкие роли в последние годы (из недавних проектов — культовый и недооценённый Arrested Development), не растеряла энергичности: планирует сниматься ещё и уже четыре года как находится в завязке после реабилитации (ей 73). Интервью лишний раз наводит на мысль, что экранный взбалмошный образ Миннелли Люсиль Остеро не так уж далёк от настоящего. И, наверное, это тот случай, когда искренность порыва перекрывает любой негатив от такого осознания.

«[Тони] Беннет стал одним из первых наставников Миннелли, как и покойный франко-армянский певец Шарль Азнавур. “Почти все мои движения — от Шарля, — говорит Миннелли. Она вытягивает руку, раздвигает пальцы и поднимает ногу. Это всё Шарль. Я была полностью сосредоточена, чтобы не делать то, что делала моя мама”».

Такеси Китано: ретроспективный взгляд

Mubi нагоняют ретроспективное настроение материалом про Такеси Китано — собственно, приурочен он к ретроспективе режиссёра на сервисе но, к сожалению, только в США. Привязка к конкретной программе имеет свои естественные минусы: текст слишком буквально подобран к фильмам на показ. Между третьей («Фейерверк») и четвёртой («Последний беспредел») картиной временной разрыв в 20 лет, и материал не особо сглаживает этот резкий перескок через полфильмографии. Тем не менее основные линии стиля Китано пойманы точно: противостояние между комиком и режиссёром, интерес к фигуре полицейского/гангстера, сочетание жестокости и уязвимости, брутальности и инфантильности. Отдельно интересны пунктирные заметки о причудливом сплетении динамики и неподвижности в ранних работах Китано и мысли о трансформации пары «юмор vs насилие» в «традиция vs современность» на примере «Последнего беспредела».

«Кино Китано возникло из <…> двух непримиримых персонажей: Такеси Китано (автор и режиссёр) и Бит Такеси (актёр и ТВ-мегазвезда) <…>. Необычайная популярность комика заслонила режиссёрские достоинства настолько, что, по собственному признанию Китано, его ранние работы воспринимались как хобби телеиконы. Потребуется международный успех “Фейерверка” (удостоенного “Золотого льва”), чтобы развеять скептицизм, окружавший его первые фильмы, продукты “кинолюбителя”».

Кирк Дуглас: некролог

5 февраля в 103 года скончался один из главных кинодолгожителей — актёр, продюсер и всё ещё главный Спартак — Кирк Дуглас. Зарубежная кинопресса поминает покойного:

Британский институт кино в классическом по формату материале даёт обзор насыщенной биографии Дугласа с акцентом на актёрском пути — от аморального журналиста Тейтума и оскароносного Ван Гога до пожилого учёного в провальном космическом триллере «Сатурн-3».

«Человек, явно движимый собственной жаждой жизни, он продолжал актёрскую карьеру, длившуюся более 60 лет, в театре, на радио, в кино и на телевидении, участвовал во Второй мировой войне, руководил продюсерской компанией, написал дюжину опубликованных работ (от знаменитых мемуаров до художественной литературы и детских рассказов); бродил по миру в качестве посла доброй воли своей страны, бросил вызов “чёрному списку Голливуда” и победил угрожавший жизни инсульт в 79 лет».

NYT предлагают портрет в схожем стиле, но с большим акцентом на темпераменте и личной жизни покойного (без лишней «желтизны»).

«Единственный раз, когда железная дисциплина Дугласа была почти нарушена, произошёл во время съёмок “Жажды жизни”. “Я почувствовал, что перехожу черту, ощущаю себя в коже Ван Гога, — писал он. — Я был не только похож на него, я был в том же возрасте, в котором он совершал самоубийство. <…> Пока мы снимали, я носил тяжёлые туфли, как у Ван Гога. Я всегда держал их развязанными, чтобы чувствовать себя неопрятным, неуравновешенным, рискуя споткнуться”.

Большинство людей, которые работали с мистером Дугласом, были либо напуганы его уверенностью в себе, либо отстранялись им. Он гордился своим мускулистым телосложением и физическим мастерством и регулярно отказывался от использования каскадёров и дублёров, убеждённый, что может сделать практически всё, чего требует ситуация».

Vulture пытаются проанализировать место Кирка Дугласа как представителя Золотой эпохи Голливуда в нынешней, пост-MeToo, системе координат, сопоставляя маскулинный образ актёра в нуарах со слухами об изнасиловании. Достаточно амбициозная задача для такого небольшого текста, достаточно неуместный повод (с учётом уровня аргументов) — и в то же время хороший показатель средней температуры по палате.

«Изображение Дугласа, спроецированное на экране, — неустрашимой мощи и неистового мужества — постепенно выходит из моды. Мужчины, когда-то отличавшиеся подобным, теперь лишаются своих пьедесталов, поскольку зрители и инсайдеры становятся всё более склонными к борьбе с женоненавистничеством, гниющим в сердце индустрии знаменитостей. Нам больше нравится мысль, что такая звезда, как Дуглас, способна быть и великим актёром, и хищником, иконой нуара и эмблемой того самого поведения, которому жанр стремился противостоять».

BBC (https://www.bbc.com/news/in-pictures-51398635) публикуют фотогалерею жизни Кирка Дугласа за разные годы.

Воскрешение (?) ромкомов

Guardian пытаются задать тренды уже с начала года, защищая ромкомы. По мнению автора, кризисный жанр воскрес из мёртвых, в первую очередь благодаря стримингам и diversity, и теперь, в 2020-м, нас ждёт новая волна ромкомов, с поправкой на ошибки прошлого и изменения в индустрии. Насколько такой прогноз точен — раньше времени не сказать, но в тексте, помимо этого, есть искреннее и резонное предположение, почему ромкомы всё ещё нужны нам, — стоит почитать хотя бы ради него.

«Мир — сложное место, и многие люди живут в тяжёлых условиях. Потому нам имеет смысл обратиться к свободным от цинизма ромкомам, безопасному пространству для того, чтобы испытывать и выражать эмоции <…>. Хорошие ромкомы найдут вас в моменты расставаний, медовых месяцев, месячных, похмелий, плохих и хороших дней. Они звучат правдоподобно для подростков, которые никогда не держались за руки, и для измученных романтиков, думающих, что всё это уже видели <…>. [Старым ромкомам не хватало понимания, что] любовь не случается только с гетеросексуальными белыми людьми. Быть шаблонным не обязательно плохо, когда шаблон работает. Это лишь несколько компонентов, нуждающихся в обновлении».


40 лет «Туману» Джона Карпентера

В рубрике «внезапное и небесполезное» — 7 советов для режиссёров с ограниченным бюджетом на примере отметившего 40 лет «Тумана» Джона Карпентера: посетить Стоунхендж, держать баланс эффектность-эффективность, добиваться масштабности с помощью камеры и открытых пространств, использовать для съёмок буквально всё, что есть под рукой. И руки тоже!

«Всякий раз, когда вы видите [в “Тумане”] призрачную руку, пробивающуюся через двери и окна, это одна и та же рука (хотя сцены с ней монтировали так, чтобы она казалась десятками) — друга детства Карпентера, Томми Ли Уоллеса, который также выступал монтажёром и продюсером фильма <…>. Включение [Джейми Ли] Кёртис [в съёмочную команду] помогло убедить её мать, легенду экрана Джанет Ли, сняться в роли мэра Антонио Бэй. Это имело неожиданные преимущества: Карпентер не стеснялся использовать звёздную славу актрисы “Психо”, чтобы убедить владельца местного ресторана оставлять заведение открытым подольше для завершения съёмок».

Списки

Лучшие роли Брэда Питта — теперь уже оскароносного.

— 200 лучших романтических комедий на закуску к тексту Guardian.

Киноработы Кирка Дугласа от лучшей к худшей. Спойлер: диапазон — от 100 до 0%.

— Перечень самых низко оценённых номинантов на лучший фильм (и там есть «Джокер»!).

— Самые пугающие говорящие животные в кино (коты лидируют, и большинство из них вы наверняка знаете).