23 June

Обзор (к)инопрессы #55: женщины расследуют убийства, «Первому стрелку» приготовиться, Риз Уизерспун на страже финансовой грамотности женщин 

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Очередная подборка от Виктора Непши самых интересных материалов о кино из иностранной прессы. 

Джиллиан Андерсон и Элизабет Мосс обсуждают друг друга 

Неутомимая Джиллиан Андерсон кочует из одного выпуска нашего дайджеста в другой. В прошлый раз она болтала с Хеленой Бонем Картер для Interview Magazine, в этот — встретилась с Элизабет Мосс, теперь уже для Variety. Актрисы обсудили свои роли в недавних проектах («Корона» у Андерсон и «Рассказ служанки» у Мосс), а потом вспомнили дебютные годы на ТВ («Секретные материалы» и «Безумцы» соответственно). Обе героини провели в своих первых крупных проектах аж по девять лет — в беседе было чем поделиться (хотя баек и сравнений сериального производства 90-х и нулевых — десятых хотелось бы побольше). Бонусом прилагается рассказ Андерсон о том, как она вживалась в роль Маргарет Тэтчер, от знакомства с архивными материалами до изменения прикуса.

«Мосс [о роли в “Безумцах”]: За это время вырастаешь, становишься взрослым. Кажется, что жизнь и работа сливаются. Путь, по которому 7 сезонов развивается персонаж, уникален: в 1-м сезоне тебе как актёру [с героем] ещё нельзя делать что-то, что уже можно будет в 4-м, потому что герой меняется постепенно. Получить возможность [сниматься] в этих 92 эпизодах — это как актёрское упражнение. Как ни странно, телевидение — моя первая любовь».

«Мосс: У меня ещё один вопрос о Тэтчер. Я обнаружила, что зачастую [в сериале] есть одна сцена, которая определяет весь сезон или характер [персонажа]. Была ли такая сцена у вас в “Короне”?

Андерсон: Сцена, в которой она готовит еду в своей резиденции. Роли жены и матери были важны для неё — как и то, что она продолжала совмещать их с постом премьер-министра. Она продолжала готовить для мужа и детей, гладить рубашки и гордилась этим — и хотела, чтобы все женщины делали то же самое!»

Она расследовала убийство: женщины-детективки

И чтобы не уходить далеко от телевидения. Новая большая тема в феминистском проекте MAI — детективки на телевидении. В частности, среди огромного количества статей раздела (аж 39!) встречаются:

  •  Разбор образа детективки на примерах, как выражаются авторки текста, сериалов среднего качества. В данном случае — «Костей» (2005–2017) и «Касла» (2009–2016).

«Если ограничиваться при разговоре о криминальном жанре только “качественными” шоу, такими как “Крах” (2013–2016), или скандинавским нуаром вроде “Убийства” (2007–2012), то может создаться ошибочное впечатление, что женщина-детектив — раритет, нечто необычное. Длительные шоу среднего уровня, такие как “Кости” и “Касл”, подтверждают, что подобный образ — скорее обыденность, чем редкость».

  • Анализ реинкарнаций мисс Марпл в российских (!) детективных сериалах — и всех соответствующих стереотипов о (даже самую малость) нестандартных образах пожилых россиянок.

«Начну с вопроса, почему считается, что стареющая русская женщина, которая достаточно умна, тщательна и решительна, чтобы раскрыть сложное преступление быстрее полиции, ведёт себя “неадекватно”. А также почему, после прохождения определённого “возрастного” порога, репертуар актрисы сводится к второстепенным ролям бабушек. Ответить на эти вопросы — значит смотреть не только сериал и реакцию публики на него <…>, а ещё и поместить шоу в культуру, которая унаследовала советские взгляды на стареющих женщин как на хрупких, пассивных, зависимых и готовых уйти на пенсию в невидимый мир домашней прислуги».

  • Статья о сериалах «Счастливая Долина» (2014) и «Убийство на пляже» (2013–2017) как образцах нового подхода к изображению преступлений на экране, по мнению авторки, с отходом от концепции индивидуальной вины и акцентом на обличении токсичной маскулинности. Пожалуй, самый спорный — но от этого не менее любопытный — текст из подборки.

«Как только преступления раскрыты, женщины[-детективы] сталкиваются с проблемой: как воспитать подвергшихся токсичной маскулинности сыновей? И более широким вопросом: как нам справиться с сексизмом и расизмом, свойственными патриархату? ТВ-нарративы [“Счастливой Долины” и “Убийства на пляже”] — готические аллегории того, как мы можем мыслить за пределами патриархата. Готические героини средних лет [в этих сериалах] решают сложные проблемы, оставаясь частью сообщества и сохраняя проницательность в темноте патриархального угнетения».

Дюрас говорит! Речь и голос в работах француженки 

В новом выпуске photogénie фламандского кинопроекта cinea — текст о голосе (-ах) в фильмах Маргерит Дюрас. Говорить о работах Дюрас в строгих конкретных терминах всегда непросто (особенно обсуждать дюрасовскую речь) — поэтому и материал получается несколько абстрактный, ускользающий от рациональности и конкретики. Присутствие голосов, не синхронных с изображением, — одна из главных кинематографических особенностей картин французской писательницы и режиссёрки. Наиболее наглядно автор текста разбирает эту стилистическую черту на примере «Песни Индии» — царства сомнамбулических сожалений, одного из самых удачных и простых для восприятия фильмов Дюрас. Местами эссе концептуально удачно соответствует материалу исследования — но от этого лишь яснее становится ощущение, что про это кино стоит как можно меньше читать, лучше его смотреть. И слушать.

«Как и у большинства людей, говорящих обо всём на свете, у Дюрас в центре её плодовитого и разнообразного творчества лежит факт, что ей нечего сказать — поскольку она не может проговорить то, что хотелось бы. Основная сила всех работ француженки воплощена в голосе, который кроется изнутри нас, проходит через нас; Дюрас говорит о том, как (наше) желание отчуждает нас от самих себя».

Риз Уизерспун рассказывает о ролях, финансовой грамотности и секретах успеха 

У Interview Magazine новая гостья в лице Риз Уизерспун — успешная актриса, продюсер («Большая маленькая ложь», «И повсюду тлеют пожары»), состоит в разнообразных топах самых влиятельных людей в Голливуде последних лет. В разговоре с актрисой, телеведущей и моделью Трейси Эллис Росс она перечисляет значимые для себя проекты, делится секретами покорения киноиндустрии и говорит о важности повышения финансовой грамотности среди женщин — даже хорошо зарабатывающих. Несмотря на несколько набивший оскомину лицемерно-голливудский стиль общения, интервью неплохо характеризует нынешнюю Уизерспун — трудоголика, суровую, но справедливую начальницу, борца за права женщин и мать (впрочем, только с витринными историями, ничего искренне-личного).

«Росс: Какая роль в карьере изменила тебя больше всего?

Уизерспун: Наверное, в “Дикой” (2014). Мне было так страшно, Трейси. Я посещала сеансы гипноза, было жутко. За три недели до начала съёмок у меня начались приступы паники. В фильме были нагота, секс, употребление наркотиков, но также и одиночество перед камерой. [До этого] я ни разу не снималась одна в сценах целыми днями. В итоге было, наверное, где-то 25 съёмочных дней без других актёров. Только я, камера и рюкзак».

Загадочная история Иэна Маккеллена 

Guardian поговорили с сэром Иэном Маккелленом в честь его недавнего дня рождения. Ещё один пример вдохновляющего трудоголизма: в 82 актёр продолжает работать и радоваться жизни: ворчит на поздравляющих, ест мятные леденцы и разгуливает в твидовом пальто с сигаретой — по-хорошему завидуешь такой старости. Из-за того, что Маккеллену часто приходилось играть персонажей старше своего возраста (Гендальф как самый яркий пример), в жизни он оказывается чуть ли не моложе экранного облика двадцатилетней давности. Этим Иэн регулярно вводит в ступор коллег по ремеслу — пожалуй, вместе с верностью собственному внутреннему ребёнку, ещё один надёжный вариант победы над временем.

«“Я всегда играл людей старше, когда был молод, — говорит Маккеллен. — Конечно, мне приходилось это представлять, поскольку я понятия не имел, что именно значит быть старым! Теперь, состарившись, я это знаю. И знаю, каково быть молодым. Потому что, становясь старше, внутренне ты не стареешь. Сказать честно? Мне около 12 лет”».

«[Маккеллен] собрал довольно уникальную фанатскую базу, состоящую из почитателей Шекспира, фанатов Толкина, ценителей комиксов и одержимых Гарри Поттером, которые постоянно принимают его за Майкла Гэмбона, актёра, сыгравшего волшебника Дамблдора в экранизациях Warner Brothers».

«Лучшему стрелку» приготовиться: отмечаем 35-летие фильма 

В этом году исполняется 35 лет «Лучшему стрелку» («Top Gun») — фильму, который запустил карьеру Тома Круза (да и Вэла Килмера, уже по-серьёзному) и познакомил мир с оскароносной песней «Take My Breath Away». American Cinematographer вспоминает съёмки картины: бюрократические трудности с Военно-морским флотом США, работа в условиях постоянного шума взлетающих самолётов, нюансы съёмки боевых сцен, неудачно катапультирующийся в воду Том Круз и многое другое. Фильм состарился не очень хорошо, да и в момент выхода его небезосновательно обвиняли в пропаганде милитаризма. Но история остаётся интересной с технической стороны, «Лучший стрелок» — хороший пример того, как далеко готовы зайти люди в стремлении эффектно показать убийственные военные игрушки. И насколько кино способно помочь в этом порыве.

«Создатели фильма стремились передать ощущение средневековой драмы, [изобразить] рыцарей в сияющих доспехах. Они решили снимать с небольшим отклонением по скорости (около 28 кадров в секунду [вместо стандартных 24]), чтобы добиться изменённого восприятия реальности, наблюдаемого на палубе. С этой скоростью снимались даже диалоги».

«Среди препятствий, с которыми столкнулась съёмочная группа [на базе ВМФ], было перемещение тяжёлого оборудования для съёмок на 12 этажей вверх. [Оператор Джефри Л.] Кимбал рассказывал забавную историю: съёмочная команда часто пользовалась небольшим лифтом, который высшее руководство [базы] и VIP-персоны использовали для перехода с одной палубы на другую. Однажды на борт поднялся адмирал, и когда он открыл дверь своего лифта, обнаружил, что тот нагружен кинооборудованием. “Ему пришлось пройти 12 пролётов, чтобы попасть на палубу, и ко времени, когда он добрался, он был довольно-таки взбешён, — смеётся Кимбал. — После этого мы прекратили пользоваться лифтом”».

Киносписки и бонусы

−10 лучших эпизодов «Рика и Морти» по версии Variety

– История Голливуда в 10 книгах

10 фильмов с музыкой кантри

24 мультфильма Pixar от худшего к лучшему

– Жизнь Майкла Кейна в объективе именитого фотографа Терри О’Нила

– 21 комедийный сериал XXI века от NYT