25 сентября

Обзор (к)инопрессы #6: «Эмми», «Друзья», Содерберг и Вим Вендерс

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Содерберг, Вендерс и Фредди Крюгер пробиваются сквозь частокол текстов об «Эмми» и «Друзьях». Виктор Непша продолжает читать англоязычную прессу ради вас.  

Противоречивая «Эмми»

22 сентября в Лос-Анджелесе прошла 71-я церемония вручения «Эмми», главной телевизионной награды США. Подробный список лауреатов без труда можно найти и на русском языке (главные сенсации, пожалуй, касаются сериала «Дрянь» и его создательницы Фиби Уоллер-Бридж), а вот что писали в зарубежных СМИ по итогам церемонии:

Небольшая заметка на Variety , констатирующая ожидаемое: у «Эмми-2019» рекордно низкие просмотры, всего 6,9 миллионов зрителей — на 33 процента меньше, чем в 2018-м. Не помогло ситуации и то, что параллельно церемонии шла трансляция американского футбола.
Ревью на всю церемонию от Indiewire: крутые речи от награждённых, но в целом скучно: без ведущего, без индивидуальности, зато с видеорядом, очевидно, подготовленным сильно заранее, иначе как объяснить присутствие в нём даже не номинированных шоу.
Аналогичный материал на Vulture, но в формате разделения на лучшие, худшие и поразившие моменты (в оригинале «The Highs, Lows, and Whoas»). Здесь всё не так категорично (хотя аргумент «ведущий нужен» в деле), лучших моментов по версии издания даже больше: не имеющая понятия об «Игре престолов» Гвинет Пэлтроу, похмельный Бен Уишоу и Билли Портер, объявляющий со сцены «The category is… LOVE!».
Там же Мэтт Золлер Зайц защищает спорную победу «Игры престолов».

Содерберг информирующий

Пару выпусков назад в дайджесте упоминался Стивен Содерберг и начало его карьеры в связи с 30-летием фильма «Секс, ложь и видео». Теперь речь идет о Содерберге наших дней: Filmmaker поговорили с режиссёром в Торонто. Поводом послужили новые «Прачечная» и «Птица высокого полёта». Учитывая темпы Содерберга, встречаться по таким формальным причинам с ним можно по несколько раз в год, и скоро, кажется, у журналистов могут закончиться вопросы, но пока интересного хватает. Например, режиссёр рассказывает, как отсмотр определённого киноматериала помогает ему формировать представление о будущей работе. На этот раз в дело пошли «Американцы» Джеймса Фоули и фильмы Скотта Бёрнса и Ричарда Лестера (последние, как сказал Содерберг, «просто для энергии» — так вот откуда он её берёт!).

В разговоре о посвящённой панамскому досье «Прачечной» режиссёр не скрывает: его цель в первую очередь — информировать аудиторию и популярно объяснить, что вообще произошло. Для этого он специально решил придерживаться комедийного формата и простоты подачи. В целом по чётким и развёрнутым ответам Содерберга видно, что в его работе существует продуманный детальный план и почти нет места для случайностей (иначе, наверное, и не вышло бы сделать 5 картин за последние 2-3 года).

Ближе к финалу читателя ждут фирменные рассуждения режиссёра о форматах кинопроизводства (в том числе плёнке), а также небольшой поворот в теме «Содерберг и оффшоры».

Filmmaker: Не хочу звучать слишком скептично, но веришь ли ты, что фильм [«Прачечная»] может достичь какого-то политического эффекта?
Содерберг: Ох… нет.
Filmmaker: Окей. *смеётся*
Содерберг: Изменения происходят разными способами. <…> Думаю ли я, что фильм повлияет на государственную политику? Нет. <…> Но [фильм] может повысить уровень осведомлённости о проблеме, заставить вас выйти после него, осмотреться и спросить: «Интересно, кому принадлежит это здание?» <…> Думаю, вакцинация людей такой информацией — хорошая вещь. Во что превратится это осознание в мире — понятия не имею.

Как создать космос

Indiewire рассказывают о том, как оператор Хойте ван Хойтема (работал с Ноланом над «Дюнкерком», «Интерстелларом», снимал «Она» Спайка Джонса, «007: Спектр» Сэма Мендеса) добился визуальных эффектов в «К звёздам». В первую очередь на ум из-за схожего сеттинга приходит именно «Интерстеллар», но режиссёр Джеймс Грэй изначально попросил ван Хойтема подойти к своему фильму принципиально по-другому. Например, была придумана идея о синхронизации света, пройденного расстояния и душевного состояния персонажа Брэда Питта. Она реализовывалась в том числе за счёт выпадения цветов из спектра по мере путешествия.
Вторая половина материала посвящена трудностям съёмок сцен лунных погонь — невозможно было осветить такую большую площадь одним источником света. Учитывая, что популярных материалов о работе операторов на подобных больших проектах в принципе не очень много, всегда интересно узнать, как людям приходилось выкручиваться (помог микс из 35-миллиметровой и инфракрасной камеры). Отдельно приятно читать про авторитетных операторов, которые, несмотря на свой статус и достижения (при встрече с Грэем ван Хойтема спросил: «Я никогда не видел твои фильмы. Ты хорош?») продолжают бросать себе новые вызовы. А насколько успешно получилось визуально, судить можно уже сейчас — картина не так давно вышла в российский прокат.

Юбилей «Друзей»

Сложно было остаться в стороне от этой даты. 22 сентября «Друзьям» исполнилось 25 лет. Крутых проектов, посвящённых этой дате, немало и на русском языке, но наша рубрика — про зарубежную прессу:

Insider делится тем, как можно отпраздновать юбилей шоу. Например, заполучить тематический набор LEGO и кофе ограниченной серии или посмотреть на знаменитый оранжевый диван, путешествующий по миру.
На Mental Floss — 40 фактов, которые вы могли не знать о «Друзьях», от первоначального названия до возможной связи Рэйчел и Бена из «Парков и зон отдыха».
The Economist, не без доли критики, о том, почему 25 лет спустя шоу всё ещё так любят во всём мире.
Indiewire напоминает, как сложились актёрские карьеры у исполнителей главных ролей в сериале.
Для Yahoo секретами о шоу делятся уже непосредственно создатели.
Внезапно Indiatoday рассказывает о гугловских пасхалках к юбилею сериала.
И, наконец, интернациональный бонус: празднование в честь «Друзей» на самом высоком здании в мире.

Американский Вендерс

Mubi анализируют режиссёрский опыт Вима Вендерса в Америке, а именно — «Хэммет» и «Отель „Миллион долларов“». В первый раз это был эксперимент — самый американизированный из немецких режиссёров той эпохи поехал по приглашению Фрэнсиса Форда Копполы, имея за плечами великую трилогию с Рюдигером Фоглером и «Американского друга». Всё закончилось превышением бюджета и жёсткой рукой Копполы, перемонтировавшей материал как ему вздумалось.

Во второй Вендерс уже успел снять все свои безусловные хиты вроде «Неба над Берлином» и «Парижа, Техаса», громко провалиться с «Когда наступит конец света» и открыть тот самый период творчества, который приведёт его в списки вроде «топ-5 режиссёров, утративших былое величие». «Отель» не изменил статус-кво автора — Мэл Гибсон, сыгравший главную роль, назвал фильм «скучным, как собачья задница», и, судя по всему, так считал далеко не он один.

Автор материала проводит параллели между двумя американскими работами Вендерса: детективы, сложный сюжет, развитие тем лояльности и двуличия, запутанные предыстории. Всё в итоге сводится к попыткам оправдать обе картины. Действительно интересному тезису недостаёт аргументации — текст будто бы обрывается на полуслове (более того, выбор именно этих двух фильмов для сравнения, помимо критерия «снят в Америке», всё ещё кажется не слишком убедительным).

Другое дело, что, даже сворачивая не туда, подобные тексты обычно вдохновляют на мыслительные спекуляции. Например, так: что, если травма от первого режиссёрского опыта в Америке и несовпадение мечты с реальностью догнали Вендерса и со временем подавили его творчество? И «Хэммет», казавшийся исключением в 80-е, обратился картинами вроде «Отеля», принимаемыми как закономерность 10 лет спустя.

Трудно быть Фредди

Роберт Инглунд и Хэзер Лэнгенкэмп для Guardian вспоминают о съёмках «Кошмара на улице Вязов». Первый — о нюансах создания образа, тяжести фирменных когтей и грибном супе на лестнице, вторая — о сцене в ванной и том, как попала в фильм ужасов вместо хьюзовских подростковых картин.

«Мой Фредди был вдохновлён Носферату [в исполнении] Клауса Кински, а также всеми монстрами Лона Чейни. То, как Фредди всегда стоял с широко расставленными ногами, я украл у Джеймса Кэгни — это поза, показывающая чистую силу. Люди удивляются, почему у Фредди такая странная осанка, с ссутулившимся правым плечом — всё из-за того, что коготь был слишком тяжелый и тянул меня вниз. Но мне нравилось, что я выглядел как ковбой, вытягивающий пистолет».

Испанский гид

У Rotten Tomatoes — тематический месяц испанского наследия, в связи с чем на сайте вспоминают о культовом журнале «Cine-Mundial» (1916–1948).

Издание родом из Нью-Йорка позиционировало себя как путеводитель в мир кино именно для испаноязычной аудитории (тексты, соответственно, тоже писались на испанском). За несколько лет от достаточно формального подхода Cine-Mundial перешёл к яркому фанатскому формату с многочисленными интервью, хрониками локального кинопроизводства и выдающимся визуальным оформлением. В последнем можно убедиться самостоятельно, перейдя к оцифрованным версиям по ссылке на любую из рецензий.
Даже без знания испанского синефильский журнал первой половины XX века оставляет приятное и одновременно мучительное (хочется всё это полистать вживую) ощущение. А владеющие языком смогут прочитать написанные по горячим следам рецензии на «Метрополис» (1927), «Огни большого города» (судя по англоязычному отрывку, рецензент не в восторге) (1931), «Волшебника страны Оз» (1939), «Гражданина Кейна» (1944) и многое другое.

Списки недели