22 January

Ожившие картины в фильме Тима Бёртона «Сонная Лощина»

Екатерина Кузнецова
автор
Екатерина Кузнецова

Фильмы Тима Бёртона вот уже десятки лет затягивают зрителя в мир готического орнамента, мрачных героев и тёмных сказок без начала и конца. «Сонная Лощина» — один из наиболее выдающихся примеров. Вместе с оператором, художником-постановщиком и художником по костюмам режиссёру удалось создать картину, которая вот уже более двадцати лет снова и снова «кидает» зрителя в конец XVIII века, время, наполненное загадками и мистикой. Екатерина Кузнецова отыскивает цитаты художественных картин, метафоры и отсылки в фильме Бёртона и обнаруживает подсказки в самых неожиданных кадрах. 

Молодой констебль Икабод Крейн приезжает в небольшое селение под названием Сонная Лощина для того, чтобы расследовать загадочные убийства. Местные жители уверены, что никакой загадки здесь нет: виновник всего этого безумия уже известен! Однако, когда Икабод узнаёт, что все преступления приписывают Всаднику без головы, двадцать лет назад убитому в бою и похороненному неподалёку, констебль яростно отрицает эти взбалмошные суеверия, потому что до этого присягнул науке и логике. Он начинает расследование с чистого листа, вооружившись своими самодельными научными приборами. 

На начальных этапах подготовки к съёмкам оператор Эммануэль Любецки предложил Бёртону выдержать «Сонную Лощину» в монохромном, практически чёрно-белом ключе. Режиссёру эта идея понравилась, и в итоге весь фильм снимали с использованием синего фильтра, что придало ему нужную атмосферу: ощущение постоянного присутствия в этой истории тёмной магии, будто мир загробный беспардонно вторгается в мир живых. 

(sic!) Кстати, интересный факт. Чтобы кровь казалась красной с учётом фильтра, в качестве реквизита использовали ярко-оранжевую жидкость. Этот приём было решено усилить с помощью контрастных акцентов в одежде главных героев. За создание костюмов отвечала Коллин Этвуд, которая сотрудничала с Тимом Бёртоном почти на всех его фильмах и за дизайн костюмов к фильму «Алиса в Стране чудес» была удостоена премии «Оскар». 

Этвуд рассказывала, что решила не столько отталкиваться от исторически точных образов, сколько уделить внимание именно смыслам. Одна из главных задач любого художника в киноиндустрии — отразить внутренний мир героя, и при создании этого «отражения» художница использовала живопись эпохи, в которую погружены персонажи картины Бёртона. 

Например, подобный цветовой акцент в костюмах можно увидеть на картине «Семья Джорджа Вашингтона» художника Эдуарда Саважа, которая была создана в 1789 году. Практически чёрно-белое сочетание в одежде Вашингтона и более мягкие, светлые тона у платьев дам — именно такой контраст мы видим в сцене у камина, когда Икабод Крейн только поселился в доме Балтуса Ван Тассела и попросил всех важных персон собраться в одной комнате. 

Пока констебль продирается через запутанное дело как через намертво сплетённые ветки в лесу, окружающем Сонную Лощину, разгадка всё это время находится рядом с ним; изо дня в день причина всех бед щеголяет в выдающихся по красоте костюмах, в которые «зашиты» недостающие подсказки. 

Как мы узнаём в конце, главная злодейка фильма, пробудившая Всадника, — это леди Мэри Ван Тассел. Для создания её финального образа Коллин Этвуд вдохновлялась известной картиной Эдварда Бёрн-Джонса «Сидония фон Борк» и сценой на балу из винтажного фильма «Мария-Антуанетта» 1938 года. 

Сидония фон Борк была богатой и влиятельной женщиной в средневековой Голландии, которую в XVII веке казнили как ведьму. Считалось, что она околдовывала всех вокруг себя, а её чары неминуемо становились причиной смерти. Леди Мэри оказывается поразительно похожа на образ, который закрепился за реальной Сидонией, и в этом платье она и погибает, увлечённая в загробный мир своим слугой — Всадником. 

Этвуд также рассказывала, что витиеватые, сплетённые друг с другом узоры и цветочно-древесные мотивы характерны для всех платьев Мэри Ван Тассел. Художница объяснила, что изначальным вдохновением служила кора дерева. Этвуд хотелось, чтобы героиня чувствовала себя как будто заодно с лесом, в котором выросла, однако выделялась на его фоне как нечто уникальное и величественное — нечто из другого мира. 

«Сонная Лощина» получила множество наград и была в том числе номинирована на «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Художник-постановщик Рик Хейнрикс признавался, что строил декорации к фильму «как обрамление к невероятным костюмам Коллин». И действительно, как бы ни пугали в фильме страшные безголовые трупы и Всадник с безумным взглядом и заточенными под клыки зубами — запомнить хочется не эти ужасы, а притягательную магию художественного полотна.