30 November

Пять фильмов Ридли Скотта, о которых вы можете не знать (а зря!)

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Сегодня исполняется 80 лет Ридли Скотту — режиссёру-визионеру, подарившему нам «Бегущего по лезвию», «Чужого» и «Гладиатора». Но сегодня Павел Пугачёв рекомендует смотреть те ленты именинника, что несправедливо остались в тени.

«Дуэлянты» (The Duellists), 1977 г.

Полнометражный дебют Ридли Скотта, снятый по мотивам рассказа Джозефа Конрада. Два гусара не сошлись характерами при первом знакомстве. С тех пор они, на протяжении 15 лет, устраивают дуэли каждый раз, как встречают друг друга. Лейтенанты дослужились уже до генералов, прошли бок о бок наполеоновские войны, уже успели забыть, с чего началась их первая ссора, но прекращать бессмысленное противостояние не собираются. Фильм, очевидно, вдохновлен «Барри Линдоном» Кубрика, чего Ридли Скотт никогда не скрывал. Он избегает всякой сентиментальности и примет костюмных драм. Он сохраняет холодную дистанцию, изредка позволяя себе усмехнуться в кулак. Сам постановщик вполне искренне называл «Дуэлянтов» комедией. Уже тут проявляется великолепное визионерское мастерство, непреодолимая тяга к несколько нарочитым цитатам из живописи, а также любовь к зверушкам — лошадям уделено не меньше экранного времени, чем Киту Кэрредину и Харви Кейтелю с косичками.

«Легенда» (Legend), 1985 г.

Эстетская сказка с принцессой, единорогом, волшебным кольцом, какими-то троллями, эффектным злодеем и уж слишком навязчивым сексуальным подтекстом. Пожалуй, именно поэтому фильм не стал хитом семейных просмотров. Проекту вообще не везло с самого начала: пожар в съемочном павильоне, превышение бюджета (чего Скотт не допустит больше ни разу), а при монтаже продюсеры вовсе выкинули в корзину полчаса ленты, вдобавок заменив саундтрек. Версия, приближенная к режиссёрской, вышла лишь в нескольких странах Европы. Но даже в сокращённом варианте фильм впечатляет хотя бы буйством красок, выглядя не хуже «Лабиринта» Джима Хенсона и «Экскалибура» Джона Бурмена. Отдельная радость — эффектный выход Тома Круза — тот прыгает с дерева, садится на корточки, а его улыбка освещает весь сказочный лес. Младший брат режиссёра, Тони Скотт, фильм не слишком оценил, но улыбчивого красавчика подметил, сняв его в «Лучшем стрелке».

«Тот, кто меня бережет» (Someone to Watch Over Me), 1987 г.

Клэр (Мими Роджерс) стала свидетельницей убийства. К ней приставили копа Майка Кигана (Том Беренджер). Понятно, что скоро они влюбятся друг в друга. Проблема только в том, что у полицейского уже есть семья. Этот мелодраматический триллер провалился в прокате, да и по сей день не пользуется особой популярностью. В отличие от народного хита с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон, любовная линия здесь не столь однозначна и может вызвать вопросы у поборников нравственности. А в художественном плане он будет поинтереснее: чудесный оператор Стивен Б. Постер («Донни Дарко») заливает все мягким холодным светом. Фоном играет Вивальди. Никогда до этого Скотт не был столь лиричным.

«Черный дождь» (Black Rain), 1989 г.

Нью-йоркские полицейские Ник Конклин (Майкл Дуглас) и Чарли Винсент (Энди Гарсиа) прилетают в Японию, дабы там отыскать жесктокого убийцу из Якудзы. Но расследование затягивается, местные власти дают преступнику скрыться, а на копов объявлена охота. Неоновый и туманный нео-нуар пользовался успехом в прокате, но не все зрители и критики оценили сверхжестокость ленты. Сцена, в которой одного из героев забивают цепями мотоциклисты, кружащие вокруг него, лишний раз напоминает, что этот режиссер однажды снимет «Ганнибала» и «Советника». Особо впечатлительным стоит посмотреть эту ленту хотя бы из-за операторской работы Яна де Бонта («Основной инстинкт»). А саундтрек написал молодой и малоизвестный немецкий электронщик Ханс Циммер.

«1492: Завоевание рая» (1492: Conquest of Paradise), 1992

Фильм про Христофора Колумба, главную роль в котором играет Жерар Депардье. Громоздкая историческая постановка, регулярные отсылки к живописи эпохи Возрождения и монотонная манера рассказа. Красивый провал, который даже кажется намеренным. Но кто-то все равно должен был снять в Америке фильм про то, что лучше бы ее не открывали.